Мистерия-моралитэ
/ Издается Владимиром Садовским под редакцией Кирилла Кобрина и Алексея Пурина. - Выпуск четырнадцатый. - СПб.: АО "Журнал "Звезда"", 1997. Дизайн обложки Н.Егоровой. ISBN 5-7439-0034-5 С.152-165 |
Этот Фауст посильней, чем штука Гете.
Фауст
В действе действуют (в порядке появления на сцене) ОПАРИН - академик (биохимик). Действо вершится в лаборатории доктора Фауста, в ночь на сотворение мира от рождества Христова - год 2000-й. ОПАРИН (возле шкафа и пробирок, колб и проч.): Сначала воды мы пропарим (поправляет вентиль шкафа) И, выпарив излишки пара, (озабоченно) Не допустить бы лишь аварий - (Усердно и вдумчиво принюхивается; после паузы - с глубоким удовлетворением): Чудесно! Кислородом веет! (включает установку, отдувается, вытирая пот со лба) Фффу!!.. до чего же я запарен... (Появляется БОГ, досель присутствовавший незримо.) БОГ: Послушай, что задумал, парень? ОПАРИН (гордо): Не заполняют зря графу! БОГ (обиженно): Подумаешь, - великий барин... ОПАРИН (с апломбом): Моя фамилия - Опарин! БОГ (участливо): Татарин? ОПАРИН (подчеркивая формант): па-рин! БОГ (миролюбиво): Миром, парень! ОПАРИН: Я объясняться не намерен. БОГ: И тем не менее уверен, ОПАРИН (патетически): Моих мозгов взошла опара, БОГ (сокрушенно): Бандит! ОПАРИН (горделиво): Пандит! БОГ (сетуя): Зачем, зачем ОПАРИН (веско): Ты стар. А я учен, - учен! БОГ (в досаде): Вот черт! ОПАРИН (резко): Совсем не черт! БОГ (в сторону, в сердцах): Дур-р-рак! ОПАРИН (пророчески): В начале зародится злак, БОГ (вслух, но также в сердцах): Бардак! ОПАРИН: Совсем не так - итог! (Опарин энергично распахивает шкаф, оттуда, в виде липкой, зеленовато-желтой лужицы весьма неприятного цвета и запаха, вытекает ЖИЗНЬ.) ЖИЗНЬ (шелестя, вытекая): Опарин прав! Бесспорно прав! БОГ (в ужасе): О Боже! Нет на вас управ! ЖИЗНЬ (верноподданно подтекая к ногам творца-Опарина): Я лишена гражданских прав... ОПАРИН (отечески, - Жизни): Созрей, развейся, после - правь! (Богу, фамильярно) Ты думаешь, что это - шкаф? (Заботливо собирает Жизнь в бутыль емкостью 3 литра, ставит бутыль в шкаф, закрывает шкаф.) БОГ: Опарин! Божий мир подарен ОПАРИН: Мудра природа. Ты - бездарен! БОГ (с горечью): Да ты неисправим, Опарин! (Произносит предостерегающую речь номер 1): Куда идешь, высокопарен, ОПАРИН (отвергая инсинуации Бога, убежденно): Я чист как лист и бел как мел! БОГ (искренне сокрушаясь): О, вотум недоверия! ОПАРИН (столь же искренне жалея Бога): Слепец! С клопами и попами... БОГ (обидчиво): Не богохульствуйте, Опарин! (БОГ явно нервничает, ходит по сцене крупными шагами, которым мешает старость; Опарин, в противовес ему, монументален и непоколебим.) БОГ (нервно): Силен же враг! ОПАРИН (отмахиваясь): Довольно врак. (Опарин открывает шкаф, не обращая внимания на Бога. Из шкафа вылезает, пятясь, РАК. Речь его - рачьи стихи, палиндромоны, каждая строка которых читается евреями и арабами справо налево, а всеми остальными - наоборот.) РАК (мрачно бубня): Как БОГ (Опарину, с укором): Да он безумен! ОПАРИН (иронично): Будто б! - Лирик! БОГ (лирическая, но предостерегающая речь номер 2): На небе ночь. Звезда горит. РАК (с висельным юмором): О вер чрево БОГ (третье предупреждение, вопрошающее): Опарин! Что задумал дале? ОПАРИН (веско, академически, смотря на шкаф, а не на Бога или звезды): Я не алхимик - биохимик! РАК (висельно веселясь): О, логово голо! (Пауза; Опарин вслушивается в речения Рака; Рак продолжает глумление над Богом): Вере - тетерев! БОГ (первое серьезное предупреждение свыше): Закрыв забрало эволюций, ОПАРИН (резко): Довольно разговоров хворых! (По-хозяйски прикрикивает на Бога): Довольно клерикальных врак! РАК (ворча, пятясь): Зова воз: (Рак, пятясь, скрывается в шкафу. Опарин вновь включает шкаф-установку. Внезапно появляется гнусного вида СУККУБ, хотя по замыслу автора первой должна была появиться ДУДОЧКА. Чувствуя скорую поживу, СУККУБ оживлен, суетлив, но в действие на сцене пока что не вмешивается.) БОГ (обращаясь к человечеству, в тоске и смятении - но одновременно делая 2-е серьезное предупреждение Опарину): Лопарь, татарин иль хазарин, (тоскуя) ...О, человек! О, человече! ОПАРИН (сухо): Идет эксперимент, - не вече! (БОГ стыдливо умолкает. Опарин открывает шкаф. Оттуда выскакивает большеголовый, большеглазый, шустрый и ушлый ЛЕМУР.) ЛЕМУР (быстро моргая, скороговорочкой, деловито): Уму ОПАРИН (веско): О, да, Лемур! ЛЕМУР (польщенный, убыстряя моргание и скороговорку): "Уйму" - уму, ОПАРИН: Да! На тебе ума печать! (БОГ, во время диалога Опарина и Лемура молча ходивший по сцене и отчаянно жестикулировавший, то вздымая руки к небу, то приседая и пытаясь посмотреть в лицо Лемура снизу, то изображая душевную муку жестами и мимикой, не выдерживает, услышав слова Опарина о Гомункуле, и делает третье серьезное предупреждение.) БОГ: Опарин! Видишь - на суку (указывает на Суккуба, тот весело кивает) И вид его вполне сугуб. (Суккуб снова кивает, усугубляя присутствие) А ты, приникнув к сундуку (величественно указывает на шкаф), Волхвуешь снова... Сгинь, Инкуб! (ИНКУБ, появившийся было во время порицания Опарина, опять-таки, почему-то раньше ДУДОЧКИ, исчезает; но время от времени он то и дело высовывает свою гнусную физию в дверь лаборатории, где творится ГОМУНКУЛ.) ОПАРИН (не слушая Бога): Работай, перегонный куб! БОГ (в ужасе): О, любви Иуда! ОПАРИН (пренебрежительно, в сторону): Не думал, что Господь - шизоид... (Опарин, открыв шкаф, берет колбу и капает в нее то, что положено, в колбе начинается реакция.) БОГ (грозно): Опарин! Я предупредил! ОПАРИН: Еще вся сказка впереди! (Опарин достает из кармана раскрашенную дудочку, раздвигает ее, она становится все длинней и длинней, пока не превращается в длинную антропоморфную ДУДОЧКУ. Оная начинает петь, приплясывая, скомороша, подмигивая, наглая, похожая на Алексашку Меншикова согласно романа А.Н.Толстого "Петр I". Кривлянье происходит перед ликом Божьим. Опарин, сохраняя академическую серьезность, дирижирует.) ДУДОЧКА: Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду! (Опарин, завершив дирижирование, обращается к ГОМУНКУЛУ, который, распахнув шкаф тоненькой ручкой, появляется из колбы на свет Божий.) ОПАРИН (отечески): Ну, как, сынок? ГОМУНКУЛ: Я - сосунок. (ГОМУНКУЛ собирается вырастать, но Опарин предупредительным жестом останавливает рост продукта рук, пипетки, колбы и шкафа.) ОПАРИН: Хорош! Умен... Но погоди - (Опарин сажает Гомункула в колбу, втискивает его в узкое горлышко колбы, не слушая попискиваний, подавляя слабое сопротивление ручек и ножек. Затем сдвигает гримасничающую Дудочку, прячет в карман белого халата.) ОПАРИН (вытирает пот со лба, отдуваясь): Ффуу... Да, устал я, тамада БОГ (в суеверном ужасе): Опарин! Что творишь, Опарин! ОПАРИН (как и прежде, игнорируя очередное серьезное предупреждение Бога и не ведая, что оно - последнее, включает установку-шкаф на полную мощность, мужественно произнося свой собственный смертный приговор): Смелее в бой! Последний опыт - БОГ (из милости своей снисходя еще раз, милуя смертника): Опарин! Ты упорный парень, ОПАРИН (отмахиваясь, небрежно, но веско): Ох, эти козни клерикалов! (вдохновенно, знающе) Спираль - движение природы! (делает спиральные движения руками) Спирально носят огороды (делая поясняющие жесты руками) Нужны снаряды - и наряды, (Лицом изображается "нужны", "нежны", "должны", "дружны", "важны", руками - то, что должно, нежно, важно, дружно, нужно... Но эту умную, нескончаемую и размеренно-уверенную диалектическую речь прерывает бестактная выходка Бога.) БОГ: О, Люциферова засада! ОПАРИН (по-прежнему не внимая словам Бога): И сетуй ты или не сетуй - БОГ (срываясь, потрясая худым пальцем): Опарин! С Сатаною в паре (Опарин, не слушая увещеваний Бога, открывает шкаф. Стенки шкафа прогибаются, ломаются, падают, рыча появляется из недр РОБОТ, он же ФРАНКЕНШТЕРН.) РОБОТ (нечленораздельно): Кгх-ыы-кгхыххх (Обликом Робот похож на Опарина, но металлически-пародиен и ликом ужасен; хватает своего творца за горло и душит Опарина, от удовольствия меняясь в цвете, как осьминог или хамелеон.) РОБОТ: Арррык! БОГ (кротко склонив голову набок, наблюдает за удушением Опарина, ибо сделал все, что мог; резонерски): Ты был предупрежден, Опарин, - (СУККУБ потирает ручки, хихикает, издает радостный писк. ИНКУБ, не решаясь войти в лабораторию, просовывается в дверь, аплодирует.) РОБОТ (протягивая руки к Богу): А я-йя-йя-йя-ййя БОГ (отстраняясь, резко): Довольно! (БОГ осеняет крестным знамением все вокруг. И тогда Робот сбрасывает маску, напоминавшую шаржированное лицо Опарина, - под маскою оказывается САТАНА. Враг рода человеческого, воя, прихрамывая, издавая запах серы, едкий и научный, покидает лабораторию посрамленным, но жаждущим реванша.) БОГ (зрителям): Стыдись, безбожный человече! (БОГ замечает, что Суккуб приник к телу Опарина, все еще не потерявшего своей академичности) И ты изыдь, Суккуб презренный! (делает широкий жест рукой окрест) Пускай в моей большой Вселенной (Темнота. Тихо. Затем зажигается свет. Пустая лаборатория. Шкаф - на месте. БОГА - нет. Входят три аспиранта.) ЕЛИСЕЕВ: Шеф скоро будет? ЕВСЕЕВ: Где-то бродит. ЕССЕЕВ (едко): На заседанье бодро бредит. ЕЛИСЕЕВ (озабоченно): Однако срок уже подходит - ЕВСЕЕВ (у шкафа): Включать сейчас? ЕССЕЕВ (деловито-умно): Ключом тотчас (Слышен бой часов, отбивающих полночь.) ЕЛИСЕЕВ (считая на пальцах): Удар! Один-два-три... ЕВСЕЕВ (подхватывая, также на пальцах): Четыре! ЕССЕЕВ (умно подытоживая): Уж полночь скоро в этом мире... ЕЛИСЕЕВ (продолжая считать на пальцах): Пять-шесть-семь-восемь... ЕВСЕЕВ (подхватывая, ибо пальцев еще хватает): Девять! Десять! ЕССЕЕВ (оставаясь умным): На небе весел светлый месяц... ЕЛИСЕЕВ (пытается считать, но пальцев не хватает, молчит смущенно, пауза). ЕВСЕЕВ (догадавшись разуться, загибает палец на ноге): Одиннадцать! ЕССЕЕВ (все так же умно): Последний срок... (Пауза) ЕЛИСЕЕВ (молчит). ЕВСЕЕВ (разувает вторую ногу, загибает большой палец - и вместе с ним все остальные - на второй ноге): Двенадцать! ЕССЕЕВ (очень умно): Открывай - звонок! (Внутри шкафа раздается звон будильника. Елисеев открывает дверь шкафа, откуда, прихрамывая, появляется ОПАРИН.) ОПАРИН (вытирая пот со лба): Сегодня я разволновался. БОГ (глас Всевышнего - раздается сверху): Ох, Сатана! (Разряд молнии вслед за гласом Божьим. Опарин сбрасывает маску и оказывается САТАНОЙ, который, вновь посрамленный, прихрамывая, издавая запах серы, покидает лабораторию, однако, как и всегда, не теряя надежды на реванш.) ЕЛИСЕЕВ (в страхе крестясь): Аминь! ЕВСЕЕВ (в страхе крестясь, разутый): Аминь! ЕССЕЕВ (умно крестясь): Аминь! (Произнося "аминь", аспиранты, один за другим, исчезают. П а у з а. Затем, в тишине, невидимые, аспиранты произносят вместе с Богом, который, конечно, также невидим): - АМИНЬ! (Вновь пауза. На сцене остается только шкаф. Оттуда, как ни в чем не бывало, слегка прихрамывая, издавая запах серы, выходит ОПАРИН. Уверенный в себе, в своей научной правоте, неистребимости и в окончательной победе, приступает к эксперименту.) ОПАРИН: Итак, сомнения отпали! (Опарин, прихрамывая, подходит к шкафу, отвечающему ему родным запахом серы) Сначала воду мы попарим (поправляет вентиль шкафа) И, выпарив излишки пара, (При желании действо можно продолжать и далее, возвратясь к началу мистерии, проследовать до самого конца, затем начать сначала и т.д. - зациклясь, пока не надоест. Занавес? "Urbi", вып.14: |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Urbi", вып.14 |
Copyright © 1998 Александр Кондратов (наследники) Copyright © 1998 "Urbi" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |