Книга эта ошеломляет сопоставлением, казалось бы, несопоставимых вещей.
Солнце и сердце.
Солнце и чума, холера, грипп.
Солнце и вулканы, наводнения, землетрясения.
Солнце и «сумасшествие» белок, леммингов, антилоп.
Солнце и аварии на шоссе.
Что это? Выдумка? Суеверие?
Нет. Оказывается, что это уже наука.
На тысячах и сотнях тысяч фактов сопоставлены все эти потрясения живого мира с «пятнами на Солнце». И доказано: волны этих бедствий, их приливы и отливы следуют за изменениями солнечной активности. «Пятна на Солнце» подают сигнал: «Берегись! Год активного Солнца». Максимум солнечной активности повторяется раз в 11 лет. И в том же ритме повторяются буйства стихий, разгул эпидемий. Наши предки, завидя на Солнце «места черны, яко гвозди», только крестились в страхе: зловещее знамение! Мы теперь знаем: пятна на Солнце это очаги солнечной активности, откуда «выстреливаются» в пространство потоки плазмы.
Знанием этим мы обязаны совсем молодой, в XX веке родившейся науке гелиобиологии. И прежде всего ее основателю Александру Леонидовичу Чижевскому, другу К. Э. Циолковского. Это он подметил странные совпадения, посвятил жизнь их изучению, привел в стройную систему. Взволнованно и тепло нарисован в книге этот человек правнук Нахимова, мужественный в борьбе за новое в науке, разносторонне одаренный. Он играл на скрипке, на рояле. Учился живописи, и картины его имели успех на выставках. Стихи его высоко ценили Алексей Толстой, Валерий Брюсов.
Но, конечно, один человек не делает науку. Прежде всего, «почти у всех великих первооткрывателей есть предшественники». Еще в древности Геродот, Гиппократ, Фукидид отмечали связи между средой, климатом и развитием человека. Древние русские летописи, арабские, армянские, китайские хроники, средневековые историки добросовестно отмечали пятна на Солнце, годы «мора и глада», землетрясения, нашествия саранчи. И вот, в XX веке в руках ученых эти многовековые наблюдения оказались тем драгоценным обильным статистическим материалом, который помог сделать поразительные открытия. Ведь только на протяжении веков можно было убедительно показать справедливость этих ритмов, выявить не только одиннадцатилетний цикл, но и циклы в 33 35 лет, 80 и даже 600 лет!
Так явственно проступает в книге историческая перспектива, бесконечная лестница, чьи несчетные ступени ведут к вершинам познания. Мы ощущаем науку как детище множества отдельных усилий, терпеливых опытов, бессонных наблюдений.
Главный пафос книги Ф. Зигеля человека, который сам увлекся астрономией с семи лет, это призыв к подростку: смотри, наука делается вот сейчас, сегодня! В ней еще множество белых пятен, множество загадок. Есть куда приложить энергию, силы, мысль.
Через всю книгу проходят эти пунктиры в будущее: в ней говорится, что еще не сделано, что еще ждет своего исследователя. И какие же тут открываются заманчивые перспективы!
Именно к ним, к тем, кто завтра будет делать науку, обращается автор. От книги исходит мощный заряд энергии, жажды познания, действия.
Убеждает ее наглядность («Пока вы дочитаете эту страницу, Солнце «похудеет» на сотни миллионов тонн!»)
Увлекает ее образность («Солнце великий дирижер для всего живого». «Мы живем внутри Солнца! Солнечная корона, пусть в крайне разряженном виде, простирается до орбиты Земли и даже дальше. Выходит, что в некотором смысле мы не только жители Земли, но и обитатели Солнца»).
Поражает масштабность видения. Автор приучает мыслить категориями галактик и тысячелетий. Изучив восьмидесятилетние («вековые») циклы, ученые обнаружили еще одну амплитуду колебаний. Намечается 1800-летний цикл! Он зафиксирован в древних пластах отложений на берегу Цюрихского озера; его отражение следы реальных грандиозных наводнений в Междуречье, породивших легенды о «всемирном потопе», фрески Тассили, запечатлевшие несколько исторических эпох увлажнения, приносивших цветение жизни в иссушенную Сахару.
Заражает чувство ответственности за судьбу планеты. Ведь именно нынешнему поколению юных будет под силу перекраивать все хозяйство Земли. Но какая при этом нужна осторожность! Давняя мечта человечества растопить полярные льды, утеплить Землю. Но... «уничтожение льдов Арктики, по-видимому, приведет к новому ее оледенению!» «Если же растопить льды Антарктиды (тоже модный проект)», это приведет к затоплению материков, общему похолоданию на Земле и новому оледенению.
Дух захватывает дерзость воображения. Головокружительные задачи людей завтрашнего дня обуздание стихий, управление климатом в масштабах планеты, контроль над землетрясениями и предотвращение их опасных последствий. Наконец, будущая деятельность человечества в космосе. Эти перспективы в наших глазах переходят из фантастических романов в серьезные научные дискуссии. Все это может выпасть на долю сегодняшнему поколению юных. А готовиться можно начинать уже сейчас.
Семья и школа, 1973, ╧6, с.46-48.
|