Эдварда КУЗЬМИНА

И небо в чашечке цветка

Глеб Горбовский. Чудеса под ногами: Стихи.
М.: Детская литература, 1967.

Э. Кузьмина. Светя другим:
Полвека на службе книгам

    М.: ИД ╚Юность╩, 2006.
    Обложка Вадима Калинина
    (по мотивам М. К. Чюрлёниса)
    ISBN 5-88653-079-7
    С.176-178.
    /Раздел «Самые лучшие чудеса»/



            Пуговица. Консервная банка. Спичечный коробок. Гвоздь. Что это? Разные разности, которыми набиты ребячьи карманы? «Ерунда» по мнению взрослых, а для мальчишек — сокровища? На сей раз — это темы книжки «Чудеса под ногами». Даже не темы — герои.
            Мальчишки этому не удивятся. Ведь это излюбленные их игрушки, увиденные вблизи их любопытным глазом. И они охотно включаются в игру, которую предлагает им поэт Глеб Горбовский:

                            Шире уши и глаза,
                            перед вами — чудеса!
                            Спотыкается сапог
                            о какой-то черепок.
                            Знать ужасно интересно,
                            кем он был, пока не треснул?

                            Вот лежит железка,
                            ржавая, без блеска.
                            А ведь это был замок.
                            Что он делал?
                            Что он мог?


            Поэт играет в эту игру легко и весело. Задорной скороговоркой звучат воспоминания старого башмака, который когда-то гулял вместе с братом:

                            Зимой под ними — лыжи,
                            весной под ними — лужи,
                            то — в непролазной жиже,
                            то — в нестерпимой стуже.


            В забавную картинку вплетается порой чуть элегическая нота:

                            В домике фанерном — чистота.
                            В домике фанерном — пустота.


            Так неожиданно увиден спичечный коробок, где «когда-то — день назад» жили спички. Все нашли себе дело. Кто зажег газ, кто свечку, кто костер... Очень уважительно рассказано о спичках-работягах. О, нет, никаких выводов, назиданий. Но эта уважительная интонация отложится в воображении ребят. Так — начиная с простых и знакомых мелочей — книжка незаметно приращивает малую толику к душевному опыту ребят.
            Почти неуловимо растворена в живописной зарисовке мысль стихотворения «Кулек»:

                            Кулек из-под черники,
                            страницы бывшей книги.
                            В ней рассказывал писатель,
                            как работал носом дятел...
                            Как возводят муравьи
                            замки хвойные свои...
                            А еще про то, как звери
                            не боялись старика,
                            как они стучались в двери...


            Как будто просто оживает интересная картинка. И только рамка-рефрен, возвращаясь, еще усиливаясь, —

                            Кулек из-под черники,
                            клочок погибшей книги


    пробуждает почти неосознанную жалость к книге, вместе с которой погибло, оказывается, столько хорошего, о чем хороший человек так хотел рассказать всем.
            Тонкий, ненавязчивый стиль этой миниатюры чутко передал и художник М. Беломлинский. Ее подтекст звучит в контрасте двух соседних страниц. На размытом сером фоне смутные очертания бумажного кулька, холодновато-сизые ягоды черники — и яркий мир соседней страницы, мир ожившей книги; на белом снегу среди черных деревьев оранжево-солнечными пятнами олени, лиса, труба лесной сторожки...
            Поэт и художник дружно и согласно растят в ребенке чутье к прекрасному в окружающем мире.
            Как близка ребятам эта способность увидеть в повседневности сказку, оттолкнувшись от привычного, унестись мечтами далеко-далеко. Вот в пыли медная пуговица. Потри ее — на ней засветится якорь, и замелькают яркие картины, страны, где побывала эта пуговица с бушлата моряка:

                            Значит, видела она
                            лопоухого слона.
                            Посещала, значит, страны,
                            где на ветках — обезьяны.
                            На краю огромной льдины
                            танцевали ей пингвины.


            Воображение, поэтическое видение мира тоже воспитывается с малого, по крупице. А как нужен человеку этот волшебный дар — об этом давно сказали прекрасные, хотя и разные, разделенные веками и странами поэты. Помните, у Блока:

                            Случайно на ноже карманном
                            Найди пылинку дальних стран —
                            И мир опять предстанет странным,
                            Закутанным в цветной туман...


            А Блоку издалека откликается Блейк глубоким и всеобъемлющим девизом:

                            В одном мгновенье видеть вечность,
                            Огромный мир — в зерне песка,
                            В единой горсти — бесконечность
                            И небо в чашечке цветка.


            Вы скажете — зачем тревожить великих ради маленькой детской книжки! Но путь к вершинам начинается с первого шага. Пусть с детства откроются глаза души. Потом может оказаться поздно. И равнодушному сердцу не помогут ни Блок, ни Блейк.


Семья и школа, 1968, ╧6, с.45.



Сайт Эдварды Кузьминой «Светя другим:
Полвека на службе книгам»
Следующая статья


Copyright © 2006√2011 Эдварда Борисовна Кузьмина
E-mail: edvarda2010@mail.ru