Фильм едва начался, еще только идут титры («Старики на уборке хмеля», Чехословакия...), а экран уже залихорадило: мелькают лихие па модного танца, модные платья, прически, модные мальчики и девочки... Яркие краски, модная музыка... Зрители не старше двадцати очень довольны: они в своей стихии. Прочие же зрители... Кого-то вся эта пестрая суета насторожит, кого-то будет раздражать. Но кажется, режиссер подает нам знак: подождем сердиться! Не для того ли он то и дело среди танца останавливает кадр и, как на неумелой фотографии, застывшее движение выглядит нелепо: кто-то повис в воздухе, торчит рука, раскрыт рот... Но пауза кончается, прерванное движение снова вливается в поток танца и становится естественным, гармоничным.
Быть может, это один из ключиков к фильму? Не так ли, когда мы из жизни молодежи выхватываем только внешнее, броское вот хоть эти танцульки, этот обрубок жизни кажется бессмысленным и безобразным? А если вглядеться в поток жизни, во внутренний мир молодежи, то изменятся пропорции, все станет на свои места.
Так и в фильме. Нам, может быть, не слишком близок первый конфликт Ганки с оравой подростков («стариков») из-за того, как являться в столовую после работы в чем попало или непременно в силоновом платье и на «шпильках». Могут казаться навязчивыми и манерными какие-то пантомимы в духе ревю, когда уже не разберешь, то ли это собственные выкрутасы и розыгрыши ребят, то ли некий «материализованный подтекст», авторский комментарий к их взаимоотношениям.
Но вот дошло до какой-то границы, за которой кончается внешнее, хлестнуло по сердцу и пестрота и шумиха отступают.
Танцующий хоровод распадается на личности, характеры. И тогда оказывается, что образцовый парень Гонза, этакий герой с квадратной челюстью и широкими плечами, только разыгрывает сознательного и образцового. Не случайно конфликт завязывается сценкой, когда Гонза подставил Ганке подножку. Таков его стиль. Он действует только исподтишка. Анонимной запиской обвинить соперника в воровстве. А еще лучше чужими руками. Втроем на одного. Гонза стоит руки в карманы, а его «кореши» избивают Филиппа, связывают и бросают ночью одного в лесу, чтобы Гонза пока «побеседовал» с беззащитной Ганкой. Ганка, которой Гонза прежде нравился, разглядела его быстрее всех. Но под конец все ребята дружно и недвусмысленно поворачиваются к нему спиной. Метафора реализована лаконично и монументально, и эта немая сцена исчерпывающий приговор Гонзе.
И наоборот, Филипп, хлипкий, неказистый, ни лицом, ни фигурой не взял, Филипп оказывается таким мужественным и стойким рыцарем, что и Ганка, поначалу гордая и равнодушная, отдает ему свое сердце, и мы, зрители, вместе с ней.
Столкновение Филиппа и Гонзы намечает и еще одну непростую тему, редкую и во взрослом кино. Победа Филиппа не просто победа чистого сердца. Это победа интеллигентности. Конечно, чуть забавно, когда и на сельском чердаке Филипп устраивает свою неизменную библиотеку: Маркс, Ленин, Сенека, Шопенгауэр. Сочетание, мягко говоря, неожиданное. И все же характерное для подростка, который учится мыслить, жадно постигает мир. Смешно и трогательно, когда Филипп и в счастливые минуты вдвоем с Ганкой, которая его, конечно, не слушает, и в несчастную минуту, один, когда все против него, читает вслух Сенеку. Но, безусловно, высокая нравственная культура, естественная в том, кто открытой душой впитывает в себя все прекрасное и благородное, что создано человечеством за века, именно она помогает Филиппу не пошатнуться в трудных испытаниях, делает его образ таким привлекательным. И как в той подножке виден весь Гонза, так душа Филиппа раскрывается нам в тот миг, когда он замирает при виде Ганки. Мы видим его лицо, словно уплывающее, видим тот «влажный сдвиг», то самозабвенное потрясение красотой, которые яснее слов говорят, каким поэтическим и чистым будет его чувство и как бессмысленны и недостойны подозрения и кары, которым подвергли Филиппа и Ганку из-за случайного недоразумения.
Да, совпадение внешних обстоятельств как будто неопровержимо доказывает учительнице: Филипп и Ганка преступили заповеди морали. Но ведь это внешне! Имеет ли право учительница проглядеть цинизм Гонзы и не угадать той смятенной, благоговейной нежности, с какой Филипп обращается к Ганке? Нет, нельзя верить стечению обстоятельств и не верить человеку!
Правда, здесь как будто ничего непоправимого не произошло. И не так уж непримиримы противоположные полюса. Учительница вовсе не какой-то педагогический монумент, враждебный всему юному. Она пытается поговорить с Филиппом по душам, понять его. И когда ей кажется, что случилось ЧП, она не просто формально возмущена или напугана она искренне расстроена, вроде бы всю ночь не спала. Исключая Филиппа из школы, она взволнованно говорит об опасности раннего цинизма. И в каком-то другом случае она была бы права... Но в другом!
Увы! В педагогике не обойдешься благими намерениями и элементарными добродетелями. Слишком это тонкое искусство отвечать за чужие жизни. И каждый раз применимо только то, что подходит к этому характеру и ни к какому другому. Тут нужна не арифметика, но алгебра человеческого общежития.
Шумное всеобщее вмешательство в первое робкое чувство подростков приводит к обратному результату. Толкают подростков к тому, от чего хотят уберечь. Обиднее всего незаслуженные обвинения. Если терпеть пусть хоть будет за что! Так решают Филипп и Ганка. Ретивые воспитатели словно бы провоцируют подростков на тот решительный шаг, к которому те еще не готовы. В чешском фильме этот извне подстегнутый союз, быть может, окажется счастливым: Филипп и Ганка повзрослели в испытаниях, нашли друг в друге нравственную опору и с надеждой устремляются навстречу новой жизни. Но могло получиться иначе. Вспомним, как трагически кончилась сходная история в фильме «А если это любовь?». Могло сломаться и первое чувство, и вера в людей, и вся судьба еще не окрепшего человека.
И потому таким настойчивым, тревожным предостережением проходит через весь фильм трио ребят в черном, которые обращаются прямо к вам, папам и мамам, взывают, требуют: будьте внимательней к юным, они не любят раскрывать, что у них на душе.
Эти трое ребят-ведущих не кажутся избитым приемом, этакими примелькавшимися «мальчиками с гитарой». Первое же их появление из-за бескрайнего и чистого горизонта так контрастно пестрой, танцующей суматохе повседневности. Их черные силуэты, четкие, точные движения, напористый ритм их появления, их обращения к вам подчеркнуто прямолинейного это стержень фильма, его железный каркас. Потому что они выступают как голос поколения, совесть поколения, его истинный образ очищенный от побрякушек, от внешнего, наносного, что мельтешит в глазах и заслоняет суть. А суть человек, полный собственного достоинства, требующий уважения к своей суверенной душе, имеющий право говорить со взрослыми как равный.
Семья и школа, 1967, ╧2, с.43.
|