Вып. 2 (7), 1997. - СПб.: Феникс, 1997. Дизайн обложки А.Гаранина. ISBN 5-901027-05-1 С.309-319. |
ВТОРАЯ СМЕРТЬ Что я могу? Еще раз написать, что жизнь ушла, что действительность умирает? Что даже пейзаж только благодаря тому, что имеет другие меры Времени, еще как бы есть. Но это конец. Не грех ли писать, когда это то же, что содрать уникальный наличник, никому не нужное свидетельство былого мастерства, с подохшей избы; внутри уже нет пола, развалена, растащена предыдущими гостями печь. Опишу-ка и я кусочек повалившегося забора, падающего в объятья куста, который некогда рос у забора. Ведь и сейчас красиво, а я воспользуюсь, что еще красиво, что еще есть кто-то, кому хочется умирающей красоты, и украду для него этот заборчик. И вот будет поп-арт. Искусство протяженности смерти. Ведь безумная еще красота сплетенья трав, шизофренически просты узоры кружев отцветшей сурепки. Она светла, а клевер грозно темен, богат листом и только что зацвел. А сныть - уж эта только не проста. Она сложна и невесома и высока, как пена над землей. Куда ни кинь. А липы угадали когда-то много лет назад, что следует стоять по две. Береза же одна, густа, тут вам не роща. Тут умерла свобода. На животах лежат дома-улитки, раковины-дома. Тут запустение доступно. Ушла жизнь, дома умерли и лежат на суше. Почему нежилой дом мгновенно рушится? Ведь не чинят же ежедневно-ежегодно жилые! Разве не видно, что умрет природа? Вот - бревна. Как долго они жили после жизни дерева, а теперь ясно, что они - умерли второй смертью. Вот дранка. Она была жива, как лоснящаяся шерсть холеного домашнего зверька. И умерла - труха. Вот вам - тело без души. Еще служат ностальгии органические остатки русского духа, еще минеральное царство не настало совсем. Что будет потом? Археология? Каким словом накроется слой нашей псевдореальности? Здесь жили люди, которые вобрали в себя столько отравы, пропаганды, бессмыслицы, водки, и они отложат все это слоем в землю, очищая экологическую среду, для кого? Нужно ли нам будущее? Так болит сердце по недавно еще бывшему. Такая любовь - к прошлому или к его красивой смерти? Ответов нет. Есть невидимый жаворонок в бездонном небе. * * * На пути к себе, к своей той жизни, ради которой живем, мы стоим то смиренно, то бунтуя, в огромной очереди. Впереди нас - проблемы. Одних первоочередных тьма. Катастрофы подходят без очереди. Это могут быть землетрясения, смерти, болезни, клопы. Они грубо и с сознанием своего права, суя нам в нос свои удостоверения, отодвигают нас, почти совсем отчаявшихся достояться, - назад, назад, назад. Вечная жизнь начерно. Только перепишешь набело полстраницы - рок опрокинет на нее чернильницу. Эта хроническая неудача, это ускоренное отдаление линии горизонта, это издевательское откладывание жизни - прямо по голове стучит, выстукивает, что так жить неправильно. Поняв один раз, что такое жизненная проблема и как она разрешается и что оказывается потом, - надо бросить эти игры. Надо уйти в касание, халтурить в отношении общепринятого. Но ведь страшно рискнуть не собой, а другими. Как надо измучиться неизбывными неразрешимыми заботами, чтобы понять, что в тюрьме-лагере есть своя компенсация тяготам и ужасам - избавление от ответственности за других. Ты непосредственно ничего им не можешь сделать, значит - уродливая, но свобода. Одна задача, данная нам при рождении, - забота только о собственной душе, при нашем строе достигается только в лагере. СЕМЕЙНАЯ СЦЕНА Я говорю ему как-то, так, для примера, пояснения, к слову: "Если бы у меня был один противогаз, я бы, конечно, надела бы его на своего ребенка". Что ж тут особенного или противоестественного или нехорошего? Но за этой фразой следует страшный скандал. "Вот, - говорит он мне, - ты уже меня предала, одним этим заявлением. Этически это неразрешимая проблема, а ты ее разрешила!" А я говорю: "Так что ж, надо тебе отдать противогаз, а ребенок пусть умирает? Я же не в свою пользу "разрешила"!" "А если бы, - говорит, - у тебя было бы двое детей?" И наскакивает на меня, наскакивает, старый хрен, как будто я его, маленького, в ползуночках, под танк бросаю у него же на глазах. А сама думаю, что ж я, правда, стала бы делать, если два. Младшему? Но - почему? Да что за ерунда, я потому и заговорила об одном противогазе, что у меня ребенок - один. Я же сама все и придумала, пока, во всяком случае. Именно это, что-то такое, и хотела сказать, к слову. А ему я так отпарировала: "А если бы у меня было бы двое детей - у меня было бы два противогаза!" Понял? Ну, и гуляй, обдумывай, как хочешь. - "И обдумывать нечего, - отвечает, - это означает, что ты меня не любишь". - А ты разбушевался - от любви?! НА ЧТО УХОДИТ ЖИЗНЬ Сижу перед кабинетом врача. Линолеум - основное впечатление. Голые стены, поверхности. Стульчики с людьми, как реквизит театра теней. Все - кто как - сгорбились, скривились, читают, хотят заговорить, но не решаются, не хотят, чтобы с ними заговорили. Все видны. Все принесли сюда из дома свои ботинки, сапоги, нелепые костюмы, свою потертость или относительное свое благополучие. А главное - свою печать своей жизни на своем облике. Вот, что это? Неужто вся жизнь до сего дня - 40, 50, 60 лет - шла для того, так долго долбила, вымывала, выдувала, чтобы сейчас так сложились складки, такой приобрелся наклон, такая выросла борода, образовалась лысина, седина, близорукость, кривобокость? Неужели нас лепило, жало, мяло? И мы несем это как документ? Разрешите представиться! - Вот что со мной жизнь сделала. И только это, собственно, она и сделала. Со мной. И мы интуитивно узнаем язык силуэтов. И ищем и иногда находим такую кривулину и загогулину, которая, как нам кажется, свидетельствует о подходящих, не противоречащих нашим представлениям о добре и зле мытарствах души и тела. * * * Как-то вера заставляет нас внутренне поморщиться. Да, конечно, наверно, нам всем, ну, ясно, раз всем, то и нам, очень умным, свойственна какая-то там форма веры. Такая материя, латающая дыры в наших познаниях. Ну, еще можно более симпатично воспользоваться этим понятием, имея в виду, что как мы светлы изнутри, как чисты наши помыслы, полные веры во все хорошее. С надеждой все ясно, с любовью ничего не ясно, а вот вера - тут какая-то неловкость постигает образованного и полуобразованного человека. Другая сторона такого же точно дикого отношения к вере, но "преодоленного" - это повальное нынешнее обращение всех и вся. О ЗНАМЕНИТЫХ И БЕЗВЕСТНЫХ СТРАДАНИЯХ До сих пор не могу без муки и даже без слез читать Евангелие от Матфея - про крестные муки. Не пережить. Хотя никому не было легче умереть, чем Христу, ибо Он знал то, во что другим остается только более или менее верить. Невозможно читать о гибели царской семьи, хотя они все тоже были исполнены сознания своего предназначения, избранничества, помазания и т.д. Не просто - жили себе. Значение их жизни кучка убийц ликвидировать не могла. Мощная потусторонняя поддержка в отношении этих людей не успокаивает почему-то нас. И еще нам так обидно, что Пушкина убили. В 37 лет! Ранение в живот! Жена, царь, ненаписанные шедевры! (Кстати, религия большевизма нещадно эксплуатирует эту особенность человеческой натуры - жалеть гигантов духа, положения, таланта - и подсовывает своих идолов. Все эти мифы и сопли по поводу выстрела в Ильича и др. Это после стольких-то лет беспрерывной кровавой бойни.) * * * Как в самой крупной жизненной неудаче, смерти - есть мощный кайф освобождения от бремени, рабства жизни, от всякой необходимости, забот, долгов, тревог и страхов, так и в каждом элементарном несчастье, в каждой неприятности - есть свой маленький кайф, свое крошечное удобство хотя бы не ждать уже этого. Маленькие крахи не только увеличивают груз жизни, но и по-своему его уменьшают. Кое-что уже, слава Богу, случилось, не все уже грозит обрушиться. Поэтому люди, на которых сыпятся неприятности постоянно и неустанно, получают некоторое пристрастие, претендуют на некоторое освобождение от многих жизненных требований, частично хотят допустить смерть в некоторые свои пределы, чтобы уже там больше ничего не случалось. Почему затюканный неудачами человек не хочет яркого улучшения, сопротивляется чуждому ему (как неприятна бывает новая вещь) выходу из положения? Потому что надо тогда отказать смерти от тех углов, которые ей уже сданы, и получен некий капитал, который теперь надо неведомо где наскрести и отдать, и вновь решиться на все то, что уже смиренно проиграно. ПОХВАЛА САМООТВЕРЖЕННОСТИ Что можно сказать в конце концов? Что - так уж человек устроен. Больше все равно не узнать. Это синтез всем анализам. Ложь его удел. Стыд его предел. Безответственность - его страсть и идеал. Нравственная форма безответственности - религия. Безнравственная - государство. Добрый - это кто не знает, хоть выколи глаза, что он злой, или правда не злой? Злой - это, кроме всех злых, еще и умный, который знает, что он не добрый? А потому - печальный. Умный Иннокентий Анненский считает, что Печорин - добрый, потому что бросил слепого одного, как злой. А умный Печорин знает, что он недобрый, но догадывается, как следует Анненскому объяснять его поведение. Вот что это все? Может, это такой спорт типа тенниса? Вечный этот "спор" обо всем, о сути и прочих атрибутах Бытия. Может, есть эти правила игры, да и как им не быть? Когда люди - всегда люди. И нужно им неизвестно что, но одно и то же, и маскируются они всегда, чтоб не заметна была подача. Процесс, видимо, не под силу сложен для сегодняшнего дня. Любого сегодняшнего. Хочется ведь человеку себя суметь исхитриться уважать. Кто в детстве не мечтал вынести кого-нибудь поинтереснее из горящего здания. Тут и до поджога недалеко. Не то что бы, но недалеко. Если уж наблюдается порыв, особенно экстренный, дело нечисто. Правда, есть такие профессионалы исключительных обстоятельств, люди, ловящие кайф от риска, нереальности, обычно в силу событий своей прежней жизни пристрастившиеся к неординарным условиям существования, летучие бригады. Правда, видимо, есть этому предел. Вот космонавты как будто сильно страдают. Там, где нет кайфа, начинается труд. Что же такое, в сущности, порыв? Это прорыв в бытие без принуждения, без самопринуждения, это безумная мечта о слиянии собственного интереса с потребностью в тебе. В последнем откровении - это дезертирство от того, что некому, кроме тебя, делать. * * * По телевизору выступает Вознесенский. Из-под прикрытых Господом Богом век как бы выглядывает такое-сякое понимание уже многого. Он сначала что-то врет давно опровергнутое свидетелями о своих благородных сношениях с Пастернаком, т.е. вешает свой номерочек на крючочек. Потом он говорит, что сейчас надо писать стихи про нитраты, забывая, что сейчас можно писать стихи про нитраты. Он привык это подменять еще где-то до коры головного мозга. Он дитя балованное своей эпохи. Но это присказка. Затем у него спрашивают про некую рогатину, лежащую у него на столе. И тут сразу много всего оказывается. Конечно, не кто иной, как он, был в Ипатьевском доме, был в том самом подвале, где убита царская семья. Ну, конечно, его туда пустили неохотно. Не так же совсем уж легко дается ему его благородная миссия, которая сама собой разумеется. Он нам, сиротам, не ведающим толком своего сиротства, сладострастно рассказывает, где они стояли, все 11 человек (в дальнем торце подвала), где стояли расстрельщики (в дверях, в другом торце). И вот эту рогатину он, рискуя чем-то, выломал из решетки наддверного оконца. Он художественно себе представил, что узор этой решетки и был последним, на что, по его команде, смотрели 11 членов царской семьи. Он даже сказал, что этот узор у них запечатлелся на - чуть не сказал "всю жизнь". Вы скажете, это слабоумие искусства? Нет, увы. Это слабоумие трусости. Оголтелой советской трусости. Он привык отколупливать от всех страшных бездн нашей страшной истории и географии такие узорчики и выдавать это за художественное восприятие. И про нитраты не обязательно писать стихи, и ложны все его догадки, так как они не искренни, а симулированы на потребу хорошо просчитанного ожидания. И все они, эти левые клоуны нашей литературы, решившие, что карьеру надо делать во что бы то ни стало, раз они чем-то там одарены, - все они таковы. Конечно, они чем-то там успели обольститься в хрущевские времена, но и успели пристраститься к жизненной удаче-даче, а главное, считая ту якобы первую ступень честности-правдивости, которая стала тогда разрешена, не первой позорной ступенью из ада, а окончательной мерой честности и глубины. Причем они так и остались, а публика проследовала дальше с остановками по всем пунктам. Они сейчас симулируют эту глубину, а видят их почти до дна, во всяком случае, до той густой жижи, которая свидетельствует о близком дне. Эти рыцари - самодовольные и глухие динозавры хрущевской весны. МЫ - ОБЩИЙ ВРАГ В очень раннем еще сталинском детстве мне досталось, не от сестры, а от кого-то сбоку, наследство - карточки с изображением национальных костюмов народов СССР. Сейчас я не помню многого: были там карточки только с женскими костюмами или с мужскими тоже, было их шестнадцать, по тогдашнему числу союзных республик, или были и автономные национальности. Мне упорно сквозь неправдоподобную толщу времени чудится Тувинская АССР. Что я о ней знала очень рано, это точно. Но откуда, если не из этих карточек? Это были фигурки, нарисованные на тусклой сортирной бумаге тусклыми красками. Для твердости сортирная бумага была наклеена на такой же нищенский синевато-серый картон, похожий по цвету и фактуре на тогдашние теплые трико с начесом. Это была вполне уместная вещь для своего времени. Правда, у нас дома, в нищем контрреволюционном подполье, я стремилась к более изысканным и родным орудиям игры, и все же эти необыкновенно примитивные картинки задевали мое сознание. Недаром я их запомнила на всю жизнь, как отложила до осмысления. (Правда, еще лучше я помню свинью - доску с ручками и ножками на штырьках, и серо-черного сатинового мишку со швами от произведенных мною операций по поводу аппендицита, грыжи и заворота кишок. И многое другое. Однако назначение ободранных еще моей сестрой до войны игрушек не вызывало сомнения - играть дальше, а вот эти штуки надо было либо вовлечь в свой процесс и сделать их просто персонажами своей игры, либо отдать должное являемой ими теме и как-то освоить ее. Кажется, было и то и другое.) Мне было семь лет, когда умер Сталин. И то ли детство, то ли сталинизм - это эпоха, когда каждая вещь воспитывала и поучала. Уже тогда, могу поклясться, я ощущала упругую волну назидания со стороны Советов в стилистике этих картинок. Детским чутьем я просекала пропаганду, я их не любила, но часто к ним возвращалась, пыталась совместить их дух с духом моих игр, как бы, чтоб добро не пропадало. Я их разглядывала, я выбирала из них наиболее приемлемые, тосковала от собственной непримиримости к латышскому дурацкому кокошнику, переживала инопланетную чуждость многих косичек на фоне искренней тяги к восточному халату и т.п. Самым свойским был украинский костюм, этот вечный атрибут тогдашних школьных карнавалов. Но и "Ночь перед Рождеством". Я хорошо помню, что ощущала свою обязанность любить братские народы. Не желая подчиняться советскому приказу, я рассчитывала, что я сама, там, впереди, в жизни, полюблю их по-своему, частным образом, в своей жизненной ситуации. Они должны будут оказаться замечательными, отчасти благодаря моей способности их понять. Потом такие именно случаи и бывали, только они прошли, и кто сейчас поручится, что выводы были сделаны правильно. ПИСЬМО ЭМИГРАНТАМ Нет-нет, да и чирикнет хрипло кто-нибудь из дошедших совков, как по асфальту чиркнет, - что ж вы, мол, не едете обратно к нам уже теперь, после того, после этого и разэтакого, вы - такие патриархальные, такие патриоты и скорбно следящие. А и действительно, почему? Да каждому нормальному, нарочно не выворачивающему себе мозги человеку совершенно очевидно, ощутимо и представимо, что это невозможно. Ну, невозможно, пожив там от своего имени, вернуться сюда. Так вот бы вы, дорогие, обладающие таким драгоценным опытом, не вернулись бы - зачем, а честно нам, охреневшим вконец, объяснили бы эту невозможность. Вы были такие же калеки, как мы, носили этот горб, теперь ваша спинка жива, пряма и вертлява, как у молодого зверька, - конечно, горб надеть опять немыслимо и невозможно. Но расскажите нам про него. Он вам ведь так мешал - вначале - там, вы так хорошо его знаете - откуда он растет, чему мешает, что заслоняет и где кончается. Помогите нам узнать, что с нами! А то все какие-то детские отговорки - вот сейчас, только допишу строчку, дочки привыкли, гастроли все расписаны на годы вперед. Это все очень важно, но для человека всегда дело только в самом главном. А самого главного вы нам сказать не хотите? Почему? P.S. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Постскриптум", вып.7 |
Copyright © 1998 Ольга Шамборант Copyright © 1998 "Постскриптум" Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |