|
Перед нами книга: «Щеголи и вертопрахи: Герои русского галантного века». Чем поманила автора та далекая эпоха? Моды, камзолы, парики...?
Да, на переплете эффектные кавалер и дама. И название настраивает на легкомысленный лад. Но книга Льва Бердникова за внешними эффектами открывает нам эпоху неожиданно глубоко.
Вот хоть князь Василий Голицын, первый министр царевны Софьи. Да, конечно, модник и галломан. Но и талантливый дипломат, реформатор, любитель наук и меценат. Предвестник Петра I в его преобразованиях. Он открывается нам полнее и многограннее, чем по привычным школьным представлениям. Мы проникаемся живым сочувствием к его судьбе, крутому перелому от величия к ссылке.
Поразительным открытием стала для меня глава о Франце Лефорте. Да, я москвичка, и на слуху привычное название Лефортово. Да, со школьных лет мы помним: друг и соратник Петра I. Да, Петр Великий мой любимый император. Всегда преклонялась перед тем гигантским рывком к цивилизации, каким кондовая страна была обязана ему. Где была бы Россия, если бы он ее не «поднял на дыбы», не рванул лет на сто вперед. И вдруг благодаря Льву Бердникову я узнала: всем, за что я так уважала Петра I, мы обязаны прежде всего Францу Лефорту. Он первоисточник. Он помог доставить в Россию европейскую цивилизацию. Это Лефорт ввел Петра в Немецкую слободу. Побудил поехать за границу. Открыть иностранцам въезд в Россию. Принимать иноземцев на русскую службу. Он же и подсказал Петру строить новую столицу на Балтике. Именно дом Лефорта стал для Петра представительским. Здесь приучился он сам к иноземному платью. Здесь принимал иностранных послов, до полутора тысяч гостей. Да, мы недостаточно ценили роль наставника Петра в нашей истории. Надо бы ему памятник. Но в слове такой памятник ему воздвиг Лев Бердников.
Многие герои книги нам вроде бы знакомы слегка. Кто же не помнит из «Полтавы» «Шереметев благородный». Или из фильма «Петр I» как Алексашка Меншиков торговал пирожками с зайчатиной. Но из книги Льва Бердникова мы узнаем их ближе и глубже.
Проходит перед нами обширная череда царей и цариц, фаворитов и фавориток. Их пиршества и «огненные потехи», капризы и прихоти, сумасбродство и горести. Да, они щегольнули перед нами в своих кафтанах или робронах, золотом шитье, кружевах и брильянтах. Но сколько за этим внешним блеском интриг и жестокостей, страданий и трагедий.
Незабываемы драматические сцены.
Неистовый Петр сам ведет на плаху свою любовницу, красавицу Марию Гамильтон и потом целует ее отрубленную голову.
Какую выдержку проявляет жена Петра Екатерина, проходя мимо тела своего казненного любовника и не выдав своих чувств.
Лев Бердников честно воссоздает век не только галантный, но и жестокий. Доносы, пытки, приговоры к четвертованию, колесованию, вырыванию языка...
Наша страна еще и сегодня не оправилась от миллионных жертв тирании Сталина. Но, увы, корни глубоки, традиции идут издалека.
Никакому беллетристу не выдумать коллизий, какие закручивает жизнь. Судьбы многих героев книги словно дьявольские качели: головокружительные взлеты и падения, застенки и снова почести.
Поразительная игра судьбы. Фельдмаршал Миних, служивший при дворе четырех императриц и трех императоров, вознесенный высоко при Анне Иоанновне, осужденный на эшафот при Елизавете Петровне, затем взамен четвертования сосланный в Сибирь, в пути встречает на мосту близ Казани своего бывшего врага, регента Бирона, которого он сам, Миних, при Анне Леопольдовне предательски арестовал ночью и отправил в Шлиссельбургскую крепость. Теперь бывшего временщика везут на новое поселение. Они узнали друг друга и молча поклонились.
А в ссылке Миних пишет трактаты по фортификации, чертит планы военных сражений, учит детей грамоте и даже одевается со вкусом.
Ко многим персонажам автор вызывает не только сочувствие, но и уважение. Граф Андрей Разумовский, в юности петиметр, позже покровитель Моцарта, Гайдна, Бетховена (тот посвятил графу три квартета). Ценитель живописи собрал свою картинную галерею. Свою галерею собрал и князь Куракин. Да еще открыл в усадьбе и школу живописи, и музыкальную школу, где вели занятия парижские музыканты.
Петр Толстой «умнейшая голова России».
Исключительно плодотворную деятельность вел Никита Бекетов, поднявшийся от красавчика-кадета, приглянувшегося Елизавете Петровне, до астраханского губернатора.
Иван Шувалов, в юности рядовой паж, правда, не расстававшийся с книгой. А позже «министр новорожденного русского просвещения». Президент Петербургской Академии художеств. Первый куратор Московского университета. Обустроил университетскую типографию. Завел газету «Московские ведомости». Меценат. Коллекционер антиков и шедевров живописи. Покровитель Ломоносова и Сумарокова. Угадал талант юного Державина. Помогал Фонвизину и Богдановичу. Вел переписку с Вольтером, Дидро, Гельвецием. Поразительные личности и судьбы. А наш давнишний знакомец, плутоватый Алексашка Меншиков, оказывается, был аж членом Лондонского Королевского общества, и диплом ему подписал сам сэр Исаак Ньютон!
Да, сколько «открытий чудных» дарит нам книга Льва Бердникова. И так легко, увлекательно читается. С тактом и чувством меры доносит до нас автор аромат и колорит языка эпохи. Кажется, автор мог бы повторить вслед за поэтом:
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Не только в цитатах, порой и в авторском тексте эхом мелькнут прелестные «приятства», «учтивства», «шумство». А жених Натальи Шереметевой, венчаясь с ней после своего падения из величия в опалу, смотрит на нее «с виноватинкой». И зовет ее «лазоревый цвет Наташенька».
Как удалось автору так оживить далекие страницы истории? Конечно, он сам погрузился в нее глубоко. Привлек все свидетельства историков и писателей. Конечно, читая о Екатерине Великой, мы не можем не вспомнить встречу с ней Маши Мироновой и Лев Бердников к месту напомнит нам эту сцену из «Капитанской дочки» Пушкина. Всплывут здесь и другие страницы исторической классики и из «Ледяного дома» Лажечникова, и из «Петра I» Ал.Толстого. Но и помимо знакомых страниц классики какое необъятное поле источников перепахал автор. Мы слышим голоса Вольтера и Достоевского, Сен-Симона и Василия Ключевского, Антиоха Кантемира и Юрия Тынянова, Герцена и Г.Данилевского, Сергея Соловьева и Юрия Лотмана, Льва Гумилева и Даниила Гранина...
Но еще важнее звучат подлинные голоса той эпохи. Автор словно сам побывал на ассамблеях и приемах. Рядом с ним очевидцы. Французский посланник и митрополит Дмитрий Ростовский. Испанский посланник и маркграфиня байрейтская. Датский посланник и жена английского резидента. Австрийский дипломат, русский посол в Гааге, шведский пленник... Их дневники, письма, заметки об иноземных модах, опись гардероба, реестры портных... «Своеручные записки» Натальи Шереметевой и даже ... «Реестры о мушках»!
Книга читается как роман, отнюдь не как сухое академическое издание. Тем более впечатляет неожиданный для увлекательной популярной книги список источников, достойный научного издания аж на 14 страницах! Источники аж за четыре века XVIII, XIX, XX, XXI. Да еще на двух языках.
Такой вот союз творчества и трудолюбия.
2008 год.
|
|