Интервью
Вып. 42 (ноябрь-декабрь 1991). Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович. С.104-107. |
- Ты сказал как-то, что нынче наступает эра графомании, и вот я хочу тебя спросить, что ты имел в виду под графоманией, под эрой графомании, и что из этого следует для нас всех? Я так сказал?.. Когда?.. Нет, мне кажется, что как раз наоборот, эра графомании прошла, и те, кто надеется на то, что она наступает - глубоко ошибаются. - Кто же такой, по-твоему, графоман? Графоман - это человек, который как минимум не владеет двумя дарами. Первое: он не владеет способностью обрабатывать какое-либо художественное вещество, а во-вторых, он не умеет производить его необработанным. - Какой же он тогда графоман? Он же тогда наверно ничего и не производит, ничего не пишет. А графо-мания - это мания письма. Да, мания есть, а вещество художественное из него не идет, и вдохновение он не порождает... - Но бумагу-то он пачкает. Но послушай, "мания" - это медицинский термин. Это болезнь. Конечно, всегда были и есть люди, которые чем-то больны. Вот человек заболел, и ему мнится, что он должен писать. Вот он пишет и, наверно, облегчает себя. Но это не интересно. Интересней говорить о том, что происходит с культурой. Мне, например, кажется, что ничего особенного с ней не происходит. Она просто перестает болеть. Вот она болела - а сейчас она перестает болеть. Она опять начинает себя различать. У нее были мгновения, когда... вот знаешь, когда человек в большом жару находится, он саморазличение теряет. И болезнь человека может смахивать на принадлежность к культуре, когда культура больна. Но культура выздоравливает. Это, оказывается, было очередное преображение. И только на несколько секунд в историческом пространстве и времени преображение было настолько тяжелым, что графоман мог имитировать себя под приблизительно такие же процессы. Вот что происходило. А ни в коем случае не что-то другое. И теперь графоману еще труднее. Он все тот же больной, а культура - она, опять изменившись, вышла на какое-то очень ясное для себя самочувствие, в 90-х годах. И вот сейчас обостряются две противоположные, казалось бы, тенденции. С одной стороны, стремление к универсализму, а с другой - индивидуализация очень мощная. Очень разнообразные индивидуальные возможности открываются перед человеком, и он вовсе не обязан обслуживать постмодернистские каноны и вообще способы обращения с художественной тканью, которые выработал постмодерн. И при этом он совершенно ясно отличим от графомана - наличием высказывания. Понимаешь? Наличием сообщения. Это только в жару, в болезни, когда человек мечется, можно перепутать... можно решить, что это художник, но просто... мы не до конца улавливаем его высказывание, и мы вслушиваемся и вдумываемся, потому что считаем, что "в этом что-то есть". Но сейчас, когда произошли процессы выздоровления, наличие или отсутствие высказывания - самоочевидны. И они совершенно не исчерпываются формой. Вот как раз многообразие форм может быть каким угодно, но триединство творящего разума, души и энергии, связующей дух и душу, из которого любой творческий акт и микроскопически, и макроскопически состоит - оно присутствовать должно, определяя собой наличие высказывания. А если оно не присутствует, значит присутствует какое-то нарушение, болезнь. Одно из характерных нарушений можно поименовать графоманией. Нарушений много, разных. - Сергей Добротворский говорит, что графомания вообще в природе российской ментальности. Ну, что касается российской ментальности, у меня есть ряд соображений, которыми я могу вкратце поделиться. Я сейчас работаю над таким странным эссе, которое, наверно, будет называться "Ментальный анализ". Я предположил несколько изначально таинственных предпосылок. Во-первых, сейчас идет ментальная война, причем она в разгаре. Второе: я почувствовал возможность огромной зоны ракурсов, которые практически серьезно не востребовались до сих пор в культуре: так называемых ментальных ракурсов, и у меня возникла совершенно крайняя, фантастическая догадка, что можно произведение искусства начать анализировать с точки зрения ментального вещества, потраченного на самое это произведение искусства. И, скажем, можно изобрести такой способ анализа, который позволит вычленять ментальные зоны, которые составляют то или иное произведение искусства. Теперь. В каком смысле идет ментальная война? В том смысле, что идет процессы обобщения художественных и творческих энергий во всем мире. Даже просто то, что открылось совершенно огромное количество границ в Восточной Европе, вся она вдруг распахнулась насквозь, - этот акт совершенно ясно оказался основным событием в культуре, огромному количеству процессов сразу, в сверхдозе была дана возможность ворваться в достаточно застойные ситуации. И это, конечно, очень сильно воздействовало на культуру и продолжает на нее воздействовать... И это проявляется не только в том, что масса художников, скажем, в России стала применять те или иные художественные стратегии, совершенно им не свойственные до сих пор, и даже не в том, что я называю болезнью заимствованных лексик, когда, скажем, такие мощные фигуры, полководцы, как Деррида, начальники вражеских контрразведок, проникли в уста огромного количества наших, так сказать, юных воинов и оттуда стали транслировать совершенно другую ментальность, чем свойственна этим воинам... И вот все эти смешания, тончайшие... за всем этим очень интересно и смешно наблюдать. В этом смысле идет ментальная война. Но с другой стороны, происходят еще более интересные процессы, я думаю. Дело в том, что, как мне кажется, самое глубинное течение в культуре связано с выходом вообще из-под какой-либо ментальности. Само по себе сознание, вещество сознания оказывается веществом, из которого складывается произведение искусства. Интуитивно эти процессы шли на протяжении всей мировой культуры, как когда-то Шекспир предлагал делать искусство из наших снов: вот так из самых разнообразных структур сознания сегодня складывается художественное произведение. Это замечательно проявляется в театре. Ментальными коллажами занимался очень отчетливо Питер Брук в 60-е, 70-е годы: "Махабхарата" там и т.д. Он это довольно грубо делал: он просто брал актеров разных национальностей и объединял их в едином... то что называется антропологический театр. Этим же занимается в кино, на мой взгляд, не менее грубо, Вим Вендерс, когда он в свою картину забирает огромное количество самых разных стран и стремится придумать такой сюжет, в котором самые разные способы существования... самые разные сознания сойдутся в его сюжете и начнут обнаруживать себя, подчиненные власти его канвы, интриги и т.д. Он это делает интуитивно, он так наверняка не говорит, но когда он сочиняет такого рода сюжет, когда он начинает такого рода работу - в эту секунду он оказывается в точке, дистанцирующей его от какой-либо ментальности. И вот из этой позиции, - мне кажется, сегодня все больше и больше художников выходят на нее - с нее очень интересно работать собственно с ментальностью, и более того, она оказывается невероятно плодотворной, вот эта дистанция. И когда Сережа Добротворский говорит о русской ментальности, он на какую-то секунду этого высказывания сам выходит в эту позицию. Или там кто-то. Понимаешь? И в этом смысле наверно можно сказать о графомане, что его болезнь - это врожденная невозможность преодолеть собственную ментальность. Врожденная невозможность обретения этой дистанции. По тем или другим причинам. Понятно? Вот. "Митин журнал", выпуск 42: |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Митин журнал", вып.42 |
Copyright © 1998 Борис Юхананов Copyright © 1998 "Митин журнал" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |