Почему появился Питер Пэн? Потому что этого очень хотелось маленькой английской девочке по имени Венди.
Если очень захотелось сбудется. Так утверждают книжки для тех, кто умеет очень сильно желать, для детей.
Кто хочет иметь друга достоин его иметь. Летчику было одиноко в пустыне к нему явился Маленький принц. Малышу было грустно без друга к нему явился Карлсон, который живет на крыше. А к Венди прилетел Питер Пэн, тот самый, который жил у фей. Верно, было в нем то, чего не хватало послушной, аккуратной девочке. Он был весьма дерзкий мальчишка. Никогда не вытрет ноги, входя в комнату. Да и не войдет как следует, а влетит через окно. А какой он ужасный зазнайка! Если его похвалишь, он ни капли не смутится: «Да, я милый! Я очень милый!» Но он и впрямь очень мил. Даже феи, которые в сказке Барри отличаются неожиданно вздорным нравом и не прочь устроить какую-нибудь каверзу, только дружески щелкают Питера по носу. Даже звезды порой помогают Питеру в его проделках, хотя он и их частенько дразнит подкрадывается сзади и пытается задуть. А дети от него просто в восторге. С Питером не соскучишься. Венди и ее братьев он научил летать. Детям это легко надо только подумать о чем-нибудь приятном и удивительном. Ну и, конечно, нужно еще немного волшебной пыльцы. С ним Венди, Джон и Майкл смогли въявь добраться до своего любимого острова Небывалого, где Питер был капитаном пропавших мальчишек тех, что вываливаются из колясок, пока няньки смотрят в другую сторону. Но что самое неотразимое для Венди о нем можно заботиться. Ведь у него нет мамы. Венди будет рассказывать ему сказки ему и всем пропавшим мальчишкам. Будет штопать им чулки и пришивать карманы. Ведь у них подумать только! на всех ни одного кармана. А по вечерам она будет укладывать их спать и поправлять им одеяло. Совсем как мама. Она будет мамой всем этим мальчишкам. Будет хозяйкой в маленьком домике, который они построили ей на острове. Венди очень любит свою маму, но попробовать самой что может быть интереснее! Каждый находит на острове Небывалом то, что ему больше всего хочется. А мальчишек там ждут приключения, индейцы, пираты, русалки...
На этом острове откровенно нарочито собрано все, чем соблазняют воображение детские книжки, о чем мечтают мальчишки во сне. Так и ходят по кругу на крохотном островке на шаг друг от друга выслеживая, охотясь, подстерегая, за мальчишками пираты, за пиратами индейцы, за индейцами дикие звери. Явный перебор. Да ведь автор и сам подсмеивается над этим изобилием романтики, над традиционной кровожадностью пиратов, стандартным прямодушием индейцев, непременной роковой красотой отважной Огненной Лилии, дочери вождя...
Но приключения, которые автор словно бы небрежно как придется выбирает из пригоршни возможных, говорят не только о дорогих мальчишескому сердцу воинственных доблестях. Питер пожалел как-то птицу Небылицу, а потом, в минуту опасности, она самоотверженно спасает его, рискуя самым дорогим. Питер встречает, наконец, своего заклятого врага, пиратского капитана Джеймса Крюка, но не наносит удара: противник стоит на крутой скале ниже его, драться так было бы нечестно. А когда Крюк в эту минуту предательски напал на него, Питер потрясен до глубины души: несправедливость незнакома ему, непостижима.
Так даже расхожий арсенал приключений и выдумок несет драгоценные крупицы, из которых лепится характер. Возможно, пираты и индейцы слегка устарели, но дети играют так упоенно, так самозабвенно, что все, чего коснется неуемная мальчишеская фантазия, оживает. Именно Питер вечный мальчишка, романтик и выдумщик вдыхает жизнь в остров Небывалый. Когда Питера нет на острове, пираты и индейцы устраивают себе выходной, потихоньку объедаются и при встрече с врагом только показывают кукиш. А стоит появиться Питеру и условные фигуры обретают кровь и плоть. Но ведь каждый ребенок перед сном переселяется в такую же дикую и прекрасную страну, сам творит ее.
Есть верный признак талантливой книжки для детей. В ней не властны законы скучной обыденной логики. Самые странные странности в ней естественны и необходимы, как необходимы детям всякие перевертыши, «лепые нелепицы». А уж с Питером, который жил у фей, могут происходить любые чудеса. Никто не удивится, если Питер выскочит в окно с третьего этажа, и только его тень не успеет. Ее сцапала Вендина нянька собака-ньюфаундленд по кличке Нэна. Нэна хотела вывесить тень за окошко, чтобы Питеру было легче ее забрать, но Вендина мама решила, что тень портит фасад, и спрятала ее в комод. Когда Питер нашел свою тень, она изрядно помялась. Он никак не мог прилепить ее обратно. Венди пришила ему тень, начиная с пяток, это было очень больно.
Но вот что самое удивительное (конечно, для взрослых, а не для детей): про Питера Пэна слышала еще Вендина мама, когда была маленькая. С тех пор он не стал старше, ему столько же лет, сколько Венди. А потом, через много-много лет, он прилетит играть с Вендиной дочкой, И никогда не вырастет, так и останется мальчишкой. Для Вендиной мамы это странно, а для Венди ничуть. Сколько уже поколений сменилось с тех пор, как приходят к ребятам Том Сойер и Буратино, король Матиуш и Алиса из страны чудес, Чук и Гек и смелый Тимур. И к каждому поколению они приходят ровесниками. Сколько еще поколений перейдет в сословие взрослых, а они так и останутся детьми. Но обычно это чудо вечного детства остается за кадром, за рамками книги. Читая, дети об этом не задумываются. А здесь это удивительное свойство вошло в ткань сказки, движет ее сюжет. И ребенок если и не задумается всерьез, то неосознанно уловит раздумья автора о времени, о детстве, и грусть от того, что оно проходит, и от того, что все дети должны стать взрослыми.
Но все грустное и сложное растворено в легкой улыбке, в приключениях и вымыслах, битвах с пиратами. И лишь бегло, между строк проступает взрослое знание, знание невозвратимости, быстротечности, неповторимости лучшей поры человеческой светлой, не отягощенной никаким грузом поры детства. Оно проступает где-то фразой, словом, которого дети могут и не понять в полной мере, но что незаметно оседает в памяти, западает в душу. Если в кинофильм вставить кадры другого сюжета, мелькающие со сверхобычной скоростью, то глаз не успевает их фиксировать, но где-то в сознании оседает добавочная информация. Так дети слышат и не слышат грустные обертоны этой веселой книжки. То, рассказывая об острове Небывалом, автор вздохнет: «К этим волшебным берегам вечно плывут в своих лодках дети. Там бывали и мы. Нам и сейчас еще слышен порой шум нездешнего прибоя, но ступить на те берега нам больше не дано». То закончит сказку такой неожиданной нотой: «И так оно будет продолжаться всегда, пока дети веселы, бесхитростны и бессердечны».
Бессердечны? Не обмолвка ли это в такой милой сказке? Но ведь Питер Пэн воплощение детства, а дети вовсе не ангелы. Им присущ наивный эгоцентризм. Невинная сосредоточенность мыслей только на себе. В их маленький мир еще не нашли дорогу внимание и сострадание к другим, забота о ком-то. Пока все заботятся о них они принимают это как должное. Дети и не подозревают о своем эгоизме. Им трудно увидеть себя со стороны. И потому умные детские книжки освобождают детей от этого груза слабостей, передают их какому-нибудь вымышленному Карлсону или Питеру Пэну. Потому Питер такой самовлюбленный хвастунишка. Потому он так забывчив. Он увлечен лишь настоящей минутой и забывает свои вчерашние слова, свои приключения, свои подвиги, подчас даже своих друзей. Способность думать о других это начало взрослости. С острова Небывалого возвращаются тогда, когда вдруг понимают, что мама плачет дома одна, что днем и ночью в ожидании распахнуто окно, оно зовет оторваться от своих игр и развлечений ради тех, кто любит и ждет.
И все же взрослеть очень грустно. Вырастая, Венди словно чувствует себя виноватой перед Питером вечным мальчишкой с его неугомонным воображением, бесхитростным благородством, беззащитностью перед незнакомой ему, непостижимой для него несправедливостью. Может, и не зря Питер отказался взрослеть променять свою веселую и беззаботную жизнь на скучные взрослые хлопоты, хождение на службу. Может, многие ребята будут с ним согласны. Но уже подступает смутная догадка, что придется вырасти, что впереди неизбежные тревоги и заботы, что беззаботность и бессердечность иногда почти синонимы и что нельзя всю жизнь прожить на острове Небывалом.
И это грустное знание окутывает легкой дымкой занятную остроумную сказку, пронизывает ее скрытыми глубинными течениями. И потому в нее окунаешься, возвращаясь к ней, с каждым разом все глубже. Это верный признак тех детских книг, которые провожают нас друзьями долгие годы.
Семья и школа, 1969, ╧10, с.48, 50.
|