Боспорский форум современной культуры, о необходимости которого все время говорил Игорь Сид, свершился.
Первый международный культурологический семинар-фестиваль в городе Керчи планировался сначала в июне, потом в июле, потом в августе и замышлялся как вполне грандиозный. Еще весной желание участвовать в Форуме выразили Аксенов, Войнович, Гандлевский, Еременко, Ерофеев, Жданов, Искандер, Кибиров, Рубинштейн, Сапгир, Сорокин... Борис Стругацкий, приглашенный на предполагавшуюся футурологическую часть, заявил, что, если мероприятие совпадет с его вакациями, приедет на собственной машине и жить будет в ней, поэтому попросил на него "койко-место не забивать". Однако задержка с финансированием вплоть до начала осени и крайний холод не только в столице, но и в восточном Крыму привели к тому, что число участников Форума, начавшегося лишь 27 сентября, с трудом перевалило за двадцать. Отсутствие, в частности, М.Гаспарова и С.Аверинцева, с началом учебного года приступивших к преподаванию, а также внезапно подкошенного простудой Е.Витковского отменило историософскую часть программы.
Таким образом, семинар-фестиваль состоял из трех блоков: художественно-изобразительного (выставка инсталляций "TABULA RASA" на необитаемом острове Тузла в Керченском проливе - Боспоре Киммерийском), поэтического, а также программной конференции. Художники приехали раньше и три дня, не разгибая спины, во главе с куратором Михаилом Боде копали "геоглифы" Роста Егорова ("Сизифов труд," - сказала поэтесса Мария Максимова). Результатом явилась километровая, выложенная черными водорослями надпись "LOOK TO THE HEAVENS" (СМОТРИ В НЕБЕСА) на пустынном пляже, представлявшая собою зрелище величественное и странное. Работы же молодого художника Аристарха Чернышева произвели на целомудренную крымскую публику, наверное, самое сильное впечатление. За спиной творца опасливо перешептывались, называли его Архистрахом и Эмпедоклом Эпиминидовичем. Ходили зловещие слухи о пиджаке из сырого мяса, якобы сшитом им для своей московской инсталляции...
Поэты приехали утром в день вернисажа; поминая Веничку Ерофеева и Александра Сергеевича, вскарабкались на гору Митридат, погуляли по городу, фотографируясь на фоне доски "Они позорят наш город" и в объятиях чугунных истуканов (матрос и солдат), стоящих у подножия красивейшей Митридатской лестницы с геральдическими грифонами.
Погодка в тот день выдалась как по заказу, поэтому пить начали еще в трюме катера, идущего на Тузлу. Многие, однако, отмечали впоследствии, что был некий кайф в этом вернисаже под открытым небом и даже, можно сказать, в открытом море: под непрерывным дождем, на холодном ветру... И живы все остались, хотя кое-кто и рвался купаться.
Трудно обвинить Сида в приверженности какому-либо одному литературному направлению: очень, очень разных поэтов собрал он на фестиваль. На поэтических вечерах был представлен широкий спектр литературных явлений: от постмодернистских иронии и стеба - до возвышенно-элегической и метафорической поэзии. Отличался разнообразием и набор весовых категорий: в чтениях принимали участие как самый крупный российский поэт - Александр Голубев (120 кг), так и самый мелкий - Мария Максимова (42 кг). Москвич Дмитрий Кузьмин представил, помимо собственных стихов, произведения петербуржанки Полины Барсковой и некоторых других молодых авторов основанного им альманаха "Вавилон", Игорь Сид - стихи соучастника по литературной группе "Полуостров" москвича Михаила Лаптева. Задумчивы были севастополец Борис Бабушкин и ялтинец Сергей Новиков (последнего содержание и стиль распространяемой на Форуме газеты "Гуманитарный фонд" фраппировали настолько, что он отказался с ней сотрудничать). А вот первое выступление Ивана Жданова повергло в шок буквально всех присутствующих. Видимо, мэтр просто не успел еще акклиматизироваться, ибо в последующие дни он уже не забывал своих стихов, не обрывал чтение на середине со словами: "Да ну на фиг, хватит!", не стучал книжкой по высокому челу симферопольского пиита Сосновского и не отпускал остроумных комментариев во время чужих выступлений, да к тому же остался в Керчи еще на неделю после окончания Форума и с успехом концертировал.
Одним из примечательных событий кулуарной тусовки стала акция символического съедения одного доставшего всех гения. Начало положил Голубев, поэтично и довольно профессионально толковавший о том, как готовить человечину. Потом вспомнили о московских подвигах Эмпедокла Эпиминидовича. Потом кто-то подал идею вымочить автора в молоке, предварительно слив из него желчь... А уж когда во время прогулки по городу выяснилось, что местное кафе "Прибой" "оказывает ритуальные услуги" и "принимает заказы на изготовление домашней колбасы", - тут уж судьба гения была решена окончательно. Молодые поэты Андрей Поляков и Николай Звягинцев, обуреваемые эдиповым гневом, обратились к Сиду с заявкой на выдачу автора и необходимых для его приготовления свиных кишок, специй и прочих аксессуаров. Совершив сей чудовищный, но, по счастью, воображаемый акт, кровожадные поэты угомонились, и дальше всё было уже вполне благопристойно.
Пока трудно сказать, насколько удалось Крымскому Гуманитарному Фонду в лице Игоря Сида то, ради чего, собственно, и организовывал он Форум: расшевелить Крым и Керчь, зародить в этом Богом забытом промышленном городе некое культурное поле. Местная общественность и пресса не очень-то обрадовались фестивалю, да и публики на вечерах было крайне мало, несмотря на рекламу. С другой стороны, весть о диковинной выставке на острове овладела воображением керчан, по городу поползли разноречивые слухи. Побывавший на вернисаже местный прозаик Василий Маковецкий даже написал под свежим впечатлением романтичный рассказ об этом почти фантастическом событии, от лица сынишки крымского же прозаика Александра Грановского. В городской картинной галерее, по соседству с огромными партизанами Н.Бута продолжалась в эти дни выставка сидовской постмодерновой графики - тоже большая победа.
Сид торжественно пообещал, не откладывая в долгий ящик, начать подготовку к следующему, летнему семинару-фестивалю. Что ж, как говорится, благими намерениями... Остается лишь посочувствовать героизму Сида и его жены Оксаны, вдвоем подготовивших фестиваль в условиях жуткой украинской инфляции и почти полного безразличия местной среды и не оставляющих надежды придать делу еще больший размах.
Верони-ка Боде
|