Новый литературный сезон совпадает с Милленниумом, я жду от этого сочетания резкой, возможно катастрофической смены парадигм и дискурсов и, соответственно, важных изменений в судьбах литературного сообщества.
Начнется эпоха всеобщих переоценок, экзистенциальных и аксиологических катаклизмов. Многих ударит "кризис перепроизводства шедевров к концу XX века". Надеюсь, обойдется без суицида. Некоторые бросят писать, кое-кто навсегда. Взамен Д.Кузьмин обнаружит в провинции еще два или три молодых дарования. Клубная активность примет в значительной степени нетрадиционный, например хэппенинговый, брифинговый или даже митинговый характер; так, Крымский клуб частично переместится в Интернет. Работа "не в своем жанре" в целом приобретет жанровый статус, в связи с чем снова начнет возрастать влияние А.Битова. Понемногу будет усиливаться украинская литературная экспансия, но что это означает, до конца сезона никто не поймет. Будет расти авторитет поэтического театра Димы Воденникова и Центрально-европейского издательского центра (ЦИЦ) Ани Бражкиной. Вкупе с переводом на русский демиургической теории Ешкилева это приведет к окончательному преодолению ситуации постмодернизма в отечественном литературном пространстве. Л.Костюков из вредности объявит себя постмодернистом. О.Седакова наконец-то даст обет поэтического молчания и уйдет послушницей в католический монастырь. С.Кириенко, наоборот, окончательно откажется от государственной карьеры ради любовной лирики, и после трудного экзамена в салоне "Авторник" будет принят в Союз молодых литераторов "Вавилон". А Р.Рахматуллин найдет в архивах "Новой Юности" доказательство того, что тот является правнуком М.Кириенко-Волошина, и за это простит ему либеральное прошлое. Кривулин и Курицын пройдут в Госдуму и возьмут власть. Ю.Лужков проведет-таки торжественную регистрацию в Москве литературных лимитчиков и возьмет на себя финансирование "ЛЖМ". Возродится Поэтическая партия (Партия Зеркальных); вообще, пересечения политического и поэтического будут все более неожиданными. Букера не получит никто. И.Жданов получит Госпремию Крымской автономии по литературе ($100). Сам я почти допишу свой первый роман, а также новое стихотворение, на этот раз длиной менее 200 строк.
Всегда интересны изменения конфигурации пространства московской литературной жизни. Хотя все дни недели уже заняты, хотелось бы, однако, появления новых точек на литературной карте города - но не абы каких, а концептуально определенных: странно, скажем, что практически нет тематических, жанровых, как-то еще ограниченных литературных клубов.
Другой способ борьбы с рутиной, неизбежно захлестывающей всех нас, - предоставление кураторами своих площадок под чьи-то проекты, но не разовые, а перманентные (хочется отметить в этом смысле опыт Георгиевского клуба с его проектом литературно-художественных параллелей, курируемым Анной Килимник). Отчасти по этому пути двинулся и "Авторник": часть вечеров будут теперь готовить Данила Давыдов и Илья Кукулин по собственным программам.
В Георгиевском клубе будет продолжен проект, посвященный параллелям изобразительного и литературного пространства, - это кажется мне важным.
А еще хотелось бы ввести в обычай какие-то сеансы рефлексии по поводу современной критической мысли. Возможно, что из этой идеи родится цикл вечеров "Критика критики".
Чего я жду от нового сезона? Во-первых, как всегда, конечно, звона еще не бывших рифм. А во-вторых? Пожалуй, игр, где веселится слово, свою святую миссию забыв.
|