ВАВИЛОН: Журналы...: Постскриптум, вып.4: Иосиф БРОДСКИЙ: Письмо из ссылки

Иосиф БРОДСКИЙ

ПИСЬМО ИЗ ССЫЛКИ


        Постскриптум: Литературный журнал.

            Под редакцией В.Аллоя, Т.Вольтской и С.Лурье.
            Вып. 2 (4), 1996. - СПб.: Феникс, 1996..
            Дизайн обложки А.Гаранина.
            ISBN 5-85042-071-1
            С.3-7.




    19.1.64. Норинское

            Дорогая Ирина Николаевна!

            Более чем с месячным опозданием попробую ответить на Ваше письмо, которое сейчас взял и перечел. Попробую - потому что действительно ответить невозможно. (Да и вообще невозможно).
            Тут все так складывалось, что был не в состоянии даже просто поблагодарить, не говоря уж о письме, для которого нужно хоть физическое равновесие. Теперь чуть лучше.
            Все время - в "Крестах", на пересылках, в Столыпине - все время я читал (позволили брать книгу) Вашу статью в томике Баратынского. Она, по-моему, действительно замечательна, лишена всякого блеяния (как, впрочем, все, от Вас исходящее), а своим разделением (эпигр., элегии и проч.) Вы превратили его [в] классика (нужен чисто формальный прием), за какового его никак не хотят признавать. По-моему, теперь (1946-1964) все стало на свои места, и при переиздании следует настаивать на таком его виде. Вообще-то, наиболее трогательное впечатление [его] стихи производят вперемежку, но если будет академич. издание, нужно, чтобы он принял именно такой вид, какой придали ему Вы. [Знакомые (в письмах) поговаривают, что, м.б., пришлют мне машинку; тогда (во что бы то мне ни стало) напишу о нем статью и пошлю ее Вам, если хотите. (Если напишу). Столько неубитых медведей!.. - машинка, напишу ли, захотите ли. Медведей! Простите, Ирина Николаевна!]
            Я живал по-разному и поэтому всем происшедшим не очень обескуражен. О причинах я и вовсе не думаю. По-моему, никто ни в чем не виноват. Видимо, слишком велико было мое аутсайдерство; но, должен сказать, от перемен оно не изменилось, во всяком случае, не стало меньше. Мне было очень плохо в тюрьме, но, очевидно, все переносят тюрьмы. В конце концов переносят. Да и, кроме того, всей этой истории предшествовали муки более сильные, так что я был как бы оглушен и многого не слышал.
            Сейчас я работаю в совхозе. Иногда очень выматываюсь, иногда совсем легко. Знаете, под открытым небом, тучи, птицы и прочее. Недавно начал писать стихи. Вся история в том, что я никогда не старался ради чего бы то ни было конкретного. Моя самая главная цель, как я теперь понимаю, - звучание на какой-то ноте, глуховатой, отрешенной. Не знаю, как и сказать. Знаю только, что ни звонкой, ни убедительной, и еще какой-то она не будет. Вот ради этой "ноты" и вся жизнь. И самые главные стихи где-то этого достигают. Поэтому теперь в писании превалирует компози[ци]я, а не экспрессия, эмоция. Я теперь скорее драматург, Ирина Николаевна.
            К сожалению, сказанное почти никак не относится к тому, что сочиняю сейчас. Эти стихи - я пришлю как-нибудь - говорят, в общем, о какой-то заинтересованности в окружающем, чего на самом деле вовсе нет. Но они как-то связаны (нет, пожалуй) с действительностью. [Впрочем, в них действительность сомневается сама в себе - вот в чем дело (и, м.б., обаяние).]
            Самое горькое - потому что всего остального я не помню, - самое горькое, что я не могу здесь писать свои главные стихи. Для этого нужна все же какая-то ясность, которая совсем невозможна [музу можно упрекать только в капризности]. Часть этих больших стихов я написал летом у Вас на канале, а часть осенью в Комарово. С тех пор силы земли (и неба!) на меня весьма ополчились, и только сейчас похоже на отбой (где тут плюнуть, чтоб не сглазить).
            Простите, пож., устал: попозже продолжу.
            Я никаких особенных надежд не питаю. Хорошо, если мне споловинят (статья половинится); тогда через 2,5 года дома. Но надеяться на это не приходится, потому что кое-кто не хочет уняться. В общем, с одной стороны, все очень плохо, но, с другой, стараюсь не думать об этом.
            Как-то неудобно писать это, но я, видите ли, меньше всего литератор. Это правда. Поэтому вполне утешительные аналогии исчезают очень быстро (да и будь я литератором - было б то же самое). Поэтому-то мне иногда особенно худо. Дело ведь в том, что мне 24 года (24 мая!) и я еще мог бы стать, скажем, врачом (была такая тихая мысль).
            Вы простите, что столько накатал: не сказав ничего. Нельзя сказать ничего - даже в разговоре, а тут еще эта мистика почты. И на душе очень переменчиво. Жизнь тут - песочные часики - только переворачиваются сами (сами живут). Простите всю эту болтовню.
            Сейчас утро, надо идти куда-то в поле. Я никого не кляну и никого не виню - не подумайте. Просто сейчас тяжело. К вечеру будет легче, а сейчас вот так.
            Большое Вам спасибо за шоколад, блокнот и - особенно - за травку. До Крыма теперь так же далеко, как до детства. И вот что я скажу Вам, Ирина Николаевна, напоследок: главное не изменяться, я сообразил это. Я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти.
            Все как-то мелькает по сторонам, но дело не в нем. Внутри какая-то неслыханная бесконечность и отрешенность, и я разгоняюсь все сильнее и сильнее. Единственное, о чем можно пожалеть, что мне помешают сказать об этом всем остальным, - не будет возможности написать эти главные стихи. Но даже тогда - в этом сожалении - я буду знать, что я чист перед Богом (и перед землею), потому что я поступал так, как это нужно было небу. В общем, - я ни в чем на свете не виноват - ни духовно, ни нравственно. В первом я не сомневаюсь, а второе сумел искупить. И это во мне говорит не гордыня, а смирение, но смирение гор перед небом. Хватит с меня. Горе должно рождать не грусть, а ярость, и я яростен.
            Очень хотел бы обнять - крепко-крепко - Вас, Зою и Настика. Вы втроем и порознь - гораздо ближе мне, конечно, чем я вам. Но это - далеко, очень далеко. Настик будет здоровой девкой, когда вернется

    Ваш Иосиф.


              P.S.
              Бесконечность. Отрешенность. Разогнался слишком далеко. Все сильнее и сильнее. До самой смерти. Голос, долго падающий стремглав.
              Вряд ли кто-нибудь другой знал о себе все в двадцать четыре года - и прожил еще тридцать, не позабыв.
              Вселенная никогда не любила нас, людей. Судьбой и стихотворениями Бродский материализовал интонацию, единственно достойную в жизни без иллюзий, но не существовавшую до него.

            Падучая звезда, тем паче - астероид
            на резкость без труда твой праздный взгляд настроит.
            Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит.

              Бесконечность. Отрешенность. Скорость вечного падения Никуда. Смысл как звучание смысла. Последняя из иллюзий: раз понимаешь - все погибло, - значит, погибло не все.

              Текст письма получен от дочери адресата - З.Б.Томашевской. Редакция пользуется случаем выразить ей свою признательность.


      "Постскриптум", вып.4:                      
      Следующий материал                     





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Постскриптум", вып.4

Copyright © 2001 "Постскриптум"
Copyright © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru