(некоторое количество наблюдений)
Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович. С.98-105. |
1. Текст. В Советском Союзе произведение Александра Введенского "Потец" (П) было впервые опубликовано А.А.Александровым ("Звезда", 1989, #10) с произвольной орфографией. В предлагаемой заметке П цитируется по публикации М.Б.Мейлаха ("Даугава", 1990, #10). 2. Повод. Поводом к написанию П послужила смерть отца, воспринятая Введенским как трагедия1. Трагедия, "спрятавшаяся" за текстом, и ее буффонадное воплощение в тексте - вот два полюса, меж которых разворачивается - 3. Фабула П. "Фабула предельно проста: три сына добиваются у своего умирающего отца ответа на странный вопрос: что такое Потец? Для Введенского характерна такая абсурдная, внешне бессмысленная "простота" фабулы - она заставляет читателя обратиться к деталям, и эти детали раскрывают целый метаязыковый мир" (М.Б.Мейлах)2. 4. Что такое есть Потец? Однозначный ответ на этот "незавидный и дикий, внушительный вопрос" дать невозможно. Текст произведения содержит пять вариантов ответа. Три из них вложены в уста отца, два - как бы привнесены в П из вне. Еще один вариант ответа заключен в самом слове "потец", созданном по хлебниковскому образцу (Ср. у Хлебникова: "Если мы имеем пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне - творцы жизни... Слову боец мы можем построить поец, ноец, моец")3: т.е. "Потец" - это не просто "холодный пот, выступающий на лбу умершего" (один из вариантов ответа, предлагаемых в П), а пот, выступающий на лбу умершего отца. Так же и подушка, в которую отец превращается по ходу действия, есть не что иное, как душа, отлетевшая от его тела (подушка = пот + душа): Как чудо стоят сыновья возле тихо погасшей кровати отца... Нам страшно поглядеть в его, что называется, лицо. А подушка то порхала, то взвивалась свечкой в поднебесье, то как Днепр бежала по комнате. (Только душа, для которой не существует "потолков", может то "взвиваться в поднебесье", то "порхать по комнате"). Отметим, что, помимо всего прочего, "Потец" - это еще и произведение Александра Введенского под названием "Потец", чего ни отец, ни сыновья, находящиеся внутри текста, знать, конечно, не могут. 5. Тема и способ ее воплощения. Тема П совпадает с главной темой всего "взрослого" творчества Введенского и может быть определена как "загадка смерти". При этом тема воплощается не столько через развитие фабулы, сколько через введение в произведение сакральных слов, коррелирующих друг с другом как бы поверх текста. (Интересно, что эти сакральные слова могут появляться в тексте как бы случайно, в своем бытовом, ритуальном значении. См., например, в финале П:
Ср. у Мандельштама:
Сам того не думая сказать.)4 Наиболее отчетливо тема П сформулирована в чрезвычайно ясном фрагменте, вклинивающемся в сумбурные речи отца: Но где ж понять исчезновенье, (Ср. с гетевским: "Остановись, мгновенье..."). 6. Построение произведения. Вообще, П представляет собой соединение фрагментов, каждый из которых подчиняется законам собственной логики. Первую группу составляют фрагменты, построенные вне всякой логики:
Отец сидел над письменным как Иван да Марья столом... Тут отец, сидя на коне и поглаживая милую утку... Вторую группу составляют фрагменты, построенные в логике, заданной Введенским для данного произведения (к этим фрагментам можно приложить фразу из первой части П: "Ах, да мало ли что казалось. Но в общем немногое нам, как и им, казалось"):
Тут отец... воскликнул мысленно... Второй сын... заплакал мыслями... Входит первый сын и говорит: Не ответил же он на вопросы. Поэтому (подчеркнуто мной - О.Л.) он сразу обращается к подушке с вопросом. Сыновья, построясь в ряды, сверкая ногами, начинают танцевать кадриль. Третью группу составляют фрагменты, построенные по законам нормативной логики:
(Эти фрагменты оттеняют абсурдность остальных). И, наконец, четвертую группу составляют фрагменты, в которых господствует избыточная логика:
(Далее следует первый куплет песни. - О.Л.) Это был первый куплет. Второй куплет. (Следует второй куплет песни. - О.Л.) Третий куплет. (Следует третий куплет. - О.Л.) Цветок убежденный блаженства Фрагменты соединены по контрасту:
Она висела как купец (1 группа) Где ключ от моего ума? (1 группа) 7. Герои П. Отец и сыновья. Само количество и расстановка героев призваны вызвать в сознании всякого читателя бесчисленное множество "прототипов". Укажем лишь на некоторые из них:
И пока они пели, играла чудная, превосходная, всё и вся покоряющая музыка. И казалось, что разным чувствам есть еще место на земле. Как чудо стояли сыновья вокруг невзрачной подушки и ждали с бессмысленной надеждой ответа на свой незавидный и дикий, внушительный вопрос: что такое Потец? А подушка то порхала, то взвивалась свечкою в поднебесье, то как Днепр бежала по комнате.
8. Отец. Персонаж, за призрачной фигурой которого угадываются многочисленные двойники. Среди них, в первую очередь, следует указать на Петра I или, лучше сказать, на его медное воплощение - "кумира на бронзовом коне" (Медный всадник на бронзовом коне - уж не эта ли знаменитая пушкинская оговорка спародирована в том фрагменте П, где конь предстает лошадью: "Отец сидел на бронзовом коне, а сыновья стояли по его бокам. А третий сын стоял то у хвоста, то у лица лошади").6 Интересно, что появление отца-Медного всадника в третьей части П, как бы предопределено его прощанием с пьедесталом во второй: Искусство дало бы мне новые силы Помимо "Медного всадника" в П слышатся отзвуки еще одного знаменитого произведения Пушкина о Петре Великом. Ср.: Никто не знал, когда и как ("Полтава") Несутся лошади, как волны, ("Потец") Кстати, в одном из самых знаменитых фрагментов "Полтавы" приспешники Петра названы его сыновьями: В трудах державства и войны (См. также стихотворение "Государь ты наш, батюшка..." А.К.Толстого). 9. Три сына. Начнем с того, что в П не всегда понятно, что сыновей трое. Так, в первой части П отец говорит о сыновьях, как о человеке, затем они танцуют, "построясь в ряды", а во второй части П сыновья "стали гуртом, как скот". Сыновья противопоставлены отцу. Он лыс: На главе моей зияют Они - имеют волосы: "сыновья ... вращая белыми седыми затылками..." "третий сын ... поглаживая мыслями волосы"; "Отец сидел ... сыновья стояли"; он умер, они остались живы; он отвечает, они спрашивают. 10. Нянька. Появляется в третьей части П и поет отцу, "превратившемуся в детскую косточку", колыбельную. Таким образом, рождение и смерть в П смыкаются, склеиваются слюной, которая течет как по губам младенца, так и по губам агонизирующего: Над твоей колыбелью 11. На этом - закруглимся. 7
1 См. об этом в комментарии М.Б.Мейлаха: Мейлах М.Б. Комментарий // Введенский А. Полное собрание сочинений т.2. Анн Арбор, 1984. С.304. Е.Л.Шварц вспоминал, что "Введенский с ужасом рассказывал, как спокойно принял Хармс известие о смерти своей матери." (Шварц Е.Л. Живу беспокойно... Л., 1990. С.512). 2 Мейлах М.Б. Предисловие к публикации П // Даугава, 1990. N10, с.107. 3 Хлебников В. Наша основа // Хлебников В. Творения. М., 1986. С.626. 4 См. комментарий С.С.Аверинцева к этим строкам Мандельштама: "Человек восклицает: "Господи!" В русском разговорном обиходе это слово не больше чем междометие. Но одновременно именно оно - субститут самого главного, неизрекаемого библейского имени Бога." (Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2-х томах, М., 1990, т.1. С.27.) 5 Об обэриутах и Хлебникове см., например, в статье А.Т.Никитаева "Обэриуты и футуристическая традиция" // Театр. 1991, #11, с.4-7. 6 О том, что пушкинская "оговорка" оговоркой не была, так как поэты XVIII и XIX столетий не видели никакой смысловой разницы между бронзой и медью (См. об этом в работе: Хаев Е.С. Эпитет "медный" в поэме "Медный всадник" // Временник Пушкинской комиссии: 1981. Л., 1985. С.180-184), Введенский по-видимому не знал. 7 Пользуюсь случаем и выражаю благодарность моей жене Н.В.Лекмановой, а также к.ф.н. А.Герасимовой и д.ф.н. С.Островой за массу ценных замечаний, которые я услышал от них во время работы над настоящей заметкой. * Ср. со строкой из "Воспоминаний о Царском Селе": "Ретивы кони бранью пышут". "Митин журнал", вып.52: |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Митин журнал", вып.52 |
Copyright © 1998 Олег Лекманов Copyright © 1998 "Митин журнал" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |