ЛЖМ. Как возникла сама идея фестиваля? - За годы послеперестроечные я не знаю таких людей из моего поколения, которые бы не прочли каких-нибудь лекций в каком-нибудь западном университете непонятно о чем, которые бы не поучаствовали в каком-нибудь международном фестивале, - был период, когда мы все ездили на эти фестивали, и, честно говоря, была некая обида: все мы знаем, что Москва занимает определенное место на поэтической карте мира, - почему же здесь ничего не происходит? Поэзия - дело одинокое, и собирать поэтов вместе, может быть, даже опасно, - у меня были большие сомнения, нужно ли делать такие мероприятия. Но вот в этом году, когда с такой безумной помпой праздновали 200-летие Пушкина, я листал огромную, на полсотни страниц, программу мероприятий, связанных с юбилеем, и увидел, что там нет ни одного живого писателя, - я поставил этот вопрос в Правительстве Москвы: ведь отмечаемый писал - "и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит," - ну, я объяснил на всякий случай, что "пиит" - это поэт... И последовала неожиданная реакция: мало того, что мое предложение о поэтическом фестивале было включено в программу празднования юбилея, но и где-то в подкорке у нашего московского руководства это осталось, потому что в день открытия официальной программы, в день рождения Пушкина, наш мэр сказал, что вот во всем был прав Пушкин, но в одном он ошибался (тут я несколько занервничал: в чем же все-таки ошибался Александр Сергеич?). Пушкин сказал: "И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит," - а на самом деле, сказал мэр, дело не в пиитах, а в том, что если будет жив хоть один россиянин, хоть один русский человек, то будет жив и Пушкин. ЛЖМ. Как организован фестиваль? В чем его индивидуальность? - В последнее время поэзия живет в определенных центрах, в определенных магнитных полях. Эти центры притяжения - московские литературные клубы, которые удивительно достойно и протяженно во времени существуют и ведут свою работу, - мне кажется, что стоит это обозначить на карте Москвы более внятно. Это ведь как родинки: они, во-первых, отличают один город от другого, одну культуру от другой, а во-вторых, они, может быть, не очень заметны, к ним привыкаешь, а вот если сколупнешь, то можно и помереть. Поэтому я и предложил сделать этот фестиваль фестивалем поэтических центров. Фактически каждый поэтический центр проводит свой вечер, в своей сфере влияния: из встреч, предложенных этими центрами, сложилась по большей части программа фестиваля. ЛЖМ. Какова мера репрезентативности фестиваля по отношению к русской поэзии? а к мировой? - У любой поэзии есть свой внутренний счет, своя табель о рангах. Бесспорных имен нет: каждый поэт считает, что кроме него никого не существует, и это нормальное восприятие, но есть все-таки имена, с которыми надо считаться. А с другой стороны... Мне предъявляли претензии в недостаточной жесткости отбора, - но, видимо, если бы я был более жестким, то организовывал бы не фестиваль поэзии, а что-нибудь другое. Я люблю всех людей, которые пишут стихи, потому что они могли бы заниматься чем-нибудь гораздо более ужасным. В том числе поэтому я предложил не формировать список участников оргкомитетом, а основываться на сферах влияния, какие сложились вокруг московских поэтических центров. ЛЖМ. Можно ли говорить о дальнейших перспективах - о втором, третьем Московском поэтическом фестивале? - Конечно, фестиваль затем и назван первым, чтобы намекнуть, что должен быть и второй. Это главным образом для чиновников, которым любую идею надо закладывать в голову постепенно. Хотелось бы, сверх того, создать и, так сказать, бумажную версию фестиваля - альманах, что-то вроде приснопамятного "Дня поэзии". А идеи будущих фестивалей уже рождаются. Первый фестиваль - дело особенно болезненное и насильственное: люди заслуженные в поэзии, "орденоносцы", вообще по своему статусу не должны участвовать в фестивале, они должны были это проходить, когда им было 20 лет, 30 лет, - но тогда они были такой возможности лишены. И поэтому на первый фестиваль мы, оказалось, должны приглашать всех - от двадцати до ста лет. А на самом деле фестиваль должен быть вполне молодой акцией, и я надеюсь, что в будущем он будет ориентирован на молодые голоса, которые, может быть, впервые услышит Москва. А есть другая идея: фестиваль, посвященный новому русскому зарубежью. В принципе у каждого фестиваля, конечно, должен быть свой стержень, своя основная идея. Ну, и кроме того: первый фестиваль дал мне представление о том, кто из людей пишущих имеет хотя бы минимальные организационные способности, а кто их категорически не имеет (хоть и считает, что имеет), - так что дальше будет легче. ЛЖМ. Как сочетается фестиваль поэзии с тем, что творится сегодня в нашей стране? - Это не развлекательное мероприятие. Когда мы обсуждали, а можно ли сегодня... Голос настоящего поэта в трагические, драматические минуты звучит сильнее, чем в другие. 20 сентября 1999 г. |
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Литературная жизнь Москвы" |
Литературная жизнь Москвы в сентябре 1999 г. |
Евгений Бунимович |
Copyright © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |