мы встретились с тобою в бане
...
баня это уцелевший чудом островок Святой Руси
...
там до сих пор не выветрился русский дух:
дровяной (липовый, березовый, дубовый...)
...
среди торжествующего урбанизма уцелевшая
Русь
...
во Франции публичных бань не найдете
...
льется вода как в святом для индусов Ганге
...
очищается русский человек телом и душой
...
в бане еще дух квасной (если нальют кваса
на камни)
...
в бане жарко как в Индии
...
баня это воспоминание о Индии
...
баня и русская печь согревают русских как
солнце, нет: помогают солнцу зимой
это зимнее солнце
...
я озяб как француз и соскучился по людям и
забрел в маю баню на Марата которую построили
на месте церкви, ее я смутно еще помню, гуляли
там часто с бабушкой
...
я лениво разделся и увидел вошедшего юношу
подумал: какой красивый
"еще не угадав, не зная, не любя"
мы оказались в русской парной как на Таити
...
сейчас я вспоминаю записки Гогена: он отправился
в тропический лес любоваться цветами
и взял с собой таитянского юношу
нести нехитрый скарб
...
Гоген делается полубезумным от страсти
надышавшись цветов
он бросается в прохладную воду ручья
...
как будто мы не знали языка друг друга
...
повинуясь голосу страсти я подошел к нему
...
смуглое тело юноши...
как я понимаю желание варваров бредущих музейною
залой несмотря на табличку-табу "Донт тач"
прикоснуться к прекрасному мрамору
...
несмотря на табличку "Донт тач" забыв о
музейной старухе внутри меня с ее визгом: не трогать, не трогать
я прикоснулся
...
удивленный голос и удивленные прекрасные глаза:
что ты?
но как статуя не сдвинулся с места
...
очевидно мое спокойствие и тепло передались ему
...
он был возбужден
...
самое удивительное: мы были как на острове одни
и эти секунды тянулись
прогулкой Гогена
...
пойду в душ, здесь жарко, сказал юноша
я немного побуду еще
ответил я
...
как томительно все доводить до "кларизма"
...
не лучше ли в темном зале себя самого
крутить все эти картинки
в ностальгическом упоении
...
какой-то долг повелевает крутить это все
еще для кого-то
...
он своей неожиданной красотой преобразил
эту жалкую баню и меня
...
в большом зале где все одеваются и раздеваются
увидев мой взгляд ожидающий он подошел и
сказал: я подожду внизу
...
"внизу, внизу" полные радости слова
...
"вниз, вниз", вот все мое стремление, во всех
движениях
...
вечер перед белой ночью: светлый и тихий
...
он говорит что студент и не отсюда
я говорю что я не студент и отсюда
он смеется: я думал тебе лет шестнадцать
я смеюсь...
...
гуляем по переулкам, болтаем
...
заходим в одну подворотню на Колокольной,
поднимаемся вверх, на последний пролет,
где окно: крыши и небо
...
вижу и сейчас его профиль:
на петербургском небе
...
я открываю и крыши и небо
...
квартал мне знакомый: здесь я родился неподалеку,
в одном из этих домов Гаршин прыгнул
вниз головой в темноту
но неба я здесь никогда не видел
мне хорошо просто так: смотреть не него и говорить
и слушать и можно прикоснуться к нему: не боясь
таблички и грубого окрика
так хорошо и спокойно
...
внизу: хлопанье двери, голоса
здесь: небо почти
...
я бы слукавил если сказал: раздеваться не хочется...
о нет: все бы одежды сразу!
но неожиданность красоты и целомудрие движений
заставляет забыть суеты лестничной любви
...
вспомнил слова про себя одного знакомого:
я же не мальчик чтобы любить на лестнице
(добропорядочный молодой человек, врач
из кантри)
...
я предлагаю: поедем, здесь недалеко
(зову в служебную комнату у финбана)
но надо дождаться девяти часов, у метро у меня
рандеву: девушка должна отдать книгу
...
слоняемся заходим в сквер у "Эльфа",
там сидим на скамейке и продолжаем
болтать
...
спрашивает, читал ли я Фрейда
я отвечаю: немного читал. Помню только "сублимацию"
...
мне весело с ним
...
идем к метро: спрашиваю как зовут чтобы представить
девушке, он называет странное имя: Р.
я ему называю свое. Так мы познакомились.
...
девушка в свое время подарившая мне нарцисс
приезжает откуда-то снизу, из метро
привозит мне рукопись, я представляю их друг
другу. Она почему-то краснеет и очень
быстро уходит. Нет: убегает.
Странно, подумалось мне.
Кажется у всех беззаботное майское настроение
...
Мы спускаемся в метро: там все освещено
едем в служебный кабинет у вокзала
...
снова выходим на божий свет: квартал у вокзала
...
коротенькая аллея: каштан, серебристые ели
...
Дежурной женщине - без пистолета и портупеи, в платье без затей - киваю на юношу: мой друг пойдет со мной. Беру ключ из ячейки деревянного ящика и поднимаемся на второй этаж. Это и есть дежурная комната офицера в африканской (или арабской) общаге.
Место экзотическое: звучат песни как в африканской деревне, или поет муэдзин с минарета Каира. Интерьер комнаты отвечает аскетическим нравам дежурного офицера: диван, два кресла: одно кожаное, другое обтянуто зеленой материей, стул, кровать, стол, телефон, две гантели, прикроватный коврик, шкаф... В то время шел ремонт и в комнату натащили мебели: и стулья стояли на шкафу и мне этот мебельный конструктивизм очень понравился.
...
Мы друг о друге знаем лишь то что он студент а я не студент. Хороший тон не велит задавать вопросы. Для меня это место привычное: для него не совсем как и весь этот вечер. Эта арабская музыка за стеной, и потом африканские тамтамы и интерьер комнаты напоминающий келью и эта странная работа (я говорю ему что здесь я иногда работаю) все для него сюрреально...
У благовоспитанного смуглого юноши не хватает сил "ничему не удивляться" и он спрашивает: где мы? Я отвечаю: в общежитии воспитательного заведения. А кто ты здесь? Меня смешит вопрос. Я отвечаю: воспитатель (смех невозможно удержать). Потом добавляю: у меня одна из древнейших профессий - я толмач. Я и сам понимаю что все это странно и непонятно. Но: задавать вопросы это дурной тон. Человек сам нужное расскажет.
...
У офицеров и монахов те же привычки почти.
У тех и других бесконечные службы.
Опыт аскетического воздержания.
Целомудрие.
...
Исключение составляют городские офицеры:
т.е. офисье-буржуа: урбанистические в мольеровском смысле
офицеры т.е. офицеры-горожане
или: урбанистические креатуры
с женами, детьми, со всем крамом
...
т.е. как белое духовенство: с попадьями,
поповнами, поповичами
...
не то подлинные офицеры, живущие как монахи
в скитах на сопках, точках, дальних гарнизонах,
кораблях...
или "странствующие офицеры": по долгу службы
живущие то среди пустыни, то на море, то
в крымских горах
...
в душе меня тоже разбирает любопытство насчет смуглого юноши: кто он, откуда. Мне приятны его филологические наклонности, это уже несомненная добродетель. Отвлеченность от натурфилософского, изобретательского, от компьютеров, проводов, всего лишающего человека крох души. Я достаю из портфеля черную книгу: воспоминания Франсуазы Жило, одной из жен (невенчанных) смерчеподобного Пикассо. Там вместо закладки статья из газеты о Жане Женэ, вернее: рецензия на фильм Р.Фассбиндера по его роману "Керэль". Чистый юноша не слышал о нем. Меня эта свежесть искренне радует. Я вспоминаю о своем школярском наивизме, о своей былой незамутненности...
виржинитэ эстюдьянтин,
одним словом
...
я извиняюсь перед ним за скудную трапезу: кусочек
сыра, немного молока... все что имею
приятно что и юноша не испорчен излишествами
что ж у студентов много общего с офицерами и монахами
та же неприхотливость, те же аскетические опыты
...
многое пишется (а в жизни тратится) ради каких-то:
не каких-то в смысле сомнительных а
редких минут... когда в озарении любви
человек узнает о другом и себе
...
я чувствовал что передо мной роковой (в смысле
Настасьи Филипповны) юноша
что за внешней сдержанностью, даже виржинитэ
гибельность рока
...
сознает ли он сам этот свой фатализм?
(об этом позже)
...
я с тревогой чувствовал приближение грозы
(душность атмосферы, вот-вот всё небо
затянет свинцово-синими облаками)
с детства сидит в голове картинка "Гроза"
где девочка прижимает к груди или несет на
спине братика: а небо сверкает, льет дождь...
как страшно
в голове офицера с детства живет этот девочкин
страх
...
страха как такового со спазмами нет
есть влечение есть интерес
...
нет, здесь не в кайф: как в африканской деревне
я не любитель экзотики! и ощущений героев и
героинь (синема) скрывающихся для любви
в мэзон де пасс (всп. хотя бы бедную
Бовари)
...
но будет ли другой раз, другое место?
мучительные сомнения
возможно, то же примерно думает юноша
...
зачем я прикасаюсь к нему (риторика)
...
вдруг разговоры (такие милые) стихают...
становится ясным без слов: как громыхание в небе
провал: темнота
...
ощущение которое я испытал школьником
когда ехал на велосипеде из одной деревни
в другую (во время каникул) и был застигнут
грозой в лесу: почти панический страх
куда спрятаться от молний: от небесного
огня
рядом железный велосипед который притягивает
молнии рядом деревья притягивающие огонь
бросив велосипед в кювете
прячусь в кусты
...
смуглый юноша лежит на дежурной кровати
и ждет
...
разумеется: голова говорит "здесь не надо,
как в африканской деревне, или в мэзон де
пасс. консьержка с собачьим оскалом внизу"
а пальцы уже расстегнули все пуговицы
почти
...
одежды (цивильные лишь снаружи, а смысл в
них: сутаны (или мундир) брошены в
кресло
...
голова все еще - как безумная - продолжает
твердить: может не надо... здесь
кругом эта африканская музыка
и телефон только и ждущий чего-то
чтобы зазвенеть
...
голова думает - в параноидальном угаре что-то свое -
а тело льнет уже к
другому телу
...
аромат смуглого юного тела пьянит как тропические
цветы, да: легкий яд тех цветов
...
смуглый юноша "инженю" в делах любви
одна страсть
здесь под музыку африканских мелодий по правде сказать
идеальное место для любви
но давать уроки любви здесь конечно не место
в такое время
...
первый опыт любви
может стать фрустрацией
для горячего юноши (о этот юг)
...
мне же не пятнадцать лет: любовь на лестницах и
чердаках, в таких комнатах которые словно не имеют
стен и открыты для взоров консьержки и негров -
нет все эти экзерсисы не для меня
...
все это не в кайф: как говорят пятнадцатилетние
...
это настроение: "все это не в кайф"
...
так пишут в мемуарах любил Наполеон:
не раздеваясь, почти на ходу (дан ла фулэ)
Я же не Наполеон
...
Наполеон несомненно считал: есть дела поважнее
любви (как Цветаева) это дело войны
...
я считаю что дело войны это... я не считаю войну вообще делом, это дикое состояние, это продолжение политики, политика это концентр.выражение экономики. Это самое отвратительное завершение непоэтических занятий.
...
все равно Наполеон в своем антиделе великий человек
и его любили (справедливо) женщины.
...
этому смуглому отроку не мешало бы дать несколько
уроков любви
...
мне не хотелось чтоб повторялась пастораль
в служебном пространстве военно-воспитательного заведения
...
я лежу успокоенный, мне "грустно и светло"
комната кажется "Красным фонарем"
этот юноша такой (до грубости) наивный в делах
любви, такой инженю!
...
легкое разочарование: от невозможности дать ему
несколько уроков любви
...
это мальчишество: быстрее-быстрее, прямо здесь,
сию минуту...
хорош и я: со своей головой резонер: а может
потом, не сейчас... а сутана уже валяется в
кресле
...
я лежу рядом и глаза затуманены,
весь в возвышенной грусти и светлом покое
...
юноша мой еще не освободился от страсти:
глупый, наивный, неумелый!
вот первый урок
...
тормошу его: уже поздно (с нежностью)
возьми платок, даю ему мушуар де пош
из кармана (я уже почти одет)
...
он внешне статный, т.е. сложившийся, не эфеб
пятнадцатилетний, а в душе...
и такой инженю: наверное только неумелые девчонки
любят (потом он признается, что действительно так)
...
вспоминаю еще: моя голова резонерствовала по-фарисейски (с первым встречным, первый встречный это я)
конечно голова у студентов не для того чтобы думать, а читать учебники
(сам был такой)
...
я был против хард-секса: из фарисейских
соображений гигиены...
...
с нежностью говорю: не сердись...
выходим из комнаты любви
...
он с любопытством читает на дверях португальские
имена и афр.фамилии
...
я прошу пройти со мной до ворот: надо закрыть железные на ключ, я привратник сегодня!
(как в обители)
он читает вывеску: медико-хирургическая академия
(бывшая, основанная еще при Павле, а здание построено при Александре - объясняю как Вергилий какой-нибудь)
...
меня радует что человек еще в возрасте когда
вещи и явления удивляют:
счастливый возраст
иные его вообще не знают а для многих он:
лишь короткая пора в жизни
немногие сохраняют на всю жизнь
что-то всё познают, и с удивлением читают вывески
или обнаруживают в себе какие-то свойства,
какие-то силы...
как этот мой майский студент
...
той же короткой аллеей: капитан и серебристые ели
провожаю его до метро. Уже светлая ночь
...
любовь как поэзия ("и робок первый интерес"): да
любовь как поэзия
...
цифры телефона записаны. "Обещай позвонить"
(не хочется отпускать такого студента)
...
весь круглый павильон метро - как античный храм
дружбы - заполнен грустью прощанья
...
он спускается в "подземку", а я выхожу в белую
ночь
...
сплю в дежурной комнате как и подобает "странствующему офицеру" один
у меня была арьер-пансэ: я думал что он курсант (волосы подстрижены)
любить курсанта из одного с тобой военно-воспитательного заведения: в этом есть что-то развратное
предубежденье подобного рода
удержало в свое время меня от отношений с Сережей
(в калужском отеле)
...
это своего рода промискуитет
в одной военной семье!
...
когда он признался что учится в Театральном
институте, я был растроган почти до слез
ведь театр это не только мое увлечение
с детских лет, мое призвание...
такая близкая и понятная родственная душа...
почти как родной курсант (у меня всегда была
слабость к юным курсантам, со
стриженными затылками: и в фехтовально-гимнастической школе,
и в медико-хирургической академии... особенно
в академии: они тоже в своем роде люди искусства,
тонкие натуры. П.Н., мой профессор все время
расспрашивал меня: ну как там... Сгорая от
нецеломудренного любопытства. Я отвечал ему,
что ни в казарме, ни в заведениях ни с кем не
заводил отношений: такое правило.
К счастью не было никогда сильной страсти которая
заставила бы меня "переступить"...
Я знаю себя: я бы не смог удержаться и как Раскольников
переступил бы, и убил бы в себе
старуху!
...
о театральный студент, ангел в белой ночи
...
(вспоминая о нашем разговоре с Митей в салоне на
Якиманке: о непредсказуемом последствии некоторых
фраз. В книге "Слаще звука..." я упоминал о студенте
из Театрального института... потом: "артистик" моего
голубчика, эпизодический персонаж романа)
как тесно пространство жизни-искусства
...
что ж я не обольщался дав ему цифры телефона:
разве сам я звонил зная цифры?
...
жизнь продолжалась по привычке: було-метро-додо
...
и вот он звонит в воскресенье: сдерживаю волнение
и радость и на его школярский "привет, как дела!"
отвечаю: приезжай сейчас же!
условились встретиться у метро
...
одеваю меценатские (т.е. дареные) одежды и мчусь к
метро: он уже там, сидит и что-то пишет в блокнот...
(выполняет творческое задание)
...
едем в переполненном автобусе
...
проезжаем по мосту: течет река
внизу
...
вот и мой дом на набережной, в предместье (картье попюлэр)
...
я веду себя очень сдержанно, а дистанс
он рассказывает мне о предстоящем экзамене: курсовом спектакле (он учится на режиссерском), о своей постановке сказки Андерсена, изображает всё в комнате. Мне интересно и я не смотрю за окно скучая. Ну мне пора, вдруг заявляет он. И любуется произведенным эффектом: сразу видно будущий режиссер... Ты уходишь, жалко лепечу. - Да, ехать далеко, и неудобно возвращаться поздно, я ведь у людей живу. Боже мой, на моем лице полная растерянность. Он сострадательно: ну, ну, я позвоню! - Утешил: он позвонит... природная финская злость (и жестокость) не позволяют мне уговаривать. Спокойно говорю: я провожу. Он растерян. Я улыбаюсь: очень жаль. Видно, что он испытал большие сомнения перед тем как позвонить. Я понимаю: то что он позвонил и приехал, это уже невероятно. В прихожей, где так тесно двум телам, и несмотря на сильное сопротивление их все же притягивает друг к другу, он спрашивает: ты разочарован? - Разве не видно? (вспоминается все то же: как ты красив проклятый!) Идем дальней дорогой к метро, погода чудесная: скоро вечер незаметно станет ночью. Видно что он хочет высказать свое кредо (профессьон де фуа) по "теме": у меня в М. есть женщина. Дурачок милый, ну и что? У меня хорошее настроение: мы идем, мы говорим. Говорю себе: довольствуйся этим. Вспоминаю строки: нет, ночи с тобою мне даже не снятся...
...
утешает всем своим видом меня: какой добрый!
Редкое сочетание красоты и доброты
я почти утешен
...
провожаю его далеко, еду почти до центра с
ним: не хочется расставаться
...
опять грусть прощания: электричка моя...
позвони! - хорошо!
какая рука нежная...
...
что потом? как в песне: э ла ви континю...
жизнь продолжается.
как продолжается: непонятно. Не помню, что
было до следующего звонка. Рутинное, наверное,
ежедневное. Главное через сколько-то дней или
недель зазвенел телефон. А!
как в ссылке поэта колокольчик одинокий!
...
и я судьбу благословил
...
он приглашал меня на курсовой спектакль и
просил "крыши" на две ночи: хозяева
уезжают на юг... - да, да, разумеется!
машинально отвечаю. В голове же сомнение: после
профессьон де фуа на набережной?
в голове фервиррунг!
...
все приближается к той белой ночи
а пока...
...
звонок накануне спектакля: приходи к четырем часам в
телестудию
...
курсовой спектакль играется в телестудии
...
я прихожу в условленный час (сердце, по Экзюпери, одето
торжественно): жду смиренно на ступеньках телестудии...
светит солнце, чудесное богемное место, думается мне
...
все страсти улеглись к этому часу: мне хорошо сидеть
и ждать
...
вот он вышел: высокий стройный - в белой рубашке и
черных брюках - сердце замирает: я никогда не видел
его таким
я сижу чуть поодаль от входа, на ступеньках и он
не сразу замечает меня, а я не спешу дать знак о
себе: так мне хорошо...
он увидел двух знакомых театральных женщин (одна
старая, другая юная), подходит к ним и обменивается
любезностями. Мне доставляет несказанное удовольствие
наблюдать за этой сценой.
Неожиданно он поворачивает голову и видит меня,
сидящего спокойно на ступеньках:
улыбающегося от солнца и всего.
Он галантно раскланивается с театральными дамами
(Боже мой: как я люблю театр!)
и поднимается ко мне. Смущенный.
(Милый, сознает свою неотразимость)
Говорим ничего не значащие фразы: вернее, всё значащие
в интонации, в тембровых нюансах окрашенных
чувством. У него приятный южный акцент, но сам он русский.
...
- Пойдем там для тебя заказан пропуск. - Какие церемонии!
Проходим через стражу (старуху): дикая старуха спрашивает меня когда я предъявляю свое зеленое удостоверение офицера: а где паспорт? приходится объяснять что у военных паспортов не бывает. Меня эта сцена приводит в восторг: так торжественно строго перед студенческим спектаклем.
- Хочешь посмотреть студию? предлагает он.
Хочу, соглашаюсь кротко.
Он показывает мне разные студийные помещения, я считаю долгом изображать любопытство. Интереснее всей мебели, интерьеров и аппаратуры он сам: в белой рубашке и черных брюках - перед спектаклем.
Потом просит меня посидеть немного в фойе до начала спектакля, ему надо идти: последние приготовления... Его естественное волнение и возбуждение перед спектаклем-экзаменом передаются и мне. - Иди, иди! тороплю его, сам усаживаюсь в кресло и достаю книгу Элюара (белая обложка с алыми буквами: ле дерние поэм д'амур). Такое настроение...
...
- Все готово, он приходит за мной и ведет в зал. Зал круглый, как амфитеатр, только без ступенек. Как планетарий крохотный. Сцена торжественно украшена. Публика состоит из педагогов, экзаменаторов и сочувствующих: друзей, знакомых, родных. "Вот мой восторг в тот вечер в темной зале"! Подобной атмосферы я давно не ощущал на спектаклях. Очень часто собирается случайная публика и это снижает накал, и актерам трудно играть в холодном или чуть теплом зале. Здесь же все зрители и актеры - они же постановщики своих мини-спектаклей - были согреты взаимным чувством. Конечно, в камерных театрах есть свой шарм. (вот уже звучит музыка, выходят актеры-студенты и руководитель курса представляет их) Спектакль, состоящий из нескольких постановок, начинается. Все было сыграно с блеском. Много музыки, света.
...
Потом тихая грусть как после любви.
...
после спектакля публика расходится по домам, а студенты остаются на разбор.
Я расхожусь по домам, а он остается. Мы условились встретиться вечером у метро. Ему еще надо заехать на квартиру где он жил до этого и взять свои вещи.
мне хорошо возвращаться после спектакля:
настроение как после спектакля!
я захожу в кафе и мне приятно побыть немного еще
с народом в такой чудесный день
...
поздно довольно звонок звенит, наконец выезжаю,
встречай. к метро еду белой ночью.
звоню женщине и говорю чтобы не ждала
...
вот и он появился из стеклянных дверей метро
в одежде бродячего студента, с сумками
но не такой как иные студенты: лохматые, рассеянные, неопрятные, сутулые
подтянутый, целеустремленный, ...
...
ждем автобус, едем ко мне
по дороге рассказывает как отмечали окончание
курса, как он устал
...
немного пьяный от шампанского студент
и я слегка возбужденный после спектакля
...
привез коробку конфет с нарядной тесьмой:
вот наши конфеты (из южного города)
- это все лишнее (главное, что ты здесь)
...
незначительные разговоры, а за окном уже белая ночь
...
в воздухе чувствую какую-то стену: юноша не решил
для себя как ему жить... это понятно: хайклес тема
...
м.быть ляжем спать?
где мне лечь? - ты не хочешь со мной?
я очень устал. Ты очень устал, я понимаю.
...
Я потом вспоминал Святого Антония и его искусителей.
Искусители отвратительны. Тем прекраснее твоя добродетель, юноша.
...
Все-таки мы лежим на одной кровати: он холодный как мрамор и мне не хочется прикасаться, вернее: страшно как в музее. Ведь я привык исполнять
написанное на табличках.
хорошо что ты такой целомудренный, говорю я ему.
- я совсем не целомудренный. (наивный, он куражится). Я просто очень устал.
Ладно, давай спать. - Нет, я пойду на другую кровать
а то тебе не уснуть.
Я постилаю ему на диване. - Спокойной ночи!
...
Возвращаюсь на свою сиротскую постель.
Белая ночь - нюи бланш - по-французски: бессонная
ночь.
и ему не спится из-за своей усталости и целомудрия.
Насчет нравственности я солидарен с ним: нельзя уступать. Я тоже был непреклонным с многими.
Строгость юноши мне импонирует. Он становится еще желаннее.
Злопамятный юноша не забыл урока любви в служебной комнате.
Милый инженю! Мон пети артист!
"Только с милым мне и непреклонным" вспоминаю эти
строки в белой - бессонной - ночи.
...
Под утро мне приходит в голову такая мысль:
слава Богу что...
да: вдруг это ангел постучался в ночи как в дом
к содомскому жителю...
о Господи! спаси и сохрани
...
утром встаем с тяжелыми головами и в то же время
какая-то легкость в первый летний день
...
ночь танталовых мук, монастырская ночь
...
я приготовился пережить этот день как муку, как
наказание за мою привязанность к нему: я себе давал
слово не привязываться
...
я весь выпит ночью, я злой: и скрывать свою злость
не собираюсь
у него на лице странное раскаяние
...
на кухне готовит себе отвар из трав. Дает мне попробовать: горько! Вспоминаю розановский императив: пейте горькие травы!
травы ему дал йог: юноша верит в оккультные знания, интересуется эзотерическими
вещами. Стремление к обскурантизму, к "сумеркам просвещения" мне понятно: такое время.
Мрак "вечной женственности" окутывает как ночь: обещая отдых от забот, звездное небо, холодный свет луны. Это мрак материнской утробы.
Это теплота и защищенность, да: в великой мудрости много печали!
...
предлагаю заехать в мой офис чтобы я отпросился у
курбаши, едем ... настроение у меня отвратительное:
на моем лице написана разочарованность...
День теплый, чудесный.
Поднимаемся ко мне, пока я отпрашиваюсь, он сидит в
моем кресле...
Юноша осветил всю службу (артистическим сиянием):
ей этого не хватало.
...
потом потащил меня в видеосалон: в быв. Голландскую церковь, библиотеку им.Блока. Сеанс 12 часов, фильм Формана "Волосы". Форман, это класс, надо смотреть. Мне все равно, день отдан ему. До начала есть время идем в подвал пить кофе. Фильм американский: странный, музыкальный. Мне интересно, я смеюсь. После белой ночи солнечный день: и этот американский день с музыкой. Мой юноша смотрит на меня, а я время от времени на него. Что-то теплеет. Не досмотрев сумасшедший фильм, выходим на Невский. Там попадается знакомый со службы (Ф.Ф., эпизодический персонаж романа. Тот кто прославился двадцатипятилетней дружбой с полковником Е.И. В романе сказано: "если бы президент узнал об их трогательной дружбе то наградил бы обоих медалью"). Ф.Ф. любопытен и потом будет задавать вопросы о юноше
Спешу раскланяться с Ф.Ф., советую ему поспешить на службу: время позднее.
Обедаем в кафе (там где я почти завсегдатай).
И снова: солнечный Невский. Солнце заполняет не только проспект, но и мою голову солнечной пылью.
Куда идем? Звонить домой в М. предупредить родителей о возвращении: завтра он улетает к себе.
Пока он звонит домой, я жду на улице, и думаю как тяжело c людьми.
Потом проходим под Триумфальной аркой быв.Главного штаба: на площади полно людей, весело. Люди размахивают анархистскими флагами: черные с белыми черепами, у колонны митинг анархистов. Люди одетые под Махно о чем-то говорят. Замечаю в толпе знакомое лицо: молодой человек продающий анархистские газеты - поэт, ходил в сенакль к мэтру и читал свои вирши. Он же и музыкант и анархист с длинными черными волосами.
Я сочувственно отношусь ко всем политическим заблуждениям: настроение у меня становится солнечным, и я беседую с черноволосым поэтом в куртуазной манере.
Я даже испытываю чувство радости оттого что попадаются поэты среди бела дня, среди анархистов, под александровской колонной.
Мой студент хочет снова в кино: что с ним делать?
Идем искать кино: по дороге смотрим витрины. Мне интересно, потому что всё в диковинку: и поиск кино, и витрины, и солнечный день. А в голове звучит музыка сумасшедшего фильма. Мы проходим весь Невский: на площадке у входа в метро (на месте церкви) поют кришнаиты. Мне симпатичны их лица, цвет одежд, музыка. Кайф!
Юноше тоже нравится. Идем дальше: всё ищем кино. В "Спартаке" ничего интересного, в салоне библиотеки Грибоедова поздно сеанс. Слава Богу, думается мне.
Такое бродяжничество. По дороге беседуем на разные темы: он чист как восковая дощечка. Такому красивому надо блюсти целомудрие: иначе станешь Альфонсом. Я поощряю его интерес к трансцендентальному. Рассказываю что в мои ученические годы я жил как в монастыре. То было время удивительное: я был погружен в науки и помыслы мои были чисты.
Доходим незаметно до Летнего сада. Делаем там остановку.
Под липами в Летнем саду. Тихий вечер. Наверное, таким же сладким был отдых на пути в Египт. После поиска синема ноги гудят, в голове музыка сумасшедшего фильма.
И солнечная пыль!
Никогда не догадаетесь, кто показался в конце аллеи.
П.Н.! профессор из романа, приятный мужчина, стройный, высокий, с пшеничными усами и легкой сединой.
Радость узнавания и несказанное любопытство.
Р. на минуту удаляется, я П.Н. советую не затрагивать "тему" при невинном юноше. - хорошо, хорошо!
Беседуем непринужденно, П.Н. - блестящий собеседник, воспитатель из быв.Сиротского николаевского дома.
Насидевшись вдоволь под липами идем прогуляться, провожаем П.Н. до остановки, прощаемся.
Неугомонный студент хочет в театр. Что ж пойдем в театр, на Рубинштейна, тем более на мою родину.
В знаменитом маленьком театре что-то неинтересное или проданы билеты: не помню уже. Может вернемся домой?
Да, поедем домой! Я чувствую как юноша изменился за этот день. Да и я стал другим: от музыки, солнца. Забыл досаду той ночи. Ни на что не надеюсь, а просто вернуться бы в дом.
В метро так приятно сидеть с людьми: они устали и возвращаются домой. Юноше говорю: ты наверное устал? Я-то привычный к дорогам. Он: я тоже часто хожу пешком на работу, с работы. Рассказывает мне о своей дороге: в гору, с горы. Я все представляю в романтической дымке. Я устал, мне хорошо с другими усталыми людьми ехать домой. Он милый... В автобусе появляется прилив нежности. Он улыбается.
...
Вернулись домой! Такой день: неожиданный, солнечный, для меня совсем новый. Я вел себя как студент двадцати двух лет. Я устал, мне хорошо. Пьем чай и смеемся, вспоминая разные багатели. Шума полна голова.
В комнате он просит меня почитать: я читаю из романа. Ах, не следовало бы некоторые вещи читать! Я-то думал: все кончено между нами... Он вдруг спросил меня о П.Н.: было ли что у нас. Я улыбнулся: о очень давно, мы знакомы пятнадцать лет (не похоже?), тогда он был студентом как ты, а я учился в школе...
Мы сидим на диване: вернее, я сижу, а Р. лежит. Из себя надоело читать: как-то нескромно, да и неинтересно, знаешь уж все наперед. Лучше почитаю тебе из Цветаевой, хочешь?
- Хочу!
Достаю с полки книгу и сажусь рядом, спрашиваю: не слишком близко? Он: нормально.
Может ляжем и я почитаю?
- Хорошо. (Хорошо!)
Мы раздеваемся (опять: поспешность в снимании одежд) и лежим в кровати. Нет, еще не лежим, а сидим; он спиной к стене, а я по-турецки рядом.
Читаю из Цветаевой: с редким чувством. Он меня вдохновляет. Я все еще не верю, что он рядом... "победа твоя - поражение сонмов"
как он слушает стихи: не только слухом, но и
внутренним чувством... он видит стихи!
"там где кончается любовь - там подступает смерть
садовница": не могу больше читать
даю полотенце: можешь сходить в ванну
чистое смуглое тело в ночи. Свет потушен.
...
какие-то слова сказанные шепотом, смех (наверное,
воспоминание о фильме)
тела настолько близко что кажется они не различают
друг друга
"я люблю твое тонкое имя"
это не говорится: ясно все без слов
слова не произносятся
совершается таинство любви
...
"о чем вспоминаем мы днем с улыбкой и сладким стыдом"
(из забытого поэта)
да: с улыбкой и сладким стыдом
...
утром: грустная песня Джо Дассена о последней
электричке уходящей в ночь. Время расставаться. Собираемся
в дорогу: мой студент улетает домой. Нежная грусть во
всем. - Я приеду в июле, через месяц. - Позвони! - Ладно.
Говорим мало, больше молчим и смотрим друг на друга.
Примечания
Мистэр дю метье - тайны ремесла (фр.)
Рюм де фуэн - сенная лихорадка (фр.)
Донт тач - не трогать! (англ.)
Финбан - Финляндский вокзал.
"Эльф" - кафе, наследовавшее знаменитому "Сайгону".
Крам - барахло (нем.)
Виржинитэ эстюдьянтин - ученическая невинность (фр.)
Мэзон де пасс - дом свиданий (фр.)
Дан ла фулэ - наступление с ходу (фр.)
"Красный фонарь" - картина Бенуа.
Мушуар де пош - носовой платок (фр.)
Арьер-пансэ - задняя мысль (фр.)
Було-метро-додо - работа-транспорт-дом (фр.сленг)
Картье попюлэр - народный квартал (фр.)
А дистанс - на расстоянии (фр.)
Профессьон де фуа - исповедание веры (фр.)
Э ла ви континю... - И жизнь продолжается... (фр.)
Фервиррунг - смешение, хаос (нем.)
Ле дернье поэм д`амур - "Последние песни любви", одна из последних книг Элюара.
Хайклес - трудная (нем.)
Сенакль - кружок (фр.)