Эта неугомонная девчонка настоящий «бесенок». Просто не угадаешь, на что только она способна. Не слушаться взрослых, драться, пропускать уроки... Может влезть руками в тетушкино варенье, может выругаться, как уличный мальчишка...
Ну и героиня! Врунишка, и плутовка, и лентяйка, и лакомка. Но почему-то автор, Габриель Шевалье, в полном восторге от этого несносного существа. Он любуется смуглой кожей девчонки, ее крепким телом, ее неистощимой выдумкой. Недаром он прозвал ее Пом «яблочко». С этим прозвищем идет через всю книгу ощущение чего-то упругого, яркого, легкого, душистого. И переводчик В. Фиников не должен был отнимать этот образ у русского читателя. Конечно, передать его не просто. «Яблочко» в русскую фразу, пожалуй, не встанет. Стоило поискать что-то другое: ну хоть, к примеру, Ягодка, Вишенка. Чтобы русский читатель, как и французский, мог ощущать аромат самого имени.
Пом это живой клубок энергии, так и прыгает, пружинит, звенит, ее день это дикарский танец во славу жизни. И в этом главное ее обаяние.
А шалости, что не дают покоя взрослым, все буйные выходки и проделки? О, Габриель Шевалье дает им гениально простое объяснение. Только на опыте щенок или котенок узнает, что огонь обжигает, а ребенок что нельзя есть спички, пить чернила и говорить бабушке «бованчик». Ведь ребенку нужно за короткий срок усвоить столько обязанностей и запретов, правил обращения с бесчисленными пред- < метами и людьми вокруг. Тумаки и наказания (сколько их в жизни Пом!) помогают ей определить меру дозволенного и недозволенного. Книга Габриеля Шевалье о том, как человеческий детеныш примеряется к законам жизни пробуя, обжигаясь и отскакивая и умнея с каждой ошибкой.
Не зря выше сухих школьных познаний Габриель Шевалье ставит такие своеобразные ценности: Пом никогда не теряется, смело переходит улицу, бесстрашно обходится с огромными собаками и самыми угрюмыми людьми, любит что-то открывать, затевать, всех тормошить. Жизненное чутье, самостоятельность вот главное, что нужно маленькому человеку для завоевания жизни. Об этом прежде всего и должны заботиться взрослые.
И все же главный герой книги даже не сама Пом, а удивительный дуэт: озорная восьмилетняя девчонка и Габриель Шевалье автор, он же герой и рассказчик, он же «старина Габ», друг маленькой Пом. Главное в книге их необычные отношения.
Это неуловимо тонкая смесь: и равенство двух товарищей, и в то же время мудрая бережность взрослого, чувство меры. Как его не хватает подчас взрослым! Как часто на каждую выходку ребенка ожесточенно отвечают грозной шкалой наказаний, словно мстя ему за шалости и проделки, которые досаждают взрослым, но без которых ребенок не ребенок. Такой груз всяких «нельзя» может выдержать только бесчувственный робот.
Габ очень здраво рассуждает, что ребенку просто необходимо переболеть, как корью, какими-то нестрашными грехами. Пусть Пом иногда приврет но ведь это так, чтобы интереснее было. И тут же сама похвастается, что все придумала. Ведь ее приучили быть откровенной: честно признаешься не накажут. Пусть ей случается таскать у Габа медяки на сласти или у мамы мед из шкафа над ней просто посмеются в легком общем разговоре. Пом сконфузится, но не будет придавлена, уязвлена, не будет считать взрослых своими врагами. Все понимают, что смешно всерьез распекать ее за ложь и воровство. Девчонку не карают тяжко за малые провинности, и они не укореняются глубоко, снимаются легкой шуткой, дружеским поддразниванием, доверительным разговором.
Даже если ссорится Пом с матерью или с Габом, как чутко определяет Габ, что и ссоры эти лишь еще один выход для буйного бесенка, сидящего в Пом, это тоже игра, когда ей скучно. Легкий талант играть с ребенком в его жизнь-игру как много устраняет он взрослых огорчений и детских слезных обид! Этот веселый дар нужен всем воспитателям как противоядие от тяжеловесной педагогики.
Попробуйте именно так подойти к своим детям и вы откроете, насколько ваши дети лучше, чем кажется вам в ежедневной утомительной «борьбе» с ними. И насколько легче станет ваша жизнь!
Ребенок, не стиснутый оковами непомерного принуждения, растет естественно, как растение, он не привыкает скрытничать, притворяться, проказничать исподтишка и подлаживаться к взрослым. Книжка заставляет нас задуматься над отношениями с детьми.
Здесь-то и лежит разгадка своеобразия книги, ее жанра. Конечно, есть в ней и неподдельно живые сценки. Пом бегает, смеется, дразнится, лукавит... Есть забавные детские словечки и выражения. Но всего этого не так уж много для детской книжки. Зато что-то очень много целыми главами идут мысли рассказчика, его прямые рассуждения о Пом, о ее прошлом и будущем... И не сразу поймешь да ведь это просто педагогический дневник, книга для родителей, размышления взрослого над развитием детского характера. Но написано это живо, увлекательно, горячо и не узнаешь в таком обличье строгий педагогический жанр.
Эта удивительно теплая, лирическая книга необычна для Габриеля Шевалье, современного французского юмориста и сатирика. Трудно представить себе, что это он автор романа «Клошмерль», который мы знаем по великолепному фильму «Скандал в Клошмерле».
Читатель сумеет различить в книжке и невольные слабости писателя (связаны они с ограниченностью его социальной позиции), и силу, искренность, благородство, честность его души. И сумеет взять из книги лучшее: уважение к личности ребенка, умение подойти к нему, понять его, чуткость, гуманность, чистоту человеческих отношений.
Семья и школа, 1964, ╧5, с.34.
|