Игорь Хадиков, Фома Кэмпбелл, Олег Котельников
Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович. С.276-281. |
Предисловие: История, изложенная ниже - три письма разных авторов - не вымышлена, и имена всех героев не изменены. Совпадения, могущие показаться случайными, не являются таковыми. Купированы места, не представляющие особого интереса для читателя. Два первых письма приведены в переводе с английского. # 1IAEWP (Международная ассоциация образования в защиту мира) Дорогие господа / Дорогие друзья Настоящим сообщаем Вам о нашем VIII семинаре ВОСТОК-ЗАПАД (EWS), который будет проходить в течение семи месяцев, начиная с этого и закончится недельной сессией с 24 по 31 октября 1995 г. Мы планируем пригласить в качестве участников представителей России, Польши и других Восточно-Европейских стран с одной стороны и такое же количество представителей Запада с другой. В этом году отличия семинара от предыдущего будут включать следующие три пункта: (1) [...] Две проблемы, оказавшиеся недостаточно освещенными на VII семинаре EWS будут занимать основную часть повестки дня. Это "Преступления на правительственном уровне" и "Миссия России". [...] [...] В связи с последним пунктом мы просим Вас внимательно перечесть и заново продумать пять аргументов VII семинара EWS выдвинутых в обоснование тезиса "Уникальность квалификации Русских строителей Империи". Попробуйде задаться вопросом: Как совместить впечатляющие претензии мечтаний Достоевского об универсальной миссии России с современным состоянием страны, находящейся в состоянии хаоса и распада, приведшем к уменьшению доли населения с 5% мировой популяции в Советское время до менее чем 3% в нынешнее? (2) Участие в семинаре: В свете трудностей, связанных с противоречивым отношением многих русских к упомянутой выше деликатной проблеме, которая в их глазах едва ли может касаться иностранцев, следует предпринять особенные усилия. Глобальная кооперация на пути к лучшему миру должна стремиться к честности и поэтому не может считать приемлемой конфронтацию Востока и Запада. Участники семинара должны, таким образом, ориентироваться на собственное желание избежать такой конфронтации и помочь нам в выработке политической платформы, способствующей построению реального Нового Мирового Порядка. [...] (3) [...] Jorgen Laursen Vig P.S. [...] # 222 сентября 1995 г. В офис вице-президента Европейского отделения IAEWP Господину Jorgen Laursen Vig Уважаемый господин вице-президент, Мы [...] получили Вашу информацию о готовящемся VIII семинаре ВОСТОК-ЗАПАД, посвященном проблемам единения Мира [...] и ознакомились с Вашей статьей "Миссия России глазами западного наблюдателя". Без сомнения, мы согласны с Вашим тезисом об уникальности Русского опыта строительства Империи: один из выводов этой статьи - "Империя должна быть изобретена; следовательно, подлинное ее устройство известно только тем выдумщикам, которые еще не родились" - побудил нас подготовить сообщение о некоторых тенденциях в современном искусстве С.-Петербурга, которые могут привести (в какой-нибудь из будущих дней) к строительству мировой империи Добра. [...] С самыми мирными намерениями Ваши Олег Котельников # 3Доклад, представленный на VIII семинаре EWS Империя пишет назад(Идея "Renovatio imperii" в искусстве Санкт-Петербурга 1995 года) Этот краткий текст - своего рода комментарий к известному высказыванию И.Бродского о роли или, если выражаться ближе к духу оригинала, метафизике провинции в сезоны, когда ветры Смутных Времен начинают дуть с устрашающей силой: Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждой из них наступает момент, когда центр больше не держит. В такие времена не войска, а язык спасает их от распада. Так было с Римом, а до того с эллинистической Грецией. Скрепляющую работу в подобные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространенному мнению, мир не кончается на окраине - как раз там он раскрывается. И на язык это влияет не меньше, чем на зрение. Источником приведенной цитаты, взятой из эссе о Д.Уолкотте, с формальной точки зрения может служить сформулированный русским генетиком Н.И.Вавиловым в 30-е годы нашего столетия закон развития популяций, гласящий, что: "Рецессивные мутации в пределах популяций наблюдаются, как правило, на границах распространения ареала". Эта грешащая редукционизмом посылка позволяет, тем не менее, указать здесь на связь некоторых тенденций современной художественной жизни С.-Петербурга с идеей, вынесенной в подзаголовок настоящего сообщения. Целый ряд выставок и акций под эгидой Фонда Свободной Культуры СПб в сезон 1994-95 гг. был объединен темой обращения к образам и семиотике пингвинов - провинциалов всех империй, в том числе и той возможной в будущем "Империи с человеческим лицом", проблемы строительства которой обсуждаются на этом семинаре. Эмблематика имперского мира - как мира божьего на Земле, на всех стадиях ее эволюции, по необходимости включала в себя утопические образы поисков рая. Реанимация античных представлений о сущности государства во времена Раннего Возрождения использовала наряду с христианской символикой образ земли-Геи. Топография мира Данте, предстающая в иллюминированных манускриптах "Божественной Комедии", включает в себя мотив трехступенчатого восхождения из глубин Ада, помещенного в недрах северного полушария, через Чистилище к спиритуальным высотам Рая над вершинами гор в центре южного полушария Земли. Совсем не случайно Эпоха Великих Географических Открытий совпала с появлением острова-государства Т.Мора. Поиски Terra Incognita - таинственного южного континента и последнего рая соседствует в хронологии с идеалом единения искусства и жизни, помещенного прерафаэлитами в начало Ренессанса. В глазах тогдашних читателей Плиния, Страбона и Геродота молчаливые жители Terra Incognita - пингвины мало отличались от троглодитов Северной Африки или людей с песьими головами в царстве Гога и Магога. Между тем тексты пингвиньей естественной истории могли бы включать в себя описания двухметровых пингвинов-атлантов доисторической эпохи и процессов превращения снега в лед под действием силы тяжести и солнечной радиации. Последний рай оказался гигантским скоплением кристаллического льда, и пингвины, как солдаты, выстраивающиеся стройными рядами на его границах, превратились в стойких рыцарей, хранящих забытое сокровище. Их затерянные форпосты выдвинуты далеко вперед - джентльмены в манишках с красно-золотыми орденскими лентами и перевязями появились на юге Бразилии, Африки и Австралии задолго до испанцев и англичан. Утопия, как видим, хорошо охраняется, но ее архивы могут быть обнаружены в самых неожиданных местах. Конечно, все дело в количестве информации, поступающей с разных сторон. Синод, затеявший в 19-м веке переписку с иерархами православных ересей, получил большое число посланий начинающихся вполне благопристойными периодами, полными богословской аргументации. Тексты эти, однако, быстро теряя плавный характер, вдруг становились малопонятными, демонстрируя невероятные метаморфозы. Структура их менялась - большое количество междометий, перемежаясь проклятиями в неясный адрес, делало их дыхание неровным - смысл все боьше затуманивался и исчезал, оставляя наконец адресата наедине с грудой дымящихся развалин из слогов и букв. Рука, дописывающая послание, иногда вдруг словно исчезала, растворяясь в воздухе - письмо оставалось недописанным и следовательно незаконченным. Пингвины, неравномерно расположенные на бесчисленных снежных равнинах, где их лишь изредка тревожат падающие с неба метеориты - могут издалека или свысока казаться бессмысленно разбросанным шрифтом, рассыпавшейся страницей незаконченного письма. Черные знаки на широких белых полях - пингвинопись или пингвинописьменность? Во всяком случае у них, как и у православных ересиархов, есть чему поучиться. Древнейшая форма самоорганизации - привычка выстраиваться в линию (или строчку) роднит нас и пингвинов с байтовой организацией машинных слов - коды и правила версификации довершают начатое дело. В замкнутых пространствах, таких как четырехугольник сцены или двора или очертания континента - за счет отражений от границ накапливается медитативный элемент повтора - возникают заклинания и наговоры. Экспрессия рассыпающихся с поднятого края льдины множества пингвинов отражает факт прибытия ледокола ничуть не хуже салютов полярных исследователей. Линейная механистичность письма, как поступь шеренги пингвинов, может опоясываться рондообразным проскальзыванием пингвина в ледяном желобе, превращающем его в плавающее создание. Конечно, пингвины самые графичные создания - что может быть графичнее типографского шрифта? Может быть, стада антилоп гну в африканских саваннах или нежная клинопись фламинго? Но если эти экваториальные письмена слишком часто выражают волю того или иного крупного хищника, то это, среди всего прочего, означает ангажированность текста, а значит его однолинейность. Белое,безмолвное, по большей части отрешенное от мира пространство пингвиносемиотики все-таки больше насыщено информацией. Эти сообщения с окраины будущей "Империи Добра" не кажутся случайными на берегах, где рефрен античности был воспроизведен в "Renovatio Imperii" Великого Петра. Музей Арктики и Антарктики, размещенный, как известно, в перестроенном Иноверческом соборе, выглядит сегодня как своеобразный аналог Византийской Софии, и факт заселения его пингвинами может служить залогом возможного возвращения человечества в интерьеры храмов, лишенные конфессиональной дискриминации. Тексты, которые империя пишет назад, уже дошли до адресата, и то, что они мало похожи на строки, посылавшиеся в метрополию рядами вооруженных вандалов во времена падения Рима, означает, что новые попытки "Renovatio Imperii" покоятся на мирном основании. Авторы и редакция признательны Ксении Астафьевой и профессору Института социологии РАН Я.И.Гилинскому, благодаря любезному посредничеству которых состоялась эта переписка. "Митин журнал", вып.53: |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Митин журнал", вып.53 |
Copyright © 1998 Игорь Хадиков, Фома Кэмпбелл, Олег Котельников Copyright © 1998 "Митин журнал" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |