|
Первое, что поражает на выставке Светланы Богатырь, нашей художницы, давно живущей во Франции, чисто зрительный праздник, наслаждение этим кружевом, легкой изысканной вязью белого штриха на черном фоне, черного штриха на белом. Пока еще даже без проникновения в подтекст, в глубинный смысл.
Легкий абрис лица, шляпы ли, воротника естественно и неожиданно возникает то из нот и скрипичных ключей, а то просто из цифр... Как осенило художницу это видение, наитие, озарение?
А вот так, как у поэта рождается мелодия:
Когда внезапно возникает
Еще неясный голос труб...
И сразу вслед за Булатом откликается Шекспир:
Из вещества того же, что и сон,
Мы сотканы, и жизнь на сон похожа,
И наша жизнь лишь сном окружена.
А через века и страны отозвалась еще одна мелодия:
Из миража, из ничего, из сумасбродства моего
Вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и звук,
И плоть, и страсть...
Сперва меня даже смутил этот разноголосый отклик, хор голосов.
Но вот я читаю книгу Светланы Богатырь «Персональная Вселенная» и понимаю: ее Вселенная входит частицей во «Всечеловеческую Вселенную», в которой объединяются образы персональных Вселенных. Она ощущает человечество как единое целое. Душа капля единого океана. Она подключается к всеобщему Разуму, несущему всю информацию прошлого. Пусть кто-то назовет это ноосферой, кто-то на современном языке «информационным полем Земли». Для Светланы Богатырь это «мыслеоблако, невидимо окутывающее человечество». Между мыслеобразами нет границ. И художник, как чуткий приемник, улавливает трепет и вибрацию единого Со-знания.
Отсюда «расширение мира», глубина понимания других человеческих существ. Для нее в них главное не внешняя телесная оболочка, а эманация души. Вот на двух картинах словно бесплотные тела как бы проникают, пересекаются, переливаются.
А ведь это гениально сформулировал Пастернак:
Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет,
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет.
А вот картина « Раковина». Никак невозможно назвать ее натюрмортом. Крупные спирали ее парят над чем-то голубым с белым море? да нет, пожалуй, это небо с легкими белыми облаками. В нее поневоле вглядываешься пристально, пытаясь разгадать ее тайну, ее значительность. Я бы это назвала «Портрет раковины». Поразительно, но при этом художница не помнила стихи, где раковина оказалась как бы двойником, автопортретом поэта самого Мандельштама:
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь. Из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой...
Если в графике Светланы Богатырь поражает изящество, то в живописи насыщенность цвета. Ее черный бархатист и совершенно не мрачен. Ее густокрасный пламенеет изнутри. В ее картинах портрет Пространства. Вот вариации: «Иллюзия с темным пространством», «Цветы в черном пространстве», «Вертикальная иллюзия», «Иллюзия с красным шаром»... Необычная, оригинальная художница.
И когда она своим волшебством приближает к нашим глазам воздушный прозрачный шар одуванчика с его микроэлементами пушинками и видит в нем «Символ Универсума», я слышу издалека голос Уильяма Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность... И небо в чашечке цветка».
И как же было обидно прочесть в «Литературной газете» статью В. Чайковской, которая, отдавая дань таланту художницы, с непостижимой яростью обрушилась на ее мысли, изложенные в книге. Мы стоим на пороге еще многого непознанного, как 300 лет назад никто не поверил бы в телефон и телевизор. Даже крупнейший ученый Наталья Бехтерева не отрицала недоступных нам тайн мозга и прозрений Ванги.
Если художник видит прозрачную нематериальную сферу Вселенной, наполненную взаимопроникающими сферами, и черпает оттуда свои видения, и претворяет их в прекрасную живопись и графику, стоит ли на него так яростно обрушиваться?
Ведь уже не раз и поэты, и композиторы говорили о рождении творчества: словно слышим, словно записываем, словно диктуют.
Надо ли яростно разносить Ахматову за родственное:
И словно продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Художник часто слышит намного раньше то, чего не слышат другие. И даже если критику не нравятся его идеи, они во благо, если дают такие прекрасные плоды.
23 июня 2008 г.
|
|