К вопросу о "Премии салонов"Следующий текст неоднократно обсуждался участниками Круглого стола литературных клубов и салонов, однако никакого решения покамест не принято. Публикуя его, мы будем рады получить отклики и замечания. ПРЕМИЯ САЛОНОВПреамбула Литературная премия - важный элемент организации литературного пространства. Она эксплицирует существующие в различных литературных группировках, социальных и культурных группах ценностные установки, создает последовательности имен, образующие особый историко-литературный контекст для новых имен, встраивающихся в этот ряд, - словом, представляет собой нечто гораздо большее и более интересное, чем просто игру на рынке репутаций. В сегодняшней литературной жизни России этот важный элемент находится пока в стадии формирования. Литературных премий не так уж мало (по сравнению с советским периодом существования русской литературы), но по большей части это или премии тех или иных изданий, присуждаемые ими собственным авторам (в такой премии есть момент тавтологичности, так как самим фактом публикации издание уже осуществило свой выбор из наличных в литературе текстов, уже "премировало" своих авторов; поэтому выбор из числа опубликованных у себя текстов наиболее важного и значимого не может стать значимым фактом литературного процесса в целом, оставаясь в большей или меньшей степени элементом внутренней жизни данного издания), или премии, исходящие из-за пределов литературы (например, государственные, муниципальные, премии общественных организаций) и имеющие, тем самым, больше историко-культурное и социологическое, чем собственно литературное значение. Те немногие премии, которые остаются явлением литературы как таковой и при этом имеют общелитературное значение, - прежде всего, Букеровская премия, а равным образом учрежденная ей в противовес премия "Антибукер", - страдают от своей уникальности: она мешает им осознать свою специфику. Такие премии претендуют на универсальность, на абсолютную полноту и широту охвата всей современной русской литературы (ограничиваемую разве что рамками избранных жанров); это подчеркивается и чрезвычайным многообразием членов жюри (а в случае Букеровской премии - еще и его сменяемостью). В результате эти премии оказываются не более чем плодом консенсуса более или менее случайно подобранных, хотя бы, положим, и вполне авторитетных экспертов; культурный смысл такого консенсуса понятен не до конца, а его способность стимулировать литературный процесс проблематична (потому что инновационная сущность искусства вступает в некоторое противоречие с принципом вкусового консенсуса, т.е. определенного усреднения и уравнивания разных восприятий). Перспективой развития института литературных премий в России, думается, является их специализация. Этот процесс может апеллировать к разным аспектам литературной действительности. Мыслимы премии, отражающие позицию определенной литературной группировки и, тем самым, выдвигающие наиболее ярких (на взгляд изнутри) носителей той или иной художественной тенденции, эстетики и поэтики; премии, обозначающие наиболее интересные тексты в определенном (и достаточно четко определенном) жанре или форме; премии, отмечающие наиболее плодотворную работу с определенным материалом или определенной проблемой. Отдельный интерес представляли бы, по нашему мнению, премии, выражавшие бы твердо обособленные позиции по отношению к литературе, набор которых, в принципе, не столь уж велик: это позиции литературоведа, критика, товарища по цеху (т.е. литератора, работающего в этом же роде литературы), издателя/книгопродавца, историка/социолога, педагога, наконец - просто читателя. Для этого, правда, необходимо существенное самоограничение носителей соответствующей позиции, присуждающих премию: если данная премия призвана представить позицию литературоведа, то рассматриваемый текст должен браться литературоведами-членами жюри как потенциальный объект изучения, а не как увлекательное чтение на сон грядущий. Подобные "позиционные" премии могли бы, помимо всего прочего, способствовать лучшей отрефлектированности и артикулированности соответствующих позиций. Специализация литературных премий, как кажется, усилила бы их способность служить читателю своего рода ориентирами, поскольку повысилась бы их предсказательная функция. Положение 1. Премия Салонов учреждена и вручается Круглым столом литературных салонов и клубов Москвы. Премия отражает специфическую позицию по отношению к литературе, носителями которой являются ее учредители, - позицию организатора литературной жизни. Специфика данной позиции в том, что в фокус внимания попадает взаимосвязь литературной жизни (т.е. разного рода событий: публикаций, выступлений и т.д., - посредством которых произведения литературы являются читателям и коллегам) и литературного процесса (т.е. собственно последовательности появляющихся текстов во всем многообразии их взаимосвязей и взаимовлияний). Такая фокусировка представляется важной не только сама по себе, но и как гарантия от смешения и неразличения этих двух планов функционирования литературы, призванная противостоять извечной тенденции к вытеснению критериев художественности (как бы широко и по-разному их ни понимать) игрой репутаций. 2. Три основные номинации Премии отражают разные аспекты указанной взаимосвязи: а) номинация "Открытие года" фокусирует внимание на результате, который литературная жизнь обретает в литературном процессе: Премия в этой номинации присуждается автору, чье участие в литературной жизни минувшего сезона зафиксировало его тексты в качестве нового значимого явления литературного процесса. Категория "новое значимое явление" обнимает, в представлении Учредителей Премии, как литературный дебют в собственном смысле слова, так и качественный перелом в творчестве автора, хотя бы и давно работающего в литературе и хорошо известного; б) номинация "За лучшую презентацию своего творчества" фокусирует внимание на способе участия в литературной жизни, способствующем обретению автором значимого места в литературном процессе (или, что близко к предыдущему, адекватном месту автора в этом процессе): Премия в этой номинации присуждается автору, чей способ участия в литературной жизни минувшего сезона в наибольшей степени соответствовал этим критериям. Категория "способ участия" мыслится Учредителями Премии как весьма широкая: от различных аспектов литературного поведения до характера презентации конкретных текстов; в) номинация "За вклад в литературную жизнь" фокусирует внимание на собственно литературной жизни как сфере приложения творческой активности, порождения специфических текстов (поскольку как текст своего рода может и должен рассматриваться творческий вечер, литературный фестиваль и любой подобный культурный жест): Премия в этой номинации присуждается создателям наиболее интересных, культурно и художественно значимых текстов подобного рода. При этом Учредители Премии полагают оставить за пределами данной номинации случаи, попадающие в предыдущую номинацию, т.е. презентацию своего творчества (текстов первого рода - текстами второго рода). 3. Две дополнительные номинации Премии носят отчасти игровой характер: а) номинация "За былые заслуги" восстанавливает события и тексты литературной жизни, посредством которых бесспорно значимые для современной литературы явления обрели свое место в литературном процессе: Премия в этой номинации присуждается инициатору и организатору такого события (организатору первого или рубежного выступления автора, публикатору /редактору, издателю и т.п./ первых или ключевых текстов, автору отзыва или рецензии, существенно важных для дальнейшей судьбы автора или текста...), сколь бы далеко по времени от настоящего момента оно ни отстояло; б) номинация "Приз завсегдатаю" акцентирует развлекательно-гедонистический элемент литературной жизни: Премия в этой номинации присуждается наиболее постоянному, восприимчивому и, что самое главное, приятному для участников и организаторов литературной жизни посетителю мероприятий, проводимых Учредителями Премии. 4. Решение о присуждении Премии принимается... /организационная часть пока опущена. - Ред./ |
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |