«Зорко одно лишь сердце». «Самого главного глазами не увидишь». «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»... Едва ли не наравне с библейскими заповедями вошло в нашу жизнь это своеобразное «евангелие от Сент-Экзюпери».
Десятилетиями звучат для нас звонкие афоризмы «Маленького принца». А все ли помнят, что в 2003 году у «Маленького принца» юбилей? Эта светлая сказка французского писателя была впервые опубликована ровно 60 лет назад как ни странно, в самое тяжелое время, в разгар Второй мировой войны, в 1943 году. А в 1944-м Сент-Экзюпери исчез в небе, как и его сказочный герой. Его тело тоже не нашли...
Десятилетиями «Маленького принца» ставили в театре режиссер Екатерина Еланская (сначала в театре имени Станиславского, потом в театре «Сфера»), потом Леонид Рыжий в Театральной Студийной Мастерской. В 2002 году появился удивительно красивый спектакль Светланы Враговой в театре «Модерн». А теперь «Маленький принц» готов войти в каждый дом режиссер Любовь Николаева выпустила кассету и компакт-диск с аудиоспектаклем.
Тщательно и любовно она собрала команду единомышленников: Наталья Варлей Роза, Михаил Ульянов Географ, Виктор Авилов Деловой человек. Ведущая партия, автор, Летчик Геннадий Бортников с его магическим, бархатным голосом. Да, мы не видим этих замечательных актеров, но как точно голоса рисуют образ! Приглушенно-вкрадчиво завораживает, гипнотизирует Змея Ирина Бочоришвили из театра на Юго-Западе. Так и видишь дружелюбную, чуть с лукавинкой улыбку мудрого Лиса Сергей Неудачин из того же театра. И поразительно на фоне таких общепризнанных мастеров, заслуженных и народных артистов не менее точно ведет свою мелодию главный герой Маленький принц 9-летний мальчик Артур Клановский. Видно, не случайно он продолжает актерскую династию его отец Сергей Клановский играет в спектакле Короля. Но огромна здесь и заслуга режиссера Любови Николаевой, ее труд и энтузиазм. В фильмах по «Маленькому принцу» нередко маленький актер оказывался слабым звеном, ребенку не под силу оказывался сложный философский текст и подтекст сказки. Но режиссер Николаева сознательно отказалась от более легкого пути выбора актрисы-травести. Она билась за правду, подлинность звука и победила в голосе мальчика неподдельная искренность и поэтичность, ни одной неверной ноты.
Так же кропотливо, придирчиво искали режиссер с актерами звуковой образ, неповторимую интонацию для самых маленьких ролей. Обитатели планеток звучат так недолго, но они все разные. По крупицам, из разных театров собран сплоченный ансамбль. Пьяница всем известный и любимый Александр Леньков (театр Моссовета). С ролью Фонарщика мастерски справился молодой талантливый актер губенковской «Таганки" Данила Перов, сын популярной актрисы Раисы Рязановой (еще одна актерская династия). Честолюбец Виктор Шуляковский из любимовской «Таганки», Торговец пилюлями народный артист Владимир Носик, ведущий актер Малого театра. Стрелочник телерадиожурналист Валерий Голубцов. Сама Любовь Николаева Маленький цветок и вместе с Олесей Филипповой из театра на Юго-Западе и Эллиной Качановой из театра Ермоловой Садовые розы. Обе они и помощники режиссера.
Любовь Николаева, влюбленная в поэтичную сказку Сент-Экзюпери, сумела в работе создать такой высокий настрой, такую одухотворенную атмосферу, что вся труппа от мэтра Михаила Ульянова до 9-летнего мальчика дышит одним дыханием, и ничто не нарушает гармонию.
Бережно (такая редкость!) сохранено каждое слово Сент-Экзюпери. Никакого произвола, вторжения в идеально выверенную ткань текста, который за сорок лет его существования на русском языке неустанно шлифовала и совершенствовала переводчица Нора Галь. Режиссер идет рука об руку с писателем и переводчиком, трепетно передает самую суть, самый Дух книги.
С глубоким проникновением в певучую душу сказки подобрана музыка Бах и Гендель, Вивальди и Бизе, Дебюсси и Россини... Автор музыкально-театральной композиции звукорежиссер, музыкальный редактор и опытный продюсер Игорь Орлов. Двадцать лет он работает в мире звука, преподает в Гнесинском институте, прекрасный клавишник и аранжировщик, создатель театральных постановок на радио.
Столько души вложено в это новое воплощение одной из поэтичнейших сказок нашего времени и слушатель не может не почувствовать ее прелесть, ее свет.
2003 год.
|