Наверно, каждый художник мечтает быть так понятым, чтобы не пропала ни одна мысль, оттенок мысли, все то, что он хотел вложить в каждый жест и взгляд.
Такое постижение задача почти головоломная, когда художник Феллини. Но именно так прочитано и понято его творчество в книге Татьяны Бачелис.
Книга Т. Бачелис раскрывает секреты воздействия самых блестящих находок режиссера, помогает осмыслить то, что молнией ослепляло с экрана. Чем завораживал тревожный призрачный лес в «Ночах Кабирии»? «Вероятно, это ощущение странности и неестественности самой природы достигнуто именно тем, что в кадр не попала ни одна ветка, ничто завершающее, а лишь то, что разъединяет, разделяет, голые, одинокие, словно мертвые стволы».
И в самых мимолетных мелочах прочитан весь подтекст, порой проскальзывающий мимо сознания зрителя, но в образной системе художника ёмкий и многозначный. Так, едва уловимый миг когда Кабирия открывает кошелек, Оскар приподнимает черные очки означает внезапный сдвиг, перелом в развитии роли, поворот от идиллии к драме.
Из анализа мельчайших элементов формы, характерных «феллинизмов» вырисовываются сквозные ключевые мотивы Феллини.
Мотив рассвета всегда трезвый и горький.
«Типично феллиниевская толпа», «внутренне разрозненная, разобщенная», гибельная для каждого. Публичность существования в толпе и глухая замкнутость отдельного несчастья.
Осознание одиночества как преодоление его.
Цирк «как образ независимой красоты, создаваемой самим человеком, как символ его способности легко и непринужденно перешагивать границу обыденности».
Веселая мистификация, отдаленный звон шутовских бубенцов. Феллиниевская живопись светом.
«Необитаемость души» кара всех, настигнутых «сладкой жизнью». Неспособность любить как плод расколотости духовного мира. Необходимое условие человеческой жизни творческое соучастие с миром.
«Клоунада человечности» блестящее определение чаплинской темы в интерпретации Джульетты Мазины.
«Прочитана» сокровенная сущность каждого, отнюдь не только ведущего персонажа всех фильмов Феллини. Матто в «Дороге» «щелкунчик, дружок, дурак», воплощение искусства, легкости, незащищенности. Штейнер в «Сладкой жизни» при первом появлении антитеза «вихревой» Сильвии и некая надежда для Марчелло. А в итоге осуждение умственной акробатики, одиночества и отчаяния, на которые обречен интеллигент, отгораживающийся от жизни; ответ постоянному герою западного кино, бергмановскому герою.
«Прочитана» пространственная характеристика персонажей. Неустойчиво диагональные кадры Сильвии тема ее стремительности, свободы, вырывающейся за рамки обыденного, и вместе иллюзорность этой свободы, и как бессильная реплика ей узкие, вертикальные, словно колодец, без пространства и воздуха кадры мещаночки Эммы тюремная замкнутость ее внутренней несвободы. Любимый режиссером крупный план лица на фоне стены как мотив «расстрелянности» героев. В открытой композиции общих планов читается их связь с «бесконечностью» с жизнью, уходящей далеко за рамки кадра, фильма, искусства.
«Прочитана» небывалая композиция фильмов Феллини. В «Сладкой жизни» бурлящий хаос и кипение самой реальности как будто и переданы в форме потока и хаоса. Но это лишь впечатление, к которому режиссер стремился сознательно. За стремительным водоворотом скрыта железная структура, точно выверенная по новым законам. Семь эпизодов кругами сужаются от веселых общих планов надежды к частным и темным планам одиночества. А в «8 1/2» ход от «метафоры гибельного одиночества» к «метафоре спасительной общности». Прослежен ритм, внутренние связи, приливы и отливы «образных сил пустоты и массы».
Такой анализ сложнейшего явления в современном кино требует тончайшего проникновения вглубь, за первый пласт. Недаром фильмы Феллини вызывают столько споров и противоречивых трактовок. К примеру, в «Сладкой жизни» видели и «торжество дедраматизации», победу бессюжетного кинематографа. И нужно было до конца проникнуться психологией художника, чтобы так выявить всю неумолимо четкую структуру фильма, внутреннюю образную логику. Или, скажем, «8 1/2» можно рассматривать и как манифест субъективизма но Т. Бачелис показывает, что объективная зависимость личности, ее духовного строя от мира и времени дана здесь социологически точно.
Как удалось Т. Бачелис избежать самых разных опасностей жанра?
Она щедро «пересказывает» но нет ни скуки, ни «вторичности».
Она подробно анализирует но музыка не разъята, как труп.
Она обильно цитирует но не теряет своего «я».
Ибо даже когда она откровенно проходит с нами сюжет, кадр за кадром, с таким собеседником фильм воскрешаешь и переживаешь заново, настолько полно раскрывает она стилистику, символику, эстетику кадра.
Анализ ее не убивает живую душу искусства, потому что книга-исследование подчинена тем же высшим законам художественности. Это живая плоть, а не костяк схемы. Нет псевдоученой игры в термины. Испытываешь наслаждение от точно найденного, выраженного, воплощенного. Афористичный, чеканный стиль. О борьбе двух начал у Феллини: «Трагедия мятущихся барочных форм затихает в образах ренессансной пластичности». Журналист «быстр и внезапен, как сам случай». Христос на вертолете в «Сладкой жизни» «деревянная игрушка в зубах изящной машины».
Свобода и широта ассоциаций, неожиданных сближений. Пикассо и Рильке, Булгаков и Мейерхольд, Данте и Чехов... Множество обертонов, образов и цитат едва упомянутых, бросаемых намеком, словно скрытые рифмы всей мировой культуры отдаются эхом, едва тронешь хоть одну струну в созданиях этого художника. Тут нет ни эпигонства, ни кокетства эрудицией. Свобода, с которой Т. Бачелис черпает из арсенала мировой поэзии, живописи, культуры, естественна и необходима в разговоре о художнике, чье творчество могло возникнуть именно на определенном уровне сложности и насыщенности духовной жизни общества.
Книга многоголоса, но не превращается в нестройный хор. Т. Бачелис дает слово итальянским, французским, английским критикам, но это отнюдь не стремление прятаться за чужой авторитет. Это разговор на равных, нередко полемика, даже с крупными теоретиками, такими кaк Карло Лидзани, Марсель Мартен. Первую партию ведет горячий, одушевленный голос автора, но собеседник его весь мир.
Казалось бы, гамма мнений о Феллини была широко представлена в сборнике «Федерико Феллини», вышедшем в 1968 году в издательстве «Искусство». Но книга Т. Бачелис уверенно доказала свою необходимость и самобытность. Цельная, законченная концепция автора, исчерпывающий анализ каждого фильма Феллини и динамики всего его творчества, его места в мире и в современном кинематографе, глубина проникновения в самую сердцевину искусства, ощущаемая физически плотность мысли на квадратный сантиметр листа делают книгу событием исследовательской и художественной мысли.
1975 год.
|