Сколько лет мы ходили в этот подвал на выставки авангардистов. И вот наконец выставочный зал на Малой Грузинской, в доме, где последние пять лет жил Владимир Высоцкий, где на стене впечатан его профиль и звон надтреснутого колокола, этот зал по праву отдан выставке, устроенной Центром-музеем его имени.
У входа нас словно окликают голоса на стенде рядом строки Блока и Ахматовой, Гумилева и Высоцкого... «Так жили поэты...» Эта строка Блока обозначила тему выставки дом поэта и бездомность поэзии. Здесь и фотографии тех домов, что давно стали местом паломничества переделкинская дача Пастернака или Фонтанный дом Ахматовой, и «дом, который срыт», но живет в нашей памяти, как Шахматово Блока или «чердак-каюта» Цветаевой, и впечатанная в нашу культуру «улица Мандельштама»... Ахматовская «будка» в Комарове и дом в Слепневе. «Русские дома» в Париже мастерская Шемякина, дававшая приют Высоцкому. Бродский с его гигантской параболой от деревушки в Архангельской области до вручения Нобелевской... Кому-то монтаж сюжетов покажется смелым, кому-то естественным. «Прекрасная Дама» Блока, Любовь Менделеева в венке Офелии и рядом покорившая целое поколение семнадцатилетняя «Колдунья» Марина Влади. Блок в костюме Гамлета у ног своей Офелии и рядом Гамлет-Высоцкий. Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова и неожиданно (не сразу сообразишь, почему) братья Стругацкие. Но все это сплавляется воедино, звучит и дышит, когда нас ведет по залам автор сценария, душа музея Людмила Владимировна Абрамова. (На одной маленькой фотографии мы увидим и ее юную, изящную, какой и полюбил ее Высоцкий, видим ее сына на руках у нее, на руках у Владимира.) Сколько души, темперамента вложено в эту выставку! Звучит вся гамма строк о Доме от Цветаевой: «Дом, и не знающий, что мой / Как госпиталь или казарма», до Иосифа Бродского: «Распадаются домы, обрывается нить...»
Высоцкий, которого при жизни снисходительно похлопывали по плечу тогдашние «мэтры» Евтушенко и Вознесенский, теперь естественно вписался совсем в другой круг, рядом с Цветаевой и Ахматовой, в эту семью бездомных странников-поэтов, неприкаянных и тогда, когда кто-то из них обретает «трехкомнатную камеру свою». Художница выставки О. Косаржевская находит необычное решение: макет квартиры Высоцкого в этом доме мы видим сквозь решетку сквозь прутья клетки, которой он накрыт. И клетка просвечена насквозь недреманным оком прожектора. Символ несвободы. Вспомним: «Ворон не ловят. Только соловьи / Поют по клеткам». Кое-где решетка прорвана, прутья сломаны но какой ценой!
А в книге отзывов среди подписей учителя из Купавны, гости из Швейцарии и Томска, Финляндии и Приморского края... Все же есть оно, единое пространство культуры.
1993 год.
|