и
М., 1994. - Вып.8. Редакторы Вероника Боде, Андрей Белашкин, Дмитрий Кузьмин. 8 с. |
ОТ РЕДАКЦИИ Хоть поздно, а вступленье есть. Этим номером мы прощаемся с теми из наших читателей, кого предыдущие семь не убедили. С ними хотелось бы на прощание объясниться. Тем же, кто на эмпирическом уровне принял наш подход к сегодняшнему литературному процессу, эта декларация, мы надеемся, не покажется ни лишней, ни голословной. Мы полагаем, прежде всего, что ламентации о тотальном кризисе искусства, раздающиеся нынче со всех сторон (какое бы различное содержание ни вкладывали в них противоборствующие литературные и идеологические лагеря), не имеют под собой серьезной почвы и вызваны к жизни дефектами оптики, основной из которых - неизменное стремление видеть в искусстве нечто большее и, тем самым, меньшее, нежели то, чем оно в действительности является. Здесь сходятся и "поэзия как волшебство", и поэзия как игра, и поэзия как гражданское служение, сюда же левым боком примыкают убогие отечественные рецепции постмодернизма, основывающиеся на не слишком вразумительных противоположениях типа "новое/неновое", "важное/неважное". Методологической основой для всего этого служит неотрефлектированность или, паче того, сознательная (чтоб не сказать - злонамеренная) нерасчлененность позиции наблюдателя (критика, исследователя). Неправомерно смешивать наблюдение над литературой как явлением культурным, социальным, духовным (resp. тыняновские "дальнейшие ряды") - с наблюдением над литературой как таковой, и, в частности, вопрос об изменении места литературы в культурной, социальной, духовной жизни - с вопросом о развитии самой литературы (при том, что никто не сомневается во взаимосвязанности, хотя и далеко не линейной, этих процессов). Распространенность подобных qui pro quo заставляет лишний раз пожалеть о сложившемся в русской традиции разрыве между настоящей литературной наукой и, назовем это так, критикой - разрыве, отсутствие которого так благотворно (по крайней мере, так это видится отсюда) сказалось на литературной мысли, допустим, Франции. Во всяком случае, ясные научные представления о литературе как явлении (поэтический язык как язык с доминированием "автоматической функции", направленной на сам знак, и пр.) не оставляют никакого места модному критическому катастрофизму. Заметим также, что подобный катастрофизм сопровождал русскую литературу на всех этапах ее развития и особенно - на самых бурных и плодотворных, вошедших в историю как "золотой" и "серебряный век" русской поэзии. Итак, в этом номере "ГФ-НЛГ" сошлись очень разные поэты. И по поэтике: от выступающего здесь в ипостаси сюрреалиста Олега Волова до Марины Кулаковой - едва ли не единственного автора, профессионально работающего с элементами рок-поэзии. И по, так сказать, социальному статусу: Кулакова - один из признанных лидеров нижегородской литературной "тусовки", зачинатель журнала "Urbi", Александр Уланов - организатор издательства, выпустившего в Самаре ряд поэтических сборников, бессменный дуайен самарского поэтического корпуса на фестивалях верлибра, книга Юрия Власенко вышла в серии "Классики пермской поэзии", а Игорь Бурихин, вероятно, и вовсе не нуждается в представлении; в то же время образ литературной жизни Светланы Нечай или Геннадия Минаева можно без особого преувеличения определить как затворнический. Их общая черта - одна: географическая удаленность от литературных столиц (Москва-Петербург-Киев, дальше уже были бы натяжки), нимало не препятствующая активно участвовать в процессе, отвечать своей работой на принципиальные вопросы текущей литературной ситуации. |
Юрий ВЛАСЕНКО. Олег ВОЛОВ. Игорь БУРИХИН. Александр УЛАНОВ. Сергей КРУГЛОВ. Андрей МАКОВКА. Наталья ЛИМАНОВА. Светлана НЕЧАЙ. Марина КУЛАКОВА. Александр АНАШЕВИЧ. Геннадий МИНАЕВ. Полина СЛУЦКИНА. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"ГФ - Новая литературная газета" |
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |