Пока с тобой не случилось что-то неожиданное, страшное ни за что не веришь, что с тобой может случится такое. Где-то там в книжке, в кино да. Или хотя бы далеко, где-то в другом месте, с кем-то другим. Но почему со мной? А если однажды и тебя настигнет? Каков окажешься ты тогда?
Такое испытание нагрянуло на жителей маленького поселка, о котором рассказывает популярный австралийский писатель Айвен Саутолл в книге «Поселок Тополи», получившей национальную премию года.
В аннотации сказано, что едва ли не главный герой книги пожар. Это и так и не так.
Да, пожар на этой раскаленной земле совсем не то, что мы привыкли вкладывать в это понятие в обычной жизни. Здесь, где на тысячи миль необозримая безводная сушь, где жесткая трава и кустарник, словно фитиль, только и ждут малейшей искры, где лес точно гигантская бомба замедленного действия, где неистовый жаркий ветер точно огонь без пламени, здесь пожар это величайшее бедствие, память о котором в крови поколений, грозный враг, о котором не забывают никогда, словно в осажденном городе.
Но как ни впечатляюще рисует автор картины пожара, все же главный герой книги не пожар, а люди, которых он призвал как тревожный зов сирены.
Очень точно найденный прием пока грозная весть еще не обрушилась на людей, автор рисует их всех по отдельности. Словно в разрозненных киноновеллах, камера показывает поочередно каждый дом. Воскресное утро. Просыпается одно семейство за другим. Бакингемы. Фэрхоллы. Джорджи. Каждый замкнут в своем доме, своем участке, своей ферме. Всюду свои планы, свои заботы.
Очень трудно выйти за черту этого привычного огороженного мирка. Не сразу они могут поверить в страшную новость. Старик Джордж поначалу буркает: «Если где и горит, пусть другие тушат. У нас своих забот хватает», И Бакингем успокаивает жену: «Горит не на нашем участке. И не на нашей улице. Горит если вообще еще горит так далеко, что нам решительно все равно, есть там пожар или нет».
Но затем зарево пожара придвигается вплотную и словно сметает все заборы и перегородки между людьми. Нет отдельного дома, отдельной судьбы. Нельзя смотреть, как горит дом соседа, и спастись самому. Все связаны со всеми.
Мужчины и женщины уезжают добровольцами в зону пожара. Дома остаются только старики и дети. Но пожар перекидывается и сюда.
Дед Таннер укрывает от опасности двух малышей, которых оставили ему на попечение. Стелла помогает Лорне, с отцом которой случился приступ. Потом бросается разыскивать своих брата и сестренку. Зовет себе на помощь Питера. Правда, утром они поссорились, мальчик все еще на нее обижен. Но разве сейчас время для обид? «Неужели ты на меня дуешься? В такое время... Ты же видишь, какое небо. Ты же понимаешь, что будет? Если мы чего-то не сделаем, люди могут сгореть заживо». Перед лицом опасности в каждом пробуждаются все резервы души. И даже трое подростков, которые оказались нечаянными виновниками бедствия и были поглощены только своим страхом, спешили куда-то убежать, спрятаться, исчезнуть, даже они останавливаются в своем паническом бегстве, не могут не откликнуться на отчаянный призыв Лорны, не могут бросить ее с умирающим отцом...
Эта книга из тех, которые стоит дать в руки каждому, особенно подростку. Быть может, над ней не раз перехватит дыхание, возможно, прольется и не одна слеза. Но повесть эта заставляет каждого проверить себя, примерить к подобному испытанию, иного заставит устыдиться мелкого нытья в куда более благополучных условиях. Это книга, которая несет такой необходимый для жизни заряд стойкости.
Семья и школа, 1972, ╧11, с.55.
|