Элиот УАЙНБЕРГЕР

МЕЧТА ОБ ИНДИИ

Перевод с английского Михаила Хазина


        Митин журнал.

            Самиздат.
            Вып. 41 (сентябрь-октябрь 1991).
            Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович.
            С.43-52.

        Перепечатано: Звезда Востока, 1992, #9/10, с.131-138.



                        В Нью-Йорке тогда было несколько дождливых дней. И это было хорошо, потому что можно было спокойно, не дергаясь, передвигаться (с сокрушением сердца) из одного дома в другой, из одного ресторана в третий. Левкина в NY не было, но был Eliot Weinberger и была вся его компания - Лидия Дэвис (она чемпион по Бланшо, во всяком случае, никто лучше ее не переводил его на англ. яз., с чем Бланшо соглашается), Пол Астер и так далее. Я сказал вечером Элиоту, что на русский его перевели Хазин и Кучерявкин. Что это мне очень нравится и я хотел бы глянуть, что он еще делает. Он показал свою книгу Works On Paper. Потом он подарил ее. В ней были все последние его эссе. Потом он рассказал, как они с Октавио Пасом провели первую ночь после премии. Они, судя по рассказу, провели ее очень неплохо. А больше ничего и сказать не хочется. Да-да, Элиот прямо-таки кромешный переводчик с испанского. А в остальном - очень странно-тихий наблюдатель, то есть писатель, точнее, поэт. Да у них вся эта компания - нормальные.

                  Аркадий Драгомощенко


    Ибо Индии дал имя Ной, и царь ее называется Царь Знаний.

    Ибо Рай находится в Индии и в Раю есть живой фонтан, из которого вытекают четыре великие реки.

    В Индии в году два лета и две зимы.

    В Индии всегда зеленая земля.

    Летом тени там падают на юг, а зимой на север.

    В Индии двенадцать тысяч семьсот островов: одни целиком из золота, а другие из серебра. Есть острова, где такое изобилие жемчуга, что люди не носят одежд, а покрывают себя жемчужинами.

    В Индии вино делается из сока пальм. Есть дерево, плод которого напоминает хлеб.

    В Индии есть червь, который не может жить без огня.

    По улице там ползают змеи.

    В Индии спят на шелковых матрацах и на золотых кроватях. За столом они едят с серебряных блюд, и каждый, независимо от своего чина, носит жемчуга и кольца с драгоценными камнями.

    Там есть племя людей, у которых по восемь пальцев на руках и на ногах. До 30 лет они седые, а потом постепенно темнеют.

    Там нет бедных, а чужеземцев встречают радушно.

    В Индии краб превращается в камень как только попадает на воздух.

    Там есть племя людей, которое не может прожить без запаха яблока. И когда они отправляются в путь, то должны брать с собой этот плод, ибо без запаха его они погибают.

    Там был такой зной, что люди совсем не выходили из дома.

    В Индии есть разряд философов, посвятивших себя астрономии и предсказанию будущего. И видел я одного из них, которому было 300 лет, и столь удивительным было подобное долголетие, что куда бы он ни пришел, за ним всегда следовали дети.

    В Индии нет лжецов.

    В Индии по обычаю чужеземные торговцы останавливаются на постоялых дворах. Пищу для гостя готовит хозяйка, она же стелит постель и спит с ним.

    Там есть племя людей с ушами до колен.

    В Индии есть фонтан, охраняемый смертоносными змеями. Это единственное место, где есть вода, и если кто-то захочет пить, он должен снять с себя все одежды, ибо змеи страшатся наготы больше чем огня.

    Там есть племя людей с такой большой верхней губой, что они закрывают ею лицо, когда спят на солнце.

    И видел я царя, перед которым шли два человека и дули в трубы; два человека сзади несли над его головой разноцветные зонтики, дабы защитить его от солнца, а по бокам шли панегиристы, и каждый старался превзойти другого в умении восславить царя.

    В Индии есть плод, круглый как тыква, внутри которого находится еще три плода и у каждого особый вкус.

    В Индии поклоняются солнцу в большом храме за городской чертой. Каждое утро на рассвете жители устремляются в это место и сжигают благовония перед гигантским идолом, при этом он вращается способом, который я не могу объяснить, и издает великий шум.

    В Индии будущее предсказывают по полету птиц.

    В Индии если человек хочет предать себя огню, то объявляется великий праздник. Семья готовится к торжеству и затем приводит его на лошади или пешком к краю рва. И туда, в пламя бросается он под звуки музыки и пения. Через три дня он возвращается, дабы оповестить о своей последней воле, а потом исчезает навсегда.

    В Индии очень много людей, потому что там не бывает мора. И число этих людей безмерно. Я видел миллионные армии мужчин и больше.

    Там такой зной, что мошонка мужчин свисает до колен, и мужчинам приходится подвязывать ее и втирать особые масла.

    В Индии многие предаются разврату, но злодейские преступления им неизвестны.

    В Индии мертвых хоронят женщины, которые стоят около тела, обнаженные по пояс и кричат: "Горе! Горе!".

    Там есть племя лающих людей с песьими головами.

    В Индии корабли шьют как платья, без гвоздей или кусочка железа, ибо скалы в море притянут к себе железо и любой корабль с гвоздями разобьется о скалы.

    Там есть племя рогатых людей, которые хрюкают как свиньи.

    В Индии есть колодцы с горячей водой по ночам и холодной в течение дня.

    Зубы там чистят зубочистками.

    В Индии люди черные. Чем они чернее, тем красивее они считаются. Поэтому каждую неделю они втирают в детей масла, пока те не становятся черными как черти. (Правда, в Индии боги черные, а черти белые).

    В Индии у женщины много мужей и у каждого свои обязанности. Жена живет в одном дому, а мужья в другом. День разделяется так, что каждый муж находится в доме жены в определенные часы, и в это время другой муж не может зайти.

    Раз в году там зажигают несметное число масляных ламп.

    В Индии есть деревья с такими большими листьями, что в их тени могут стоять пять, а то и шесть человек.

    Сначала они моют ноги, а потом лицо. Перед тем как спать с женами, они моются.

    В Индии поклоняются корове и если кто-то убивает корову, его тут же приговаривают к смерти. Некоторые, особенно по праздникам, даже берут с собой коровий помет и втирают его в лоб вместо благовоний.

    В Индии мужчина не нарушает супружескую верность.

    И видел я храм высоко на холме и был в нем один аметист цвета огня, размером с большую еловую шишку, и издали было видно, как лучи солнца играют и вспыхивают в нем.

    В Индии есть гора под названием Албенигарас, где много алмазов, но она населена ядовитыми животными и змеями, и ни один человек не может приблизиться к ней. Но рядом есть более высокая гора, и в определенное время года люди забираются на нее вместе с быками, которых затем режут на части. С помощью изобретенных ими механизмов они бросают вниз на склоны Албенигараса еще теплые куски кровавого мяса, и алмазы прилипают к нему. Потом налетают стервятники, хватают эти куски и улетают в места, где нет змей. Люди приходят туда и собирают алмазы, упавшие с мяса.

    В Индии мудрецы могут создавать и усмирять великие ветры. Поэтому питаются они в тайне.

    В Индии женщины носят красные парики; этот цвет они любят больше всего. Некоторые покрывают голову крашеными листьями, но ни одна не красит лицо.

    Там есть племя людей в перьях, которые могут взлетать на деревья.

    В Индии мужчины не носят бороды, но у них длинные волосы, которые падают на спину и перевязаны шелковым шнурком. В таком виде они отправляются на войну.

    В Индии есть рыба с такой твердой кожей, что из нее строят дома.

    В Индии нет ни одного портного, ибо все ходят обнаженными.

    В Индии очень много людей, ибо они не любят покидать свою страну.

    В Индии поклоняются идолу - получеловеку, полубыку. И идол разговаривает и требует крови 40 девственниц. В одном городе я видел, как идола везли на огромной колеснице, и это вызывало такой трепет, что многие бросались под колесницу, желая погибнуть под ее колесами, как того требует их бог.

    В Индии обитает животное по имени "носорог", потому что на носу у него растет рог. И когда он ходит, рог болтается, но стоит зверю впасть от чего-либо в ярость, как рог напрягается и становится таким твердым, что зверь может вырвать им дерево с корнем. Высушенная кожа носорога имеет толщину в четыре пальца, и некоторые используют ее вместо железа для плуга и пашут им землю.

    Там есть племя людей ростом всего лишь в один фут, и они всегда должны остерегаться, чтобы их не унес аист. В четыре года они взрослеют, а в восемь уже старые.

    В Индии повсюду розы - они растут везде: их продают на рынках, мужчины носят на шее венки из них, а женщины вплетают в волосы. Кажется, что они не могут жить без роз.

    В Индии женщины спят с мужьями днем, а ночью ходят к чужеземцам и спят с ними и даже платят им, ибо им нравятся белые люди. И если женщина зачнет от чужеземца, то муж дает ему жалованье. Если дитя родится белое, то чужестранец получает добавочно 18 тенка, если черное, тогда ему ничего нет.

    Там есть племя людей, ступни которых повернуты назад.

    В Индии есть длинные змеи под названием "кокодрилл", которые днем живут на суше, а ночью в воде. Зимой они не питаются, а впадают в сон. Они убивают людей и, пожирая их, плачут.

    В Индии есть река под названием Аротани, где такое изобилие рыбы, что ее можно ловить руками. Но если кто возьмет рыбу в руку - тут же заболеет лихорадкой. Стоит отпустить рыбу, как здоровье вновь возвращается.

    Вместо брюк они носят чалму.

    Там бьют палочками в кимвалы.

    Престарелых родителей там убивают и используют в пищу.

    В Индии есть дерево высотой около трех локтей, на котором не растут плоды, и называется оно на их языке деревом скромности. Ибо если человек приближается к нему, то оно сжимается и втягивает все ветви и вновь распускается, когда он отходит прочь.

    В Индии у девушек такое твердое тело, что его невозможно ни сдавить, ни ущипнуть. За мелкую монетку они позволяют мужчине щипать их сколько угодно. По причине этой упругости груди их не висят, а стоят прямо.

    Там в лесах бегают павлины.

    И видел я храм, отлитый из чистой бронзы, а в нем идола в человеческий рост из чистого золота. Глаза его были сделаны из двух рубинов и так искусно, что, казалось, все время смотрели на меня.

    В Индии женщины ходят обнаженными и если какая-то женщина вступает в брак, то ее усаживают на лошадь, а муж ее садится позади на круп и приставляет нож к горлу жены, и нет на них никаких одежд, кроме высоких шапок, наподобие митры, увитых белыми цветами. И все девицы в округе идут перед ними в ряд, распевая песни, пока не достигнут дома, и там невесту с женихом оставляют наедине, а когда они встанут утром, то ходят такими же обнаженными как и накануне.

    В Индии некоторые отрезают себе голову, чтобы попасть в Рай. При этом они используют особого рода ножницы.

    В Индии если человек выйдет из дома и услышит, что кто-то чихнул, то он сразу же вернется назад и уже не покинет жилища, ибо там это считается дурным знамением.

    Там есть люди с ушами, похожими на крылья ветряных мельниц, по ночам они ложатся на одно ухо и накрываются другим.

    В Индии мужчины носят женскую одежду; они пользуются косметикой, носят серьги, браслеты, золотые печатки на безымянном пальце и на пальцах ног.

    Они едят по одному, друг за другом, на скатерти из помета, а после еды тарелки выбрасывают.

    Они сожительствуют как змеи, обвивающие виноградную лозу, то есть, женщина движется взад и вперед словно пашет землю, а мужчина лежит неподвижно.

    В Индии есть птица под названием "сименда", клюв которой имеет несколько трубочек с многочисленными отверстиями. Когда чувствует приближение смерти, то собирает в гнездо сухие ветви, садится на них и так сладко поет, что чудесным образом пленяет и очаровывает всех, кто ее слышит. Потом она начинает бить крыльями, воспламеняет дерево и сжигает себя.

    Я спросил об их вере, и они говорили: "Мы веруем в Адама".

    В Индии жена бросается в погребальный костер мужа, и если она не сделает этого, ее туда бросят люди.

    Там такой зной, что меч плавится в ножнах, а драгоценные камни рукояти превращаются в уголь.

    Там есть люди без голов с глазами на животе.

    Там есть люди, которые ходят на четвереньках.

    В Индии есть дракон под названием "василиск", чье дыхание обращает камень в пыль. Хвостом он может убить любое животное, кроме слона. Говорят, если при встрече василиска с человеком чудовище увидит его первым, то человек умрет, но если первым увидит василиска человек, тогда умрет чудовище.

    В Индии, когда ныряют за жемчугом, то берут с собою мудрецов, ибо рыбы в тех местах, где есть жемчуг, опасны для человека, но мудрецы своими молитвами завораживают рыб.

    Там так холодно, что вода превращается в кристалл и на этих кристаллах растут настоящие алмазы. И эти алмазы и кристаллы спариваются и размножаются и питаются небесной росой.

    Однажды утром человек великого роста с белоснежной бородой появился в моем жилище, он был по пояс обнажен, и лишь мантия, перевязанная узловатой веревкой, покрывала его плечи. Он распростерся передо мной на песке и три раза ударил головой о землю. Увидя мои босые ноги, он попытался облобызать их, но я отстранился. И поведал он мне, что пришел он с острова в море, что был он в пути два года и что искал он меня. Ибо его поклонение идолам было таким искренним и совершенным, что Бог заговорил с ним, показал ему мое лицо и повелел найти меня, дабы я направил его на путь истинный.

    Женщины там сражаются серебряным оружием, ибо у них нет железа.

    Там есть женщины, из грудей которых растет борода.

    И видел я в глубине страны венецианские дукаты и золотые монеты в два раза больше нашего флорина.

    В Индии не стригут волосы ни на теле, ни на детородных органах, ибо они считают, что состригание этих волос усиливает плотские желания и побуждает к разврату.

    Там не хоронят мертвых, но натирают особыми пряностями, сажают на стул и покрывают тканью, и каждая семья держит своих мертвецов отдельно. Тело высыхает на костях, и трупы эти похожи на живых, и каждый может узнать в них в грядущие годы своих родителей и членов семьи.

    В Индии когда отправляются в путь, то любят, чтобы кто-нибудь ехал сзади.

    Во всех случаях они спрашивают совета у женщин.

    В Индии один день в году устанавливают шесты, похожие на мачты кораблей и вешают на них свои прекрасные одежды, расшитые золотом. На каждом шесте сидит человек набожного вида и молится за всех. Люди бросают в них гнилые апельсины, лимоны и другие тухлые плоды, но святые люди должны оставаться невозмутимыми.

    В Индии, когда рождается ребенок, особое внимание уделяется мужчине, а не женщине. Из двоих детей они отдают предпочтение старшему, ибо считается, что старший своим рождением обязан в большей степени похоти, а младший своим появлением на свет обязан зрелому размышлению и неспешному созиданию.

    Там есть племя людей, у которых одна огромная ступня, и когда они хотят отдохнуть под полуденным солнцем, то ложатся на спину и подымают ногу как зонтик. Они прекрасно бегают.

    В Индии отпускают длинные ногти и величие людей в праздности.

    Там есть маленькие люди, у которых нет рта, но только маленькая дырочка на лице, и им приходится втягивать пищу через соломинку.

    В Индии название книги пишется в конце.

    И видел я одного из святых людей. Он стоял обнаженный, обратясь лицом к солнцу, покрытый шкурами пантер, и я продолжил свой путь. Через шестнадцать лет мне случилось проезжать через то же место - и он все стоял там, не шелохнувшись.

    Там было так жарко, что рыба на дне реки горела как шелк в пламени.

    И видел я далеко от берега этой земли что-то в небе, большое как облако, но черное и летящее быстрее облаков. Я спросил, что это, и мне говорили, это великая птица Рох. Но ветер дул с берега, и Рох улетела вместе с ним, и я не смог увидеть ее ближе.

    В Индии птицы и звери совершенно отличны от наших, за исключением одной - перепелки.



                  Все представления и кое-что из языка взяты из работ, написанных за 500 лет до 1492 года. Индия, конечно, та страна, в которую направлялся Колумб, как он считал.
                  После этого первого путешествия и прибытия Васко де Гамы на Малабарское побережье в 1498 году представления об Индии стали совершенно иными.


"Митин журнал", выпуск 41:                      
Следующий материал                     





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Митин журнал", вып.41

Copyright © 1998 Eliot Weinberger
Copyright © 1998 Михаил Хазин - перевод
Copyright © 1998 "Митин журнал"
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru