В связи с первой годовщиной проекта "Дар слова. Проективный лексикон" (выходит с 17 апреля 2000 г.) объявляется конкурс на литературное произведение размером в одно слово. Однослoвие - наикратчайший жанр словесности, искусство одного слова, заключающего в себе новую идею или картину. При этом слово выступает как целое произведение, в котором есть своя тема, идея, образ автора, перекличка с другими текстами и т.п. Примеры однословий: Кстати, само слово "однословие" является однословием. Однословие - это жанр будущего. По мере уплотнения инфомационного пространства и возрастающей конкуренции за каждую минуту читательского времени, большие тексты будут оттесняться на периферию культуры. Творческий процесс будет квантоваться, сжиматься в мельчайшие значимые единицы языка. Максимум содержания в минимуме языковых средств - это и есть однословие как самостоятельный жанр и как способ распространения новых идей. Отдельное слово размножается гораздо быстрее, чем предложение или текст. Даже самые популярные афоризмы или романы, печатаемые миллионными тиражами, не могут сравниться в известности и частотности со словами, которые по многу раз повторяются во всех текстах данного языка. Например, слово "промышленность", созданное Н.Карамзиным в конце 18-го века, превосходит по популярности все, что он создал в других жанрах. Условия конкурса: 1. Объем предлагаемого однословия (неологизма) - не более 20 букв. Каждый участник может предложить на конкурс до 10 однословий. Однословия вводятся в Конкурсную книгу или присылаются электронной почтой Михаилу Наумовичу Эпштейну. Пожалуйста, укажите в книге или письме Ваше полное имя и, желательно, профессию и место жительства. Все присланные слова (с толкованиями и примерами) будут публиковаться в специальных выпусках "Дара слова" и в техно-гуманитарном журнале "Веер будущностей". Конкурс продлится до 30 сентября 2001 г. В оценке однословия применяются те же критерии, что и в оценке других литературных произведений: оригинальность, выразительность, находчивость, красота, поэтичность, остроумие, а также лингвистические критерии: новизна значения, насущность для языка, заполнение пробелов лексической системы, легкость запоминания и усвоения, убедительность толкования и примеров употребления, и т.д. Слово, получившее первый приз, будет размножено и приобретет наибольшие шансы на вхождение в русский язык. На мотив лучшего слова будет создано произведение синтетического компьютерного искусства - флэш арт (светословие - слово как световая вспышка, фотопоэйя). Художник - Александр Ромаданов (Алексрома), победитель конкурса флэш-арта в галерее Марата Гельмана (2001). Слово-победитель и соответствующий флэш-арт будут опубликованы в сетевом журнале "Веер будущностей". Лучшее однословие будет также вывешено в 5 выпусках "Дара слова" (еженедельно рассылается 1200 подписчикам) и "Веера будущностей". Два слова, получившие второй приз, будут вывешены в 3-х выпусках "Дара" и "Веера". Возможны и дополнительные призы по отдельным номинациям, предложенным членами жюри. Жюри конкурса: Людмила Владимировна Зубова, лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского гос. университета. Григорий Марк, поэт, прозаик, однословец, автор нескольких книг и "Толкового словаря". Алексей Максимович Парщиков, поэт, эссеист, автор нескольких книг (Москва - Кельн) Александр Витальевич Ромаданов (Алексрома), писатель, публицист, флэш-артист, редактор ООН (Нью-Йорк). Григорий Львович Тульчинский, философ, доктор философских наук, профессор Государственной академии культуры, заведующий Международной Кафедрой (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб НЦ РАН (С-Петербург). Михаил Наумович Эпштейн, филолог, философ, культуролог, автор проекта "Дар слова", профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США). Примеры описания новых слов: 1. Образ солночи издавна встречается у поэтов. Мечта о солночи, новом солнце, которое воссияет из тьмы угнетенных и невежественных масс, проходит через всю послеоктябрьскую публицистику. 2. "Любовь - сначала, а любля - потом", - сказал старик Погодин в наставлении молодым. Одна совместная ночь в гостинце - и долгие годы воспоминаний. В рассказе Бунина "Солнечный удар" то, что случилось как любля, с разлукой переходит в любовь. Олег подолгу наблюдал за люблей голубей, черепах и прочих невинных тварей, преисполняясь нежностью к природе, которая никого не обделила этой радостью. Другие примеры новых слов и их словарного оформления, а также статья "Слово как произведение. О жанре однословия" - на сайте "Дара слова". |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Литературная жизнь Москвы" |
Copyright © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |