Можно ли сегодня найти в «Маленьком принце» нечто новое?
Отважную попытку предприняли двое молодых людей. Андрей Росс он же Летчик, он же сценарист и режиссер. И Олег Рудюк он же Король, Честолюбец, Пьяница, Делец и т. д. и он же продюсер фильма, снятого сахалинской студией «Авантес». Думается, столь плотное совмещение профессий плод и нынешних тяжких для кино условий, и немыслимого энтузиазма, без которого их не одолеть.
Это фильм дебютов. Прежде всего, это дебют Андрея Росса во всех трех лицах. Как Летчик он покоряет обаянием, лишь две-три мелочи кажутся неорганичными для Сент-Экзюпери. Как сценарист и режиссер он порой ошеломляет, вызывает множество вопросов, втягивает в диалог, даже в спор.
Почему Король в рыцарских латах начисто утратил прелестную иронию Сент-Экса? Почему именно Географ снят на тревожном черно-пламенном фоне? И почему именно он так тщательно причесывает маленького принца? И возможен ли «Маленький принц» практически без Розы и Лиса?
Иные загадки так и остаются без ответа, иные секреты раскрываются не сразу.
На экране не присутствуют впрямую Роза и Лис. Порой возникающие в кадре мальчик и девочка, играющие, смеющиеся, уплетающие что-то вкусное, не тщатся иллюстрировать идиллию Принца и Розы. Скорее это воспоминания детства (а мы помним, у Сент-Экса оно было счастливое), тепло дома, семьи, токи, пронизывающие «Планету людей»: «Был где-то парк... и старый дом, дорогой моему сердцу. Память моя полна его запахами, прохладой его прихожих... мне так нужны эти бесчисленные приметы, чтобы понять... откуда, из каких утрат возникает в пустыне чувство одиночества».
Диалог Принца и Розы отдан Летчику и его девушке и звучит на неожиданном фоне среди снега, сосен и елей. Этот таежный пейзаж трудно отнести к видениям даже в бреду от жажды французского летчика. Режиссер словно материализует ту подстановку, что знакома любому читателю этой удивительной сказки. Не каждый ли ощущал себя немного маленьким принцем (в крайнем случае Розой)? Резкий переход от пустыни к снежной тайге словно воплощает всеобщность извечного диалога с детским и поэтическим началом в себе, в каждом. Фильм о нас и о сегодня. Недаром завершает фильм посвящение, которым книга открывалась, и обращено оно впрямую к другу, который «живет в России, а там сейчас голодно и холодно».
А Лис? Порой он только голос на золотистом фоне, то его реплики отданы маленькому мальчику, быть может, другу детства, то умудренному взрослому в серебристо-черном ореоле шевелюры и бакенбард...
Режиссер не ставит целью точную иллюстрацию сказки. Он отказался от игры в планетки-астероиды. Его откровенно не волнуют «инопланетяне». Но что за метаморфозы произошли с персонажами Сент-Экса? Почему верный своему долгу Фонарщик напоминает опустившегося бомжа, что скорее пристало Пьянице? А Пьяница неожиданно выступает на фоне изысканных салонных интерьеров резьба, скульптуры, белый тюль, фортепиано... Странная игра с бокалами некто незримый то наливает, то задумывается, и не пьет, и не чокается, и роняет... Все это кажется далеким от Сент-Экса, хотя сам эпизод необычайно красив, так и просится в кинохрестоматии. И почему так долго, долго движется Делец железный человек с неумолимыми глазами от дворцовых интерьеров через широкие официальные коридоры присутственных мест к разбитым кирпичным стенам и облупившимся трубам?
И не сразу понимаешь: если у Сент-Экса как бы соседствуют, в чистом виде разные типы обитателей Земли, потом остается только подытожить: на Земле столько-то миллионов честолюбцев, пьяниц, дельцов, то режиссер движением сюжета как бы сплавляет их в единую хронологическую цепь. Не этот ли Деятель с его жесткой непреклонностью привел от величавого Короля, от роскошных Честолюбца и Пьяницы в великолепных интерьерах к нищим, бездомным Фонарщику-бомжу бомжу и работяге Стрелочнику, которому среди грохота, железа и смазки только и остался кусок хлеба с молоком да попытка смастерить хоть малый кусочек красоты? Уж не вбирает ли это движение всю нашу историю? и когда Фонарщик пытается прервать опостылевший круговорот, срывается, куда-то бежит, тычется в кирпичные стены тупики, и вдруг видит вдали во тьме россыпь огней большого города, как тягостно это зрелище, сколько же там таких обреченных фонарщиков...
И на фоне потерянных десятилетий обретает новый смысл явление Продавца пилюль, тех что утоляют жажду и экономят время. У Сент-Экзюпери это скорее протест против рационального, утилитарного: «Будь у меня 53 минуты свободных, я бы просто пошел к роднику». Но теперь, спустя десятилетия, на новом витке уже ясно: торжество логики, рационального начала, власть науки над временем обернулись обманом, разрушением, абсурдом. И Продавец пилюль, в книге лишь мелькнувший на миг, в фильме вырастает в один из самых глубоких символов. Он суматошно, бессмысленно уносится невесть куда со своим болтающимся на животе ломаным жестяным будильником воплощение тщеты и суеты. Эти кадры достойны кинематографа конца XX века пост-феллиниевского, пост-бергмановского, впитавшего высшие изыски символа и абсурда.
Вы скажете: это так далеко от Сент-Экзюпери с его стилистикой родниковой чистоты и прозрачности? На это уже ответил Борис Пастернак. Не всегда люди могут постичь и оценить «неслыханную простоту». Есть времена, когда «сложное понятней им».
К тому же режиссер как будто вправе рассчитывать на соучастие зрителя-единомышленника. Ведь уже три десятилетия мысли, образы, цитаты из «Маленького принца» пронизывают нашу жизнь, мелькают в прессе, на радио, образуя некое «евангелие от Сент-Экзюпери». Этот расчет на взаимопонимание блестяще оправдан, скажем, когда Летчик НЕ рисует барашков. Ведь принц сразу, на белом листе видит: не то. Но вряд ли стоило в расчете на понимание с полуслова буквально обрывать на середине ключевые фразы вроде: «Если хочешь, чтоб у тебя был друг...» Зритель, помнящий наизусть эту формулу, договаривает мысленно сам: «приручи меня» но воспринимает обрыв реплики как накладку, технический брак. Зритель, не знающий Экзюпери наизусть, а такой все же имеется! боюсь, вообще ничего не поймет в этой скороговорке, обрывках фраз. А ведь это заветные мысли Сент-Экзюпери, в них самая суть! Их бы и прочертить так же внятно, как прошел сквозь весь фильм мотив пустыни, жажды, жары, диктующей кружения Честолюбца, тоску по водяным брызгам, видения воды, вызывающей в памяти строку из «Планеты людей»: «Видения положены на музыку усталости и бреда».
Впрочем, томление среди пустыни и одиночества по воде это и тоска по чистоте, ясности, покою. Вспомним, «вода бывает нужна и сердцу». Почти без потерь решена и головоломная задача воплотить на экране маленького принца. Девятилетний Саша Щербаков находка режиссера. Конечно, всю философию Сент-Экзюпери мальчику передать не под силу. Интонации его как раз в ключевых местах скованы и напряженны. Но в самом облике его ≈ вся поэтичность сказки. Его прозрачные серые глаза порой действительно лучатся. Столько в них доверия, участия, внимания к его непростым собеседникам, такая открытость нам, зрителям.
Поразительно преображается Олег Рудюк. Почти невозможно поверить, что в одном лице соединилась благородная величавость Короля, ледяная жесткость Дельца, ломкая элегантность Пьяницы, обреченная улыбка Фонарщика, сумасшедшинка Продавца пилюль...
Кроме О. Рудюка, в картине все дебютанты. Это и дебют композитора Николая Парфенюка. И блестящий дебют оператора Арунаса Баразнаускаса. Фильм поразительно красив. Не зря говорил Маленький принц: «... пустыня красивая». Оператор виртуозно передает и красоту песков, и удивительные краски заката, игру бликов над водой, ее пенность и прохладу, свежесть роз на перламутре воды, причудливость загадочных гротов и скал...
Едва ли не каждый кадр хочется остановить и созерцать как картину. Фильмы такой красоты в нашем киноискусстве можно пересчитать по пальцам. Быть может, красота и дает надежду. Несмотря на все грустные превращения Человека, на разлад мечты и реальности, на то, что под пренебрежительным взглядом некоего малосимпатичного Взрослого сказка вроде бы кончается и самолет Летчика оборачивается детской игрушкой, все же в памяти зрителя торжествует Красота.
Отрадно, что «Маленький принц» вошел в вечный арсенал человечества как «Гамлет», как сказки Андерсена, и каждое поколение, пытаясь осознать и выразить себя, вновь и вновь вглядывается в зеркало Сент-Экса. Быть может, если бы молодой режиссер снял этот фильм вновь через десять лет, он нашел бы иные акценты и иные ответы... Если и через десять лет найдутся деловые люди, понимающие необходимость искусства.
Как тут не помянуть добром спонсоров, которые помогли созданию фильма, коммерческий банк «Сахагро» и компанию «Алекс». А дальше? Прошла премьера в Киноцентре. Сейчас фильм едет на кинофестиваль в Берлин. Неужели его не увидят в России?
Экран и сцена, 17-24 марта 1994 г., с.4 (в сокращении, под названием «Роза растет на Сахалине»).
|