Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович. С.300-307. Рубрика "Другая коллекция". |
* Никогда не следует обсуждать идеи, только ощущения и образы - ведь идеи не возникают внутри нас, идеи никогда не являются по-настоящему нашими. * Хмурое небо: словно мое сознание выдает себя за небосвод. * Опустошительное действие скуки, этого медленного циклона. * Существуют, готов это допустить, клинические формы депрессии, иногда поддающиеся лечению теми или иными препаратами; та меланхолия, однако, что лежит в основе самого необузданного веселья и сопровождает нас повсюду, не оставляет нас в покое ни на одно мгновение. И нет ничего, что могло бы помочь избавиться от этого летального и вездесущего сражения с самим собой. * Поэта-чужестранца, после долгих колебаний между несколькими столицами решающего, наконец, обосноваться в нашей, я уверяю в правильности выбора; здесь он найдет, помимо других преимуществ, возможность умереть с голоду, не потревожив ни единой души. Чтобы окончательно поддержать его выбор, я объясняю, что крах здесь нормален настолько, что является местной разновидностью Открытого Сезама. Эта деталь окончательно убеждает его, о чем я могу судить по блеску, появляющемуся в глазах поэта. * "Сам факт, что ты сумел достичь своих лет, доказывает, что в жизни есть смысл" - сказал мне приятель после тридцати с лишним лет разлуки. Это замечание со временем все чаще приходит мне на ум, с каждым разом поражая все больше, несмотря на то, что принадлежит человеку, умудрявшемуся всегда и во всем находить смысл. * Для Малларме, утверждавшего, что он был обречен на бессонницу, сон являлся не "реальной необходимостью", но "одолжением с его стороны". Только великий поэт мог позволить себе роскошь такого безумия. * Бессонница, похоже, щадит животных. Если насильственно лишать животных сна на протяжении нескольких недель, в их природе и поведении происходят радикальные перемены. Они начинают испытывать незнакомые им прежде чувства, специфичные, казалось бы, только для человека. Так, разрушая животное царство, можно помочь ему, если мы хотим этого, догнать и сменить нас. * В каждом моем письме японскому другу я взял за правило рекомендовать ей то или иное произведение Брамса. Только что она написала мне, что выписывается из клиники в Токио, куда была доставлена скорой помощью, из-за слишком интенсивного поклонения моему идолу. Я хотел было узнать - какое трио, какая соната несет за это ответственность, но так ли это важно? * Во всех рассуждениях о Знании, о Erkenntnistheorie которыми наслаждается столь большое количество философов, нет ни малейшего упоминания о Усталости как о таковой - само по себе подобное положение вещей о многом говорит. Такое пренебрежение или такая неблагодарность самым эффективным образом дискредитирует нашу философию. * Прогулка по кладбищу Монпарнас. Все, старые и молодые, строили планы. * Я думаю о С., для которого выпивка в кафе была единственным оправданием существования. Однажды, когда я красноречиво убеждал его в преимуществах Буддизма, он сказал мне "Хорошо, пусть будет нирвана, но только вместе с кафе". У каждого есть своя мания или что-нибудь еще, удерживающее от безоговорочного принятия высшего блаженства. * Читая свидетельства Мадам Перье - тот пассаж, где она говорит, что ее брат Паскаль, с 18-ти лет, по его собственному признанию, не провел ни единого дня без страданий - я был ошеломлен настолько, что только заткнув рот кулаком, сумел удержаться от крика. Дело происходило в публичной библиотеке и мне самому, нелишне упомянуть об этом, только исполнилось 18. * Избавляясь от жизни, мы лишаемся удовольствия насмехаться над ней. (Возможный ответ тому, кто сообщает вам о своих намерениях покончить, наконец, со всем разом.) * "Бытие никогда не разочаровывает" - объявляет философ. Что же тогда служит причиной разочарований? Конечно не небытие, по определению на это неспособное. Это преимущество, так раздражающее нашего философа, должно было привести его к обнародованию столь вопиющей контрправды. * Дружба как явление - почти так же, как и любовь - является источником такого количества разочарований и бессмысленных надругательств, что было бы полным безумием пытаться существовать без нее, лишая себя всех этих сюрпризов. * Верный способ не сойти с ума в иных обстоятельствах: вспомнить о нереальности всего окружающего и не расставаться с этим... * Он безотчетно протянул мне руку. Его невыносимо лаконичные ответы на многочисленные вопросы исчерпали мое мужество. Ни единого слова, способного поддержать диалог. Диалог! Речь свидетельствует о жизни, и вот почему безостановочно болтающий лунатик ближе нам, чем полоумный молчун. * Невозможно защищаться от льстеца. Соглашаться с ним абсурдно; возражать - значит подставлять себя. Можно только делать вид, что вы выслушиваете правду, при этом не прислушиваясь к его словам, поскольку все равно неясно, как на них реагировать. Конечно, он остается в уверенности, что добился своего и наслаждается триумфом и у вас не оказывается возможности разубедить его в этом. В будущем льстец ваш враг, замышляющий реванш тогда, когда простирается ниц перед вами - тайный агрессор, обдумывающий свои удары тогда, когда рассыпается в преувеличениях. * Наиболее эффективный метод поддерживать лояльность друзей - поздравлять их с их поражениями. * Этот мыслитель находит убежище в многословии, как другие в ступоре. * Долго кружа вокруг какой-либо темы, достаточно легко высказать суждение о любом труде, имеющем к ней отношение. Недавно, открыв книгу гностиков, я немедленно ощутил ее полную ненадежность. При этом, одолев только одно предложение, я остался таким же некомпетентным дилетантом в области гностицизма, каким и был до этого. * Между Бытием и Апокалипсисом расположена непрерывная череда царств земных. * Тот, кто хоть раз испытывал желание написать книгу, не может не восхититься поступком хасидского рабби, отказавшегося от подобного намерения, не будучи уверенным в возможности осуществить его исключительно по желанию своего Творца. * Если бы Час Разочарования пробил для всех в одно время, мы бы увидели совершенно новую версию или рая, или ада. * Невозможно вступить в диалог с физической болью. * Удаляться, замыкаясь в себе на неопределенное время, как Бог по истечении шести дней. Стоит подражать Ему, хотя бы в этом пункте. * Свет зари - настоящий, изначальный свет. Бессонница становится благословленной, позволяя мне на излете ночи присутствовать при спектакле Начала. Йейтс называл его "чувственным" - замечательное открытие, отнюдь не очевидное. * Услышав, что ему вскоре предстоит свадьба, я решил скрыть изумление за общими словами: "Все совместимо со всем". На что он ответил, "Ты прав - раз мужчина совместим с женщиной." * Этот благосклонный вид, с которым принимаются удары судьбы... * В кульминационный момент хорошо известной сцены звучит восклицание "Consummatum est". Евангелические клише, необычайные для Страстей, хорошо приберечь для тех моментов, когда кажется, что вы могли бы без них обойтись. * Скептические замечания, столь редкие у Отцов Церкви, сегодня выглядят вполне современно. * Каждый раз, завидев грязного, буйного, упившегося бродягу, валяющегося в канаве, я думаю о грядущем человечестве, чьи эксперименты со своим будущим сходят ему с рук. * Сойдя с ума, он принялся изрекать банальности. Иногда, правда, они находились на границе кретинизма и гениальности. Похоже, что всякое изменение сознания служит каким-то целям. ОНА БЫЛА НЕ ИЗ ИХ МИРА... Я встречал ее всего дважды. Достаточно редко. Впрочем экстраординарное не измерить временем. Атмосфера отсутствия и растерянности, окружавшая ее, мгновенно брала в плен, ее шепот (она никогда не говорила громко), ее неясные жесты, быстрый взгляд, не задерживающийся на людях и предметах, наконец ее способность выглядеть восхитительным призраком...."Кто ты? Откуда ты появилась?" - эти вопросы преследовали каждого, кто оказывался рядом. Все попытки идентифицировать или, пусть даже и с неохотой, развеять ее тайну, разбивались об очевидную невозможность получить ответ на подобные вопросы. Никто не был в состоянии понять ни то, как она дышит - какие собственно причины заставляют ее вообще дышать - ни то, что она ищет, оказавшись среди нас. Единственное, что не подлежало сомнению - это то, что она не отсюда, и мотивы, по которым она участвует в наших безнадежных обстоятельствах, находятся где-то в области простой вежливости или какого-то болезненного любопытства. Только ангелы и смертельно больные люди способны вызывать чувства, подобные тем, что возникали в ее присутствии. Очарование, вызванное сверхъестественным недомоганием. В тот момент, когда я увидел ее впервые, я влюбился в ее застенчивость, необыкновенную, незабываемую застенчивость, придававшую ей вид весталки, отдавшей все свои силы служению тайному божеству, или мистика, истощенного экстазом, навсегда лишившим его возможности вернуться на поверхность повседневной жизни. "Митин журнал", вып.56: |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Митин журнал", вып.56 |
Copyright © 1998 Игорь Хадиков - перевод Copyright © 1998 "Митин журнал" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |