На рубеже 70-х знающие люди находили тропку в мастерскую художника. Подвальчик близ Кропоткинской, сырые стены. А на стенах полыхал необычный фиолетовый, тревожный оранжевый, струился умиротворяющий голубой... Валюс славился и как прекрасный колорист. Но приковывала к картинам философская глубина, многослойная образность. И потом годами стояла в памяти его «Лета». Серо-стальное зеркало забвения. Легкая фигура уже начинает погружаться в него. Но еще заметен след, последние блики, отблески отпечаток души, то, что остается после... Что так жаждешь удержать от забвения, сохранить.
«Распятие», «Поцелуй Иуды», «Отчуждение»... Драматизм и разъятость мира. Но среди рваных линий и режущих красок художник пытается отыскать овал гармонии. Он парит в картине «Сон». Его творит вся выставка Петра Валюса. Даже в черноте «41-го» хрупко светится силуэт женщины сосуд будущей жизни. Выступает из хаоса огненная фигура «Художник», пророк, движением руки творящий, созидающий. Словно концы вольтовой дуги два полюса триптиха. «Начало»: дитя рождается врывается в вихрящийся голубой овал космоса. И «Конец». Последний миг. Уже вот-вот затянется смертный холст, но над гробом еще дрожит последний отсверк, эманация души. Вечные темы и современное преломление.
Никогда еще не бывала такой «Ника» обожженная, надломленная, Ника XX века богиня не победы, но поражения. Эту точную формулу нашел поэт Борис Дубровин в сюите стихов по мотивам картин Валюса. Эти стихи и сейчас вторят картинам в выставочном зале «Творчество». Но тихо в залах. Мы слишком богаты талантами и привыкли ими швыряться. При жизни Петра Валюса лишь две выставки: трехдневная в Институте имени Несмеянова и десятидневная в Институте имени Курчатова. Зато после смерти более 20 выставок, но не дома, а в Австрии, Германии, Франции...
2003 год.
|