П р и я т е л ь (вынимает дудочку). Мы ведь все умрем, знаешь. (Дудит.)
Д е в и ц а . И ты все время был там, под этой?!.
П р и я т е л ь . Мне тут многое открылось. (Поднимается.) Я как-то не думал раньше. То есть думал, но как-то не всерьез, не вплотную.
Д е в и ц а . Я, прямо, что-то разволновалась.
П р и я т е л ь . Все так необъяснимо просто, если вдуматься.
Д е в и ц а . Даже в жар бросило. И этот гад шампанское упер! (Самой себе.) Все! Хватит! И в голове не держу! Досыта наелась, спасибо!
П р и я т е л ь . О чем ты?
Б а р ы ш н я (жалобно). Я разве упала?
Д е в и ц а . Взлетела! Кукла несчастная!
Б а р ы ш н я . Помогите мне, пожалуйста, подняться.
П р и я т е л ь (помогая). Ничего страшного. Просто головка закружилась. Так лучше?
Б а р ы ш н я . Да. Спасибо большое.
Д е в и ц а . Вежливые! С ума сойти!
П р и я т е л ь . И вам спасибо. (Девице.) Мне, действительно, многое открылось. Кстати, что тут без меня происходило?
Д е в и ц а . Очухался?! Без меня! Далеко ль ходил?
П р и я т е л ь . Я серьезно спрашиваю: что?
Д е в и ц а . Выселяют, что! Через час, говорит, приду с быками - с мордоворотами, что ли? - и всех, говорит, вышвырну. (Заводится.) Хватит, говорит, достали! Наелся по уши! Такие, говорит, потаскудники, дышать нечем!
П р и я т е л ь (щелкает перед ней пальцами). Охолонись! Он это серьезно?
Д е в и ц а . Ха! Такие, как он, шуток не шутят. Да вот, она его видела, скажет.
Б а р ы ш н я . Я не видела.
Д е в и ц а . Что?! Как это не видела?!
Б а р ы ш н я . Как-то неразборчиво.
Д е в и ц а . На сеанс она пришла! Фифочку из себя строит!
П р и я т е л ь . Хватит, хватит!
Д е в и ц а . Я тебе покажу сеанс!
Б а р ы ш н я . Подумаешь!
Д е в и ц а . Ах ты такая, да?!
П р и я т е л ь . Я сказал перестать! Все! Баста!
Д е в и ц а . Ты чего на меня орешь? Я ему за шампанским бегаю, а он...
П р и я т е л ь . Хочешь шампанского - возьми в холодильнике. Только не ори.
Д е в и ц а . А там есть, что ли?
П р и я т е л ь . Есть.
Д е в и ц а . Ну, если врешь!.. (Уходит.)
П р и я т е л ь (раздумчиво). Что же нам делать, лапонька?
Б а р ы ш н я . Не знаю. (Помолчав.) А писать меня уже не будете?
П р и я т е л ь . Писать? Сегодня вряд ли, дорогая.
Б а р ы ш н я . А когда?
П р и я т е л ь . Надо подумать. Нас выселяют, грозятся вышвырнуть вон. И, судя по всему, это не простые угрозы.
Д е в и ц а (с бутылкой). Ничего себе! Полный холодильник! Зачем же ты меня в магазин гонял? Отделаться хотел?
П р и я т е л ь . Забыл я, просто забыл!
Д е в и ц а . Как же! Так я тебе и поверила! Про целый холодильник забыл.
П р и я т е л ь . Ну и гуляй! В чем дело?
Д е в и ц а . Неужели откажусь после всего пережитого! (Откупоривает бутылку.) А этот тип все-таки наглый. Ты, говорит, все время здесь ошиваешься. Это про меня-то?! Я ему говорю: да вы что? я здесь впервые! А он: врешь, говорит, и не вякай. Упертый донельзя! Я таких знаю, их ничем не прошибешь. (Стреляет пробка.) Слушай, у него и пушка имеется. (Барышне.) Ну хоть пушку-то ты видала?!
Б а р ы ш н я . Какую пушку? (Опускает голову.)
Д е в и ц а . И пушку не видала?! (Приятелю.) Ну ты умелец!
П р и я т е л ь . Не отвлекайся. Детали тебя погубят.
Д е в и ц а . Так я и говорю: бутылка как шарахнет, он ствол вперед и - бах, бах! Чуть не стрельнул. Всем, что ли, наливать? (Задумавшемуся Приятелю.) Не спи, солдат, замерзнешь!
П р и я т е л ь . Почему ты - не секс-бомба России?
Д е в и ц а . Ты это чего вдруг?
П р и я т е л ь . Ведь все в тебе для этого есть, все!
Д е в и ц а (польщенно). Скажешь тоже.
П р и я т е л ь . А ты не секс-бомба! Почему?
Д е в и ц а (хвастливо). Не знаю. Я там в разных конкурсах не участвую, мне и так хватает.
П р и я т е л ь . Да? Ну, вот и сиди теперь, как дура.
Д е в и ц а . Почему это я дура?
П р и я т е л ь . Ты не понимаешь... Будь ты секс-бомбой, мы бы у тебя на груди написали... (Задумывается.)
Д е в и ц а . На голой?
П р и я т е л ь . На голой, конечно, лучше. "Никому, кроме художников!" или: "Художнику - вне очереди!". И всё, всех убрали бы! С одного хода!
Д е в и ц а (совершенно сбитая с толку; у Барышни). Куда убрали бы? Кого?
Б а р ы ш н я . Откуда я знаю?! Отстань!
Д е в и ц а . А чего шипишь? Ишь расшипелась!
П р и я т е л ь . Но чего нет, того нет. (Девицам.) Думать надо, думать!
Д е в и ц а . Слышь? А что это значит: "Никому, кроме художников!"?
П р и я т е л ь . Ты ведь секс-бомба, так?
Д е в и ц а . Так.
П р и я т е л ь . Значит, все тебя хотят со страшной силой. Логично?
Д е в и ц а . Логично.
П р и я т е л ь . А ты никому, кроме художников. Усекла?
Д е в и ц а . Ага. (Помедлив.) Слышь? А почему я такая?
П р и я т е л ь . Какая такая?
Д е в и ц а . Никому, кроме художников.
П р и я т е л ь . Так в том-то и смысл! Все тебя хотят, а ты, кроме художников, никому! Вопрос: почему ты так поступаешь? Ответ: потому что к художникам в этой разнесчастной России никто и никогда по-человечески не относился. И до тех пор, пока это сволочное отношение не изменится к лучшему, ты, секс-бомба России, никому и никогда, кроме художников! Понятно?! Художнику - вне очереди! Все! Закон!
Д е в и ц а (не сразу). Вообще-то ты здорово придумал. Пусть бы почесались.
Б а р ы ш н я . И почему к вам так плохо относятся? Художники ведь украшают нашу жизнь, делают нас добрее, лучше, чище.
П р и я т е л ь . Умница моя!
Б а р ы ш н я . Будят нашу совесть, заставляют переживать, мыслить, раздвигают наши горизонты, представления...
Д е в и ц а . Особенно, когда под юбкой сидят.
П р и я т е л ь . Перестань! Она, между прочим, говорит чистую правду. Вот такие, как он (показывает на Художника), возможно, умрут в нищете и безвестности, а на следующий день их картины объявят шедеврами и кто-то, наверняка уже страшно богатый, разбогатеет еще больше.
Д е в и ц а . Так уж и разбогатеет?
П р и я т е л ь . Разбогатеет!
Б а р ы ш н я . Некоторые картины стоят миллионы долларов.
Д е в и ц а . Что же он тогда их сам не продает за миллионы?
П р и я т е л ь . Продает! Но не покупают!
Д е в и ц а . Почему?
П р и я т е л ь . Ждут смерти. Неужели не ясно?
Д е в и ц а . Вот сволочи, а?!
Б а р ы ш н я . Гоген вообще отрезал себе ухо.
Д е в и ц а . Какой Гоген?
П р и я т е л ь . Который - Ван Гог.
Б а р ы ш н я . Ой, я их всегда почему-то путаю. Конечно, Ван Гог. Он когда в себя выстрелил, грачи взлетели.
Д е в и ц а . Какие грачи?
Б а р ы ш н я . Черные. Он застрелился на хлебном поле. Среди колосьев. Но прежде написал картину: желтое поле и взлетевшие над ним черные грачи. Все точь-в-точь как после выстрела.
Д е в и ц а . Надо же... (Обрадованно.) Ты что, подруга?! Я вспомнила! Не взлетели! "Грачи прилетели"! - вот как картина называется.
Б а р ы ш н я . "Грачи прилетели" - это Саврасов. (Приятелю.) Он, кажется, тоже в нищете умер?
П р и я т е л ь . Да. Но это неважно, если даже она его картину помнит.
Д е в и ц а . Что ж, я совсем, что ли, дура, по-вашему? "Грачи прилетели", а еще "Три богатыря" есть и этот, "Неравный брак". Потрясная! Она, блин, такая молодая, а он - старый уже, ну, просто гриб поганый. Чего? Не так, что ли?!
П р и я т е л ь . Так, так! Милые вы мои! (Притягивает к себе обеих девиц.) Когда-нибудь, когда я стану известным и, разумеется, страшно богатым, я поставлю памятник "Внимающей женщине". Ведь, в сущности, кроме вас, женщин, нас, художников, никто не понимает. Вы, правда, тоже не совсем понимаете, но зато почти всегда верите, внимаете нашим замыслам. А это так прекрасно. Если бы не вы, нас вообще бы не было.
Б а р ы ш н я . Почему?
Д е в и ц а . Совсем больная, да? Соображай! Откуда бы им без нас взяться?!
П р и я т е л ь . Тоже верно! (Обнимает обеих.) Какие вы у меня, оказывается, умненькие. Одна такая пышненькая умница, другая такая стройненькая разумница! У одной глазоньки карие, у другой голубенькие. Что б нам такое сделать всем нам приятненькое?! (Тискает девиц.)
Б а р ы ш н я . А когда вы им станете?
П р и я т е л ь . Кем стану?
Б а р ы ш н я . Известным?
Д е в и ц а . И богатым?
П р и я т е л ь . Как когда? Разумеется, в одно прекрасное утро. Проснусь уже знаменитым. Выйду на улицу, и кто-нибудь обязательно скажет: "Снимите шляпы, господа! Пред нами - гений!"
Д е в и ц а . Ты - гений?!
П р и я т е л ь . Милостью Божьей! Не похож? Не напрягайся, нас трудно узнать при жизни.
Д е в и ц а . А я-то все думаю: на кого ты смахиваешь? (Разглядывает Приятеля.) Точно - гений! Вылитый!
Б а р ы ш н я . Я тоже верю.
П р и я т е л ь . Ах вы мои ласточки! (Обнимает и тискает девиц.) Что бы нам такое устроить?.. (Входит Д а м а . Вскакивает.) Ты?!
Д а м а . Прости, я случайно... Услышала, что выселяют... Это правда?
П р и я т е л ь . Похоже.
Д а м а . Это невозможно! А он?!.
П р и я т е л ь . Работает. (Кивает в сторону Художника.)
Д а м а (вглядываясь). Как его язва?
П р и я т е л ь . У него язва? Не знал, что он позволил себе такую роскошь.
Д а м а (не сразу). Значит, ты здесь. Давно?
П р и я т е л ь . Со вчерашнего дня. Сидим вот, отдыхаем...
Д а м а . Я вижу. (Девушкам.) Извините, я не поздоровалась. Здравствуйте!
Д е в и ц а . Здравствуйте!
Б а р ы ш н я . Здравствуйте!
Д а м а . Вам к лицу это платье.
Б а р ы ш н я . Это не мое.
Д а м а . Неважно. (Всем.) Прошу меня извинить... Дверь была открыта, я подумала - опоздала. Поэтому и ворвалась... Кстати, что с телефоном?
П р и я т е л ь . Отключили.
Д а м а . Неужели все так серьезно?..
П р и я т е л ь . Не знаю. Вчера он ничего не сказал, я и подумал, что все как-то уладилось. Шампанского хочешь?
Д а м а . Спасибо, нет.
П р и я т е л ь . Как хочешь. А мы с девчонками выпьем. (Наполняет стаканы.)
Д а м а . Я узнала совершенно случайно. Почему он не сказал?
П р и я т е л ь . Ты же знаешь, он не любит обременять своими трудностями.
Д а м а . Могла бы не узнать вовсе.
П р и я т е л ь . Но узнала и пришла. (Поднимает стакан.) Твое здоровье!
Д а м а . Я пришла совершенно случайно. Господи, почему я оправдываюсь?! В конце концов, ты тоже здесь.
П р и я т е л ь . Мы оба здесь. И это существенно меняет дело.
Д а м а . Что ты хочешь сказать?
П р и я т е л ь . Ему плохо без нас, очень плохо.
Д а м а (растерянно). Без нас?
П р и я т е л ь . Да. И поэтому мы должны остаться.
Д а м а . Здесь? С тобой?!
П р и я т е л ь . Не пугайся - потом я уйду.
Д а м а . Уйдешь? Куда?
П р и я т е л ь . Никуда. Просто уйду.
Д а м а . Я не понимаю...
П р и я т е л ь . Ты должна быть с ним, это ясно.
Д а м а (помолчав). Значит, вот с чем ты вернулся.
П р и я т е л ь . Я долго думал... и решил... Ему (кивает на Художника) ты сейчас нужнее.
Д а м а . Очень точное слово - сейчас.
П р и я т е л ь . Не придирайся. Ты знаешь, что я имею в виду.
Д а м а . Зачем тебе это нужно?
П р и я т е л ь . Что?
Д а м а . Ему и так больно. Он чувствует себя виноватым перед нами, а от твоих дурацких предложений ему горше вдвойне. Неужели ты этого не понимаешь?
П р и я т е л ь . Вы должны быть вместе.
Д а м а . Ты ничего не понял, ничего! До свидания, девочки! (Идет к двери.)
Д е в и ц ы . До свидания!
П р и я т е л ь . Подожди! (Удерживает Дамуза руку.) Думаешь, мне легко, да?
Д а м а . У него - язва! Его выгоняют! На улицу! А ты, ты!.. Как всегда городишь несусветную чушь и жрешь водку! Отпусти меня немедленно! (Выдергивает руку и уходит.)
П р и я т е л ь . Чушь, да?! Чушь?! Я говорю правду! (Девицам.) Что?! Ааа!.. (Машет рукой и уходит на кухню.)
Д е в и ц а . Вот это да!
Б а р ы ш н я . Да-а!
Д е в и ц а . Ты тоже! Сидишь, как из гардероба.
Б а р ы ш н я . Что я такого сделала-то?
Д е в и ц а . Давай, давай, скидавай манатки! Поиграла в невесту и хватит. (Помогает ей стаскивать платье. Останавливается.) Ой, чует мое сердце - любовь у них была! Ой любовь!
Б а р ы ш н я . У кого у них-то?
Д е в и ц а . У них! (Задумывается.) А правда, к кому она приходила? К тому? Или к нашему?
Б а р ы ш н я . Почему он наш-то?
Д е в и ц а . А чей же? Твой, что ли?
Б а р ы ш н я . Ну вы даете! Шире надо быть.
Д е в и ц а (не сразу). Куда же еще шире?
Б а р ы ш н я . Тогда - выше.
Д е в и ц а . Ах ты какая?! На сеанс она пришла?! Я тебе...
П р и я т е л ь (появляясь). Все, все! Отставить ссоры! Нам предстоят великие дела, поэтому не будем отвлекаться на глупости. Надеюсь, вы не хотите, чтобы этот жлоб прибрал к рукам нашу мастерскую?
Д е в и ц а . А она, вообще-то, чья?
П р и я т е л ь . Мастерская? Разумеется, его! (Показывает на Художника.) Принадлежит ему по праву. Он здесь родился.
Д е в и ц а . Правда, что ли?
П р и я т е л ь . Святая! Вон в том углу. (Показывает.)
Д е в и ц а . И документы есть?
П р и я т е л ь . Больше чем документы. На полу осталась отметина. Мокрый след босой ноги. Правой.
Д е в и ц а . Почему правой?
П р и я т е л ь . Ты сегодня с какой ноги встала?
Д е в и ц а . Не помню.
П р и я т е л ь . А он, как родился, встал с правой. (Барышне.) Еще вопросы есть?
Б а р ы ш н я . У меня нет.
Д е в и ц а . Посмотреть можно?
П р и я т е л ь . Можно. Только на то место заплату наложили. Видишь, фанеру?
Д е в и ц а . Зачем?
П р и я т е л ь . Чтоб след не высох! (Всплескивает руками.) Что ж ты такая непонятливая?
Д е в и ц а . Я что, против?!
П р и я т е л ь . Так и скажи, что не против, зачем провокационные вопросы задавать?
Д е в и ц а . Интересно же.
П р и я т е л ь . Интересно! Если хочешь знать, здесь музей будет.
Б а р ы ш н я . После смерти, да?
П р и я т е л ь . Естественно. При жизни ему здесь работать надо. А всякие жлобы не дают!
Д е в и ц а . Ладно налетать. Скажи лучше, что делать, если ты такой умный?
П р и я т е л ь . Бороться!
Д е в и ц а . Бороться! Он пушечку достанет, и мы - на лопатках.
П р и я т е л ь . Значит, надо придумать что-то посильнее пушечки. Стоп! (Смотрит на Барышню.) Ты уже переоделась?
Б а р ы ш н я . А что?
П р и я т е л ь . Впрочем, неважно. Надеюсь, он тебя и так запомнил.
Б а р ы ш н я . Вы бы не могли выражаться яснее?
Д е в и ц а . Кого она из себя корчит, а?
Б а р ы ш н я . Оставьте меня в покое. Я, кажется, не с вами разговариваю.
Д е в и ц а (в недоумении). Посмотрите на нее?!
П р и я т е л ь . Я имею в виду того типа. Вы, сударыня, имели честь ему понравится, и это чрезвычайно важное, как мне представляется, обстоятельство может решить исход дела в нашу пользу, если вы, конечно, не откажетесь принести свою жертву на алтарь искусства.
Д е в и ц а . На алтарь она не откажется.
Б а р ы ш н я . Я не знаю... Но если нет другого выхода... Тогда, конечно... я согласна... пусть...
П р и я т е л ь . Не бойся, это не страшно. Нужно будет только лежать и время от времени постанывать. Негромко, но убедительно.
Д е в и ц а . Насчет этого она специалистка! (Передразнивает.) Ой! Ой!
П р и я т е л ь . Тебя же, насколько я понял, он, напротив, запомнил чрезвычайно плохо.
Д е в и ц а . Ты что, плохо?! Наоборот! Он меня с кем-то перепутал. Ты, говорит, все время здесь ошиваешься. Представляешь?
П р и я т е л ь . Вот именно! Значит, есть гарантия, что он перепутает тебя и на этот раз.
Д е в и ц а . Как же перепутает?! Ты что?
П р и я т е л ь . Очень просто. Ты - образ народа, представительница широких социальных масс. Из тебя можно сделать кого угодно. Продавщицу, бухгалтера, мать-героиню, космонавта. На этот раз ты будешь женщина-врач!
Д е в и ц а . Ха! У меня тетка - врачиха.
П р и я т е л ь . Видишь, это - судьба! (Барышне.) А ты будешь тяжело больная! Он ведь тебя больной назвал, так, кажется?
Б а р ы ш н я . Не помню. (Опускает голову.)
Д е в и ц а . Назвал! Что ты, говорит, как рыба, жабрами дышишь и шары закатываешь.
П р и я т е л ь . Цитата не точная, но по смыслу близкая.
Д е в и ц а . Дыши глубже, киса, - вот он как сказал.
П р и я т е л ь . Таким образом, все складывается просто отлично. (Девице.) Ты пришла сюда как будто по вызову. Врачиха, понимаешь. (Демонстрирует приход врача.) Ты же (Барышне) находишься в ужасном состоянии. У тебя вирусный пендиркулизм. (Девице.) Запоминай!
Д е в и ц а . Как ты сказал?
П р и я т е л ь . Пен-дир-ку-лизм. Болезнь неизвестная и страшно заразная.
Д е в и ц а . Не позабыть бы. Пен-дир-кулизм.
П р и я т е л ь . Вирусный! (Барышне.) Трогать тебя нельзя. Начнется массовая эпидемия. Что делать? (Девице.) В этих экстремальных условиях ты принимаешь единственно правильное решение. А именно: объявляешь строжайший карантин с полной изоляцией всех присутствующих. На месяц. Пока хватит. Потом что-нибудь придумаем. Ну, как? Гениальная идея? По-моему - да! Во всяком случае бокал шампанского я заслужил точно. (Наполняет стакан.)
Д е в и ц а . А это?.. (Подставляет свой.) Как оно?..
П р и я т е л ь . Тебе лучше воздержаться. Ты должна быть в абсолютной форме.
Д е в и ц а . Так я и говорю: какая форма? - халата нет, чемоданчика нет! Кто поверит?!
П р и я т е л ь . Обижаешь. Необходимое снаряжение имеется. (Раскрывает шкаф, достает докторские халат, шапочку, чемоданчик и даже очки.) Все продумано до мельчайших деталей. Облачайся!
Д е в и ц а . А это - чье?
П р и я т е л ь . Одной знакомой. Она от нас в театр поехала. Вон в том ряду сидит. (Показывает в зал.)
Д е в и ц а . В каком ряду?
П р и я т е л ь . В третьем, прямо по горизонту. Обряжайся!
Д е в и ц а . Шуточки у тебя, боцман... А милиционерской формы случайно нет?
П р и я т е л ь . Зачем тебе?
Д е в и ц а . Мы бы его, мафиозу этого вредного, сразу бы заарестовали, и хоры!
П р и я т е л ь . Милицейской, к сожалению, нет. Но форма военнослужащей имеется.
Д е в и ц а . А с этой-то что случилось? Тоже - в театр укатила?
П р и я т е л ь . Эта дезертировала. (Заглядывает в шкаф.) Что тут у нас еще? Костюм Евы. Не хочешь примерить?
Д е в и ц а . Какой Евы?
П р и я т е л ь . Адамовой, разумеется! Ну, поскорей думай!
Д е в и ц а . А что, давай!
Б а р ы ш н я . Совсем уже, да?
Д е в и ц а . Чего? (Приятелю.) Чего это она?
Б а р ы ш н я . Костюм Евы?! Ну, вообще!..
П р и я т е л ь . Адамовой?
Д е в и ц а . Адамовой? (Догадываясь.) Ну ты и стрекозёл! Опять шутишь?
П р и я т е л ь . Правильно - не стрекозёл, а стреко́зел. Всё, кончили шутки шутить! Ты одеваться намерена? Тебе еще в образ войти надо, прорепетировать.
Д е в и ц а . А чего ж ты мне мозги пудришь?! Адамова?! Я думала, фамилия такая.
П р и я т е л ь (Барышне.) Как бы нам сделать, чтоб щечки у нас горели и глазки туманились?
Б а р ы ш н я . Я не знаю. Не хочу!
П р и я т е л ь . Что не хочешь?
Б а р ы ш н я . Больной быть. И заразной.
Д е в и ц а . Ей невестой больше нравилось.
П р и я т е л ь . Не отвлекайся. Ты же согласилась?
Б а р ы ш н я . Я на другое согласилась. (Опускает голову.)
П р и я т е л ь . На что на другое?
Б а р ы ш н я . Ну, хорошо, хорошо! Скажите лучше, что делать?
П р и я т е л ь . Ничего особенного. Просто лежать и...
Д е в и ц а . Ты на что согласилась-то? (Не дождавшись ответа.) О! О! Вы только посмотрите на нее!..
П р и я т е л ь . Спасибо, конечно. Это дорогого стоит, такая готовность. Но, надеюсь, до этого не дойдет.
Д е в и ц а . На сеанс она пришла! Сеансиха!
Б а р ы ш н я . Чего она дразнится?
П р и я т е л ь . Ты еще здесь?! Ступай к зеркалу и возвращайся врачихой, ясно?
Д е в и ц а . Не командуй! Как ты сказал - болезнь эта?
П р и я т е л ь . Пендиркулизм, кажется.
Д е в и ц а . Как это кажется?
П р и я т е л ь . Называй как хочешь. Это не важно.
Д е в и ц а . Так ее нет, болезни этой?
П р и я т е л ь . Конечно, нет.
Д е в и ц а . А откуда же этот взялся?
П р и я т е л ь . Что?
Д е в и ц а . Пендиркулизм?
П р и я т е л ь . Сам придумал.
Д е в и ц а . Правда, что ль?! (Потрясенно.) Ну ты гений!
П р и я т е л ь . Это не вопрос! Почему ты еще не в образе, вот вопрос?
Д е в и ц а . Ладно орать-то! (Уходит к зеркалу.)
Б а р ы ш н я . Мне ложиться?
П р и я т е л ь . Вот сюда, на диванчик. Тут так уютно.
Б а р ы ш н я . Раздеваться надо?
П р и я т е л ь . Пока нет, моя прелесть. Успокойся. Все будет хорошо. (Укладывает, накрывает одеялом, гладит.) Главное, ничего не говори и не бойся. Тяжело дыши, и... в общем... понятно...
Б а р ы ш н я . А вы меня потом нарисуете?
П р и я т е л ь . Конечно! Во весь рост.
Д е в и ц а . И с галстуком на брюхе! (Преображаясь.) Так! Где тут у нас больная? Воздух тяжелый. Немедленно проветрить помещение. Ну?! Что тут у нас? (Подсаживается.) Где болит? Здесь болит? (Давит на живот.) А здесь?
Б а р ы ш н я . Ой! (Возмущенно.) Ты что?! Спятила?!
Д е в и ц а . В сторону дышите, больная. На меня не надо дышать. (Приятелю.) Все ясно: пердикулизм!
Б а р ы ш н я . Что?!
П р и я т е л ь . Я верю, верю!
Д е в и ц а . Объявляю карантин!
П р и я т е л ь . Гениально!
П р и я т е л ь . По местам! (У двери оглядывается, с надеждой и верой потрясает руками.) Девочки, не подведите!
С в е т с к и й (очень возбужденно). Слушай, что у вас за рвань в подъезде?
П р и я т е л ь . А что?
С в е т с к и й . Прохожу мимо. Стой, говорит. Стакан портвейна гикнешь? Думаю: я - светский человек, почти во фраке?! Кстати, как я выгляжу?
П р и я т е л ь . Блеск!
С в е т с к и й . И такое гнусное предложение! Представляешь?
П р и я т е л ь . Ну и ты?
С в е т с к и й . Гикнул, конечно! На халяву. (Ласково.) Здравствуй, дорогой! (Лезет целоваться.) Мы не одни?
П р и я т е л ь . К сожалению.
С в е т с к и й . В каком смысле? (Кланяется девицам.) Здравствуйте! (Приятелю.) Я не помешал?
П р и я т е л ь . При чуме и холере лишних не бывает.
Д е в и ц а . Закройте дверь, дует!
С в е т с к и й . Слушай, что тут у вас?
Д е в и ц а . Здесь болит? А здесь? (Давит на живот.)
Б а р ы ш н я . Ой!
С в е т с к и й . Кто-то заболел?
Д е в и ц а . Все ясно! Объявляю строжайший карантин. Присутствующим покидать помещение категорически воспрещается.
П р и я т е л ь (Светскому). Попал ты, дружище, извини.
С в е т с к и й . Но я только вошел?! Что за чепуха?!
Д е в и ц а . Гражданин! Вы уже здесь дышали. Значит, могли заразиться.
С в е т с к и й . В каком смысле? Чем?!
Д е в и ц а . Вирусным пердикулизмом!
Б а р ы ш н я (жалобно). Пендиркулизмом!
Д е в и ц а . Мне лучше знать, больная. (Давит ей на живот.)
Б а р ы ш н я . Ой!
С в е т с к и й . Я что-то не понимаю. Вы хотите сказать - я не могу уйти?!
Д е в и ц а . Не может быть и речи. Всех впускать, никого не выпускать!
П р и я т е л ь . Слушаюсь, доктор! А клизмы с касторкой ставить?
Д е в и ц а . Вновь прибывшим - немедленно! Не умирайте, больная! (Давит на живот.)
Б а р ы ш н я . Ой!
П р и я т е л ь (Светскому). Ничего не поделаешь. Пошли! (Тянет его за рукав.)
С в е т с к и й . Куда пошли? Что тут у вас происходит? Ничего не понимаю!
Д е в и ц а . От вас не понимание требуется, больной, а беспрекословное подчинение распорядку. Больная, не умирайте! (Давит на живот.)
Б а р ы ш н я . Ой!
П р и я т е л ь . Не переживай. Я уже наловчился клизмы ставить.
С в е т с к и й . Какие клизмы?! У меня дела! Я не могу! (В это время в дверь стучат. Вырывает руку и бежит к двери.) Не входите, не входите!
П р и я т е л ь . Стой, идиот! (Бросается за ним и успевает схватить его у самой двери, которая в результате их возни открывается.)
Д а м а (входя). Боже мой! (Слегка отшатывается. Светскому.) Зачем ты-то здесь?
С в е т с к и й . В каком смысле? У меня дела. Только вошел! А тут черт знает что! Лазарет какой-то!
Д а м а . Разреши мне сказать, ладно? Спасибо. (Приятелю.) Мне пообещали иностранцев. Сказали, очень-очень перспективные. Я дала адрес. С минуты на минуту они могут быть здесь. Ты бы мог им что-то показать?
П р и я т е л ь . Если ты что-то выставишь.
Д а м а . Я не рассчитываю, но вдруг... Мы должны использовать любой шанс.
П р и я т е л ь . Да-да, конечно. Заграница нам поможет.
Д а м а . Ты против?
П р и я т е л ь . Почему я должен быть против? Выставляй, показывай! Ты это так любишь.
Д а м а . Речь, кажется, не обо мне?
П р и я т е л ь . А о тебе можно? Ты не представляешь, как я рад, что ты вернулась.
Д а м а . Не из-за тебя... дурака.
П р и я т е л ь . А я дурак? Точно дурак? Ну, скажи, точно?
Д а м а . Ты не просто дурак, ты - выродок!
П р и я т е л ь . Правда?! Ты возвращаешь меня к жизни! (Светскому.) Слушай, что ты тут крутишься, а?!
С в е т с к и й . Я не вполне понял... (Даме.) Представляешь?..
Д а м а . Извини, дорогой, мне некогда... В другой раз... (Уходит в галерею.)
П р и я т е л ь . Я - выродок! Понимаешь?!
С в е т с к и й . Очень рад, только ответь...
П р и я т е л ь . Пожалуй, пойду помогу ей расставиться!
С в е т с к и й . А мне-то что делать?!
П р и я т е л ь . Завидовать! (Останавливается.) Нет, нельзя покидать капитанский мостик... (Светскому.) Слушай, раз ты все равно арестованный, спустись в трюм, помоги даме расставиться?
С в е т с к и й . Какой трюм? Я не могу! У меня дела!.. И потом: что значит арестованный?
П р и я т е л ь . Так ты у нас деловой?! Тогда проваливай. Давай, давай! (Подталкивает Светского к двери.)
С в е т с к и й . А карантин? Доктор, вы разрешаете? Мне ничего не будет?
Д е в и ц а . Не знаю. Может быть, пронесет.
С в е т с к и й . В каком смысле? Ничего не понимаю. Чушь какая-то! (Приятелю.) Ты можешь объяснить? Что значит пронесет? Вернее, что может быть?
П р и я т е л ь . Тебе ж сказали: может, пронесет, а может, нет. Слушай, не утомляй, отчаливай! (Выпроваживает его за дверь.)
С в е т с к и й . В каком смысле пронесет?
П р и я т е л ь . В прямом! Катись, а?! (С силой выталкивает его, но с еще большей силой Светский влетает обратно.) Ну ты достал! Тебе же сказали: проваливай!
Х о з я и н . Кто тут пасть разевает?! (Входит.) Опять ты! Глаза бы тебя не видали!
П р и я т е л ь . Я думал, ты соскучился.
Х о з я и н . Истосковался. (Показывает на Девицу.) А эта здесь зачем?
Д е в и ц а . Пер... то есть, пендиркулизм! (Давит на живот.)
Б а р ы ш н я . Ой!
Х о з я и н . Что у нее - мне без разницы. Ты почему сама здесь, я спрашиваю?
Д е в и ц а . Так, это... Вызывали, значит! (Показывает на Приятеля.) Вот они...
Х о з я и н . Вызвали... Стало быть, я тебе не указ?
Д е в и ц а . А что я такого сделала?
Х о з я и н . Я тебе запретил врачевать?
Д е в и ц а . Мне?!
Х о з я и н (Светскому). Нарвал палец! (Показывает.) Болит, слушай, мешает. Иду в поликлинику. Меня - к ней. Вскрой, говорю, делов-то на копейку. И что ты думаешь? Она вот так вот, через плечо, взглянула и: ампутировать, говорит, надо, у вас, больной, гангрена.
Д е в и ц а . Я?! Ну, вообще!..
Х о з я и н . Понимаешь?
С в е т с к и й . Понимаю, понимаю!
Х о з я и н . Ни хрена ты не понимаешь! Ампутировать, слушай?! Я говорю: как, целый палец?! Она: чем больше, тем лучше. И ногти чистит! Ах, ты, думаю, падла! Вот так вот взял (показывает) и надавил. Больно, слушай! Гной как брызнет! Она: ах, вы мне халат запачкали! Я говорю: чтобы этот белый халат никогда не пачкать, ты его больше никогда не оденешь. Говорил я тебе?!
Д е в и ц а . Ну, вообще!..
Х о з я и н . Говорил. (Помолчав.) Снимай халат!
Д е в и ц а . Я... Прямо здесь, что ли?
Х о з я и н . И если я тебя еще раз в нем увижу!..
Д е в и ц а . Все, все, поняла! (Приятелю.) Во, попала, а! (Быстро освобождается от докторских причиндалов. Привычно поправляет прическу.) Все, готова!
Х о з я и н . Вот. Теперь ты обыкновенная шалава. Здесь таких много ошивается.
Д е в и ц а . Да я здесь впервые!
Х о з я и н . Не вякай! (Приятелю.) А с этой карамелькой что? (Показывает на Барышню.)
П р и я т е л ь . Заболела. У нее вирусный пендиркулизм.
Х о з я и н . Не кормишь, наверное. Трахать трахаешь, а кормить забываешь. Иногда надо подкармливать. (Подсаживается к Барышне.) Особенно таких вот, худосочных.
С в е т с к и й . Не трогайте! Она заразная.
П р и я т е л ь . Не то слово! Страшный вирус, страшный!
Х о з я и н . Ко мне зараза не пристает.
П р и я т е л ь . Зараза к заразе? Понимаю.
Х о з я и н . Глаза бы тебя не видали. (Кладет руку на лоб Барышне.) Скоро отдохну от тебя, остроумного, навсегда избавлюсь.
П р и я т е л ь . Особенно не рассчитывай. Я тебе в страшных снах являться буду.
Х о з я и н . Типун тебе!.. (Барышне.) Лоб холодный. Ну-ка, открой пасть?
Б а р ы ш н я . Не буду!
Х о з я и н . Где болит-то? (Кладет руку ей на живот.) Здесь?
Б а р ы ш н я . Нет! (Вскакивает.) Надоели! Весь живот измяли!
Х о з я и н . Да я только дотронулся!
Б а р ы ш н я . Не вы! Вон она! Придурочная!
Д е в и ц а . А что я-то?
Х о з я и н . Ты чего здесь все время ошиваешься, а? Ну-ка, чеши отсюда!
Д е в и ц а (кричит). Да не врачиха я и не шалава!
Х о з я и н . А кто ж ты?
Д е в и ц а . Кто, кто?! Теперь уж и сама не знаю, кто! (Всхлипывает.)
П р и я т е л ь . Она моя подруга. (Обнимает ее.) Ну, успокойся, успокойся.
Х о з я и н (Барышне). А ты кто?
Б а р ы ш н я . Не знаю...
П р и я т е л ь . Тоже подруга.
Х о з я и н (Светскому). Я что-то не понимаю... Ну, а подруги-то у них - кто?
С в е т с к и й . Я вас очень внимательно слушаю, очень внимательно.
Х о з я и н . Шалавы!
С в е т с к и й . В определенном смысле вы, конечно, правы, но дело в том, что это все-таки подруги, и поэтому... хотя, конечно, известная доля истины...
П р и я т е л ь . Ну-ка, пошли отсюда оба!
Х о з я и н . Ты на кого пасть разеваешь?
П р и я т е л ь . Немедленно вон! Слышал?!
Х о з я и н . Уж больно ты грозен. Не надорвешься?
С в е т с к и й . Не надо, дорогой, не надо...
П р и я т е л ь . Я, по-моему, сказал!
Х о з я и н . Пусть покричит, недолго осталось.
П р и я т е л ь . Ты уберешься отсюда! (Вцепляется в Хозяина, но получив удар локтем в грудь, отскакивает.) Ты так, да?! (В ярости ищет, что бы такое взять в руки.)
Х о з я и н . Сядь! На месте урою!
С в е т с к и й . Зачем же так, господа?! Мы ж культурные люди!
П р и я т е л ь . Думаешь, я тебя боюсь, да? Думаешь, испугался? Ну, давай, доставай свою пушку, ну?
Х о з я и н (вынимая руку из кармана). Слизняк! Я тебя и без пушки сделаю как хочу!
П р и я т е л ь . Да? Давай попробуем.
С в е т с к и й . Господа! Это же несерьезно!
Д е в и ц а . Ах ты такой, да?! За горло берешь! (Бросается на спину Хозяину, тот одной рукой подгребает под себя и ее.)
Б а р ы ш н я . Ух ты! Здорово!
Антракт. Художник продолжает работать. В театре - вернисаж.
Продолжение пьесы Валерия Шашина
"Постскриптум", вып.6:
Следующий материал