Хочу предложить любителям театра и кино маленький «психологический практикум». В этом году я трижды видела «Чайку»: «классический» фильм по телевизору и спектакли в двух театрах. Если фильм оставил в общем добротное впечатление нормальной, честной экранизации, из общего уровня выделилась и запомнилась, пожалуй, более всего А. Демидова Аркадина, да тревожной занозой остались уж слишком мертвые глаза Тригорина Ю. Яковлева, то впечатления от театров диаметрально противоположны.
В одном театре поражала свежесть прочтения. Казалось бы, в этой пьесе, наизусть знакомой со школьных лет, где только не игранной вплоть до балета, как можно сделать какие-то открытия? Оказалось можно! Никогда не звучал такой болью рассказ Треплева о том, что стало за минувшие два года с Ниной Заречной. Как горько, тяжело дается ему каждое слово, как его ранит все, что сломалось в ее жизни на сцене, с ребенком, с Тригориным...
Меж тем в другом театре звучит проброшенная беглая скороговорка, словно рупор от автора просто через первого попавшегося героя выдает вернувшемуся из дальних краев Дорну, а заодно и нам, зрителям, информацию, скупой отчет за пропущенное время. В этом театре столь же безлично, безадресно звучит рассказ Маши в начале III действия о ее решении: выйти замуж, чтобы вырвать из сердца любовь к Треплеву. Слова ее падают в пустоту, а то, что тут присутствует Тригорин и даже подает кое-какие реплики, значит не больше, чем присутствие на сцене стола или стула.
И поэтому так поражает найденное первым театром: на сцене два человека, которые общаются друг с другом! Вдруг понимаешь, что все же Тригорин настоящий писатель! Ему интересен человек. Вот этот, с которым он сейчас говорит. Тригорин весь нацелен, направлен на него. Потому что настоящий писатель и должен быть жаден до людей, обращен к ним. И именно поэтому человек ему раскрывается, именно потому хочется «высказать себя», потому так откровенно исповедуется Маша. А он весь устремлен к ней, впитывает ее душу и, надо думать, не только потому, что это тоже где-то пригодится в рассказе, но потому, что это воздух и хлеб писателя узнать, понять, постичь людей. Неожиданно? Да. Но ведь не зря же Треплев признает, что Тригорин мастер, и не зря есть теории, что Чехов отдал ему и капельку своего писательского «я». Можно сказать, что трактовка не бесспорная, но зато она снимает налет привычности, заставляет взглянуть на этих людей не как на знакомые до оскомины «типы», а «свежими очами».
Да, первый театр утверждает: Тригорин настоящий писатель. Потому-то в этой постановке становится понятно, за что его полюбила Нина Заречная. Не только же за имя, за славу это оглупляло бы и принижало чеховскую героиню. Нет, было в нем самом, в человеке что-то яркое, высота духа, отсвет искусства, что притянул Нину. Разве не сложнее, не тоньше мысль Чехова, драма Нины, если Тригорин хоть и безвольный человек, все же погубивший ее, не просто этакое округлое ничтожество, выше рыбной ловли ни о чем не помышляющее? Таким он предстает нам во втором театре, и тогда совершенно непонятно, что в нем нашла Нина, и вся драма принижена это только ослепление провинциалки перед громким именем и ничего более. Тогда как в первом театре поразительно ясно: лишь когда рядом оказываются эти двое разговор сразу взлетает над окружающей прозой и пошлостью, именно друг с другом они могут говорить о том, как же творится искусство, и разговор их на несколько уровней выше обычного уровня окружающих это-то и притягивает Нину. И эта трактовка прошла через всю пьесу. Как сумел театр, актер, режиссер услышать и увидеть героя так, словно ни разу прежде не были слышаны его слова? Даже затрепанное, затертое, как ходовой пятак, выражение «сюжет для небольшого рассказа» вдруг омыто от налета привычности. У нас на глазах происходит рождение образа. Перед нами истинный писатель в нем любая мелочь, любая увиденная капля жизни рождает мгновенный отклик, высекает искру, образ творится у нас на глазах, вот сейчас, впервые... А во втором театре это снова проборматывается так, что ощущаешь: это говорят уже чуть не сто лет, это уже тысячные представления, и этот сюжет и эта чайка так навязли в зубах...
Несимпатичны во втором театре равно и Тригорин, и Треплев... Аркадина, уговаривая Тригорина уехать, так «пускает петуха», взвизгивая: «Сокровище мое», что зал невольно смеется. И Нина Заречная, вернувшись, измученная, в родные места, вспоминая с Треплевым, как «хорошо было прежде... Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь», припоминая тот монолог из его пьесы, подхихикивает над каждым словом. Так это бестактно по отношению к нему, так фальшиво по отношению к воспоминаниям юности, просто невозможно в это поверить. Нет, ни один актер не порадовал, ни один образ не задел, не тронул.
А режиссер? Более чем странные находки. Если в первом действии Маша в черном траур по ее жизни, и Треплев в черном простительно по его «декадентству», то во втором действии все действующие лица без различия пола, возраста и социального положения одеты в черное! Даже Аркадина, которая, как известно, хочет «носить светлые кофточки», которую «туалеты разорили совсем», и в этот приезд тоже, по прямому указанию Чехова, на ней, как отмечает Шамраев, «светлая кофточка», и она бодро заявляет: «уж одеться я не дура».
И последняя «находка»! Вы помните, вы все, конечно, помните, как кончается эта классическая пьеса. Знаменитая реплика Дорна: «Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился... » Многие поколения помнят эту знаменитую концовку наизусть. Как понять, что режиссер после этого очередной раз выкатывает на авансцену многократно уже ездившую взад и вперед по сцене беседку, где ставилась треплевская пьеса, и о рельсы для которой с опасностью споткнуться осторожно перешагивали все герои, и Нина Заречная внезапно опять появляется, хотя по пьесе только недавно ушла, и, вся в черном, дочитывает треплевский монолог о том, что когда-нибудь, через тысячелетия, «материя и дух сольются в гармонии прекрасной... А до тех пор ужас, ужас...» Что это? Как это понять? Может быть, какой-нибудь опытный театральный критик объяснит? Ибо пора уже раскрыть карты, объяснить загадку нашего маленького психологического практикума.
Итак, два театра. В первом свежее, искреннее, яркое, хотя и не бесспорное прочтение. Во втором ни одного свежего, яркого решения и более чем странные режиссерские штучки. Это по существу.
А теперь по чинам.
Первый мало кому известный ТЮЗ, именуемый Областным, хоть и находится он теперь уже в Москве смотрит прямо на Царицыно. Мало кому известный режиссер, совсем не известные актеры. Даже и фамилий не могу назвать не достала программку.
И другой театр прославленный, которому самой судьбой велено прекрасно ставить «Чайку», театр с чайкой на занавесе! с чайкой в судьбе! Громкое имя режиссера. Актерский состав лучше не бывает! «Все звезды». Шли мы с сыном я как на праздник, предвкушая счастье открытия. Подумайте только: собрались вместе все мои любимейшие, уважаемые актеры. Тригорин Калягин! Треплев Мягков! Дорн Смоктуновский! Всех не перечислишь. Аркадина Лаврова, Заречная Вертинская, Маша Вознесенская... Ах, какие были ожидания... Мой сын современный десятиклассник, увы, весьма категоричный, ушел после первого действия, и мне нечем было, не кривя душой, его остановить, хотя для меня уйти со спектакля кощунство. И был полный зал, и были овации и цветы. В маленьком Областном ТЮЗе зал был неполон, но счастье творчества, искреннее горение, сиюминутное рождение классики, не покрытой пылью десятилетий, было именно там.
1985 год.
|