КОЗЛОВСКИЙ
Из дверей выходили студенты, Сычев поймал одного за рукав.
У тебя Козловского лекция была?
Студент кивнул.
Свободен.
Он отвернулся и начал спускаться по ступеням. Мимо проскочили две в вязаных шапках, наверное, первокурсницы.
Эй! крикнул Сычев.
Студент резко обернулся.
А Сычева знаешь?
Он у нас не вел, студент натянул на голову капюшон и зашагал по дорожке к воротам.
Сычев спустился вниз и подошел к скамейке, которая стояла напротив входа в институт. Сел на спинку, поставив ноги на сиденье, и закурил. Рядом стояли первокурсницы. Левая, в белой шапке, что-то рассказывала, широко открывая глаза и притоптывая ногами. Правая, в розовой шапке с глупым помпоном, слушала левую и улыбалась краем рта.
Здрасте! хором сказали студентки.
Мимо прошел человек с портфелем, в пальто и без шапки. Он кивнул в ответ, переложил портфель в другую руку и зашагал дальше. Сычев бросил окурок в снег, спрыгнул со скамьи и быстро пошел за ним.
Человек вышел за ворота. Сычев шел сзади, глядя на сутулую спину. На углу они свернули направо в переулок и пошли вдоль железной ограды. Сычев оглянулся, людей близко не было.
Ты Козловский?
Человек остановился и, обернувшись, кивнул. Сычев подошел ближе.
Я вас знаю, сказал человек. Вы его сын.
Сычев сделал движение руками, чтобы снять перчатки, но передумал.
Примите соболезнования, Козловский смотрел ему в лицо. Я звонил вашей матери...
Замолчи.
Козловский сделал шаг назад и дернул губами.
Ты взял деньги, сказал Сычев. И не отдал.
Не понимаю.
Ты даже не собирался отдавать.
Не понимаю.
Ты его обманул.
Козловский тяжело дышал, изо рта шел пар. Губы были сухие и потрескавшиеся. Сычев перевел взгляд на переносицу.
Он мне сам сказал.
От удара Козловский упал.
Встань, сказал Сычев.
Тот помотал головой. Сычев нагнулся, схватил его за воротник пальто и попробовал поднять. Козловский не шевелился, из носа капала кровь. Какая-то женщина крикнула "А вот милицию!". Сычев выругался, и Козловский закрыл глаза.
Черт с тобой!
Он разжал руки и быстро зашагал прочь. Свернул в какой-то двор, прошел его, оказался в следующем и, увидев открытую дверь, вошел в подъезд. Дом был пятиэтажный, Сычев пешком поднялся на последний этаж и, сев на лестнице, укусил себя за руку. На площадку вышла женщина с помойным ведром. У нее были ярко-рыжие кудрявые волосы и тонкие ноги.
Ты чей, солдат? спросила она и рассмеялась, открывая красный рот.
Сычев встал и, вытирая лицо, пошел вниз. Выйдя из подъезда, он свернул влево и оказался на улице. Рядом был вход в метро, кричали продавцы еловых веток, выл одноногий у таксофона. Люди толкались и скользили по льду, их было слишком много. "Мама, дай руку!" крикнул рядом мальчик в белой вязаной шапке. Сычев развернулся и побежал вниз по улице. Сначала он задыхался, но потом стал считать шаги раз, два, вдох, раз, два, выдох, и все прошло.
ЗЕЛЕНЫЙ ЛИФТ
Она ковырнула ложечкой творожную массу.
Мне нужно, чтоб это был ваш всплеск.
Мармот поежился и сказал:
Мы бы хотели сначала прочесть сценарий.
Сценария нет. Все у меня в голове.
Она отправила в рот порцию массы.
Это воспоминания женщины. Однажды к ней заходит погреться мужчина, у них происходит странная история, которая, однако, ничем не кончается. И девушка начинает петь джаз.
Она отхлебнула из стакана.
Слов в пьесе нет.
Она отодвинула коробочку с массой.
Это выход эмоций. Спектакль ни на что не претендует. У меня не хватило драматургического дара придумать конец. Вы как драматурги...
Мармот под столом наступил мне на ногу.
Вы можете ее переделать всю. Внести новое звучание.
Женщина замолчала и посмотрела на меня. Я посмотрела на Мармота. Мармот посмотрел на грача за окном и сказал, что для нас это сложно: ни слов, ни сценария, нам пора идти, приятно было познакомиться.
Дурацкая идея представиться драматургами, пробурчал Мармот, когда мы вошли в зеркальный лифт с зелеными дверьми.
Твоя идея, ответила я.
Надо было свалить, как только она сказала, что денег нет.
Как-то невежливо.
Мармот махнул рукой. Загорелась цифра "один", двери раскрылись, и мы оказались лицом к лицу с Наседкой. Наседка закудахтала.
Куда? Вас ищет Вячеслав Петрович!
Кто?
Вячеслав Петрович Кучинский. Ему нужны драматурги, и поскорее.
Она запихнула нас обратно в лифт и нажала пятый этаж.
Комната 541, кудахтнула Наседка на прощание.
Мы высадились на пятом и стукнули в 541. Оттуда высунулась жующая борода.
Молодые драматурги? Очень хорошо. Посидите в креслах.
Борода скрылась. Мы бухнулись в черные кресла и вытянули ноги.
Может, денег хочет дать? сказал Мармот.
Тебя кто-нибудь когда-нибудь искал, чтобы дать денег?
Мармот вздохнул.
Что это они все едят?
Голодные.
Дверь комнаты 541 открылась, и появился Кучинский. Он подсел к нам и наклонился к мармотовой голове.
Приятно видеть культурных людей.
Угу, согласился Мармот.
У нас тут литературные гостиные проходят, продолжил Кучинский. Собираемся, обсуждаем. Под виолончель. Чай пьем, задушевная атмосфера, сами понимаете.
Мармот кивнул. Я тоже кивнула.
Вы, как драматурги, могли бы поучаствовать. Сегодня разговор о мейстерзингерах.
О швейных машинках? переспросила я.
Кучинский моргнул.
Начало через 20 минут. В актовом зале. Будут гости из литераторов.
Кучинский встал, развел руки и сказал "добро пожаловать".
Да, ответили мы, встали и пошли к зеленому лифту.
Не даст денег, сказал Мармот.
Мы вошли в лифт, посмотрели на наше отражение, и Мармот нажал "стоп".
Эй, вы застряли?
Ты кто? спросил Мармот.
Ответственный по лифтам, ответил голос из стены.
И много у тебя лифтов?
Побольше твоего. А ты кто?
Мармот.
Застрял?
Нет, отдыхаю.
Закругляйся, главному на третий надо.
Пусть пешком ходит. Полезно.
По мне хоть летает. Только я на работе. Так что выметайся и ты, и твоя мармотиха.
Мы идем по мраморному полу, открываем белые двери и выходим на улицу. Над нами пролетает грач.
Не вышло, говорит Мармот.
Я вытаскиваю из кармана листок в клетку, карандаш и начинаю писать.
Молодые поэты?
СЕМЬ ШТУК КАКТУСОВ
Если мне приходилось возвращаться домой поздно, я шла длинной дорогой, мимо двадцатого дома. В этом доме на третьем этаже, в окне с рыжей занавеской торчали семь штук кактусов. Толстые приземистые и длинные изогнутые, они торчали весело в ряд, и я каждый раз радовалась, когда проходила мимо в темноте. Наверняка там жили неплохие люди, с такими кактусами.
Однажды под этим окном ко мне подошли двое и попросили сумку.
Я сестра такого-то, сказала я, потому что в нашем районе боялись брата.
Они взялись за ремень и потянули сумку к себе. Возможно, они пришли с запада, где стояла академия и торговали героином. Или с севера, из бывшей комсомольской школы, где торговали травой. В любом случае им было наплевать они не знали брата.
Тот, что повыше, начал рыться в сумке.
Идиот, там ничего нет, сказала я.
Он негромко выругался, но все равно забрал сумку с собой. Уходя, они толкнули меня так, что я села на асфальт. Я слышала, как они смеялись.
Ты же девушка, сказал тренер.
Ну и что.
Он определил меня в группу начинающих, хотя я предупредила, что занималась карате в пятом классе. В группе боксировали десять школьников и один милиционер Рыбаков, которого направили сюда для приобретения боевых навыков. Рыбаков был толстый, с тонкими ногами, быстро потел и в бою вел себя как пугливый сурок: втягивал голову в плечи, жмурил глаза и лягался левой ногой. Лягаться было запрещено, и в наказание милиционер отжимался.
На первой тренировке меня поставили в пару с Тимохой, самым старшим из школьников. Ему было двенадцать лет, но он здорово бился, и уже через тридцать секунд я сидела на полу и не могла выговорить ни слова
В диафрагму, довольно отметил тренер. На сегодня хватит, иди к зеркалу и по пятьдесят раз прямые с каждой руки.
Я отдышалась, пожала Тимохе руку и пошла к зеркалу. В это время в зал вошли бывшие ученики тренера в кожаных куртках. Они опустились на скамейку и начали говорить с тренером, разглядывая нас, как лошадей в загоне. Я оказалась к ним ближе всех, потому что скамейка стояла точно под зеркалом. И чем дольше я думала о своей грязной майке и потной роже, тем хуже я работала, и тогда один из них встал и показал мне, как надо. От него пахло одеколоном, но не сильно, а в самый раз.
После тренировки я пошла к брату он возился в гараже с серебристой японской машиной. Подняв капот и согнувшись пополам, брат ковырялся с какими-то проводами.
Я красивая?
Он выпрямился, вытер руки тряпкой и отвел мне волосы назад. Прищурился и, отойдя, вынул деньги.
Сходи в парикмахерскую.
АТОМНАЯ БОМБА
После девятого класса всем, кто не сдал математику на пять, пришлось уйти. Из нашей школы делали гимназию. Надо было искать новое место. Я принесла в вечернюю школу аттестат, написала заявление и меня сразу приняли. До этого я была в двух обычных школах, но там хватало своих троечников.
Первого сентября занятия начинались в четыре, но я пришла в половину, потому что волновалась и не хотела опоздать. В коридорах никого не было, в кабинетах пусто, я поднялась на третий этаж и только там обнаружила живых людей. Ребята лет двенадцати сидели у стены на корточках и курили. Я посмотрела на пол линолеум был весь в черных пятнах от окурков.
Курильщики о чем-то заспорили, матерясь и крича друг на друга. Из дальнего кабинета выглянул парень с толстыми щеками и крикнул, чтобы они, уголовники чертовы, замолчали. Они замолчали, но когда он скрылся за дверью, дружно показали средние пальцы и загоготали. На двери висела табличка "Русский язык и литература".
Я спустилась на второй, чтобы узнать у директора, в каком я классе и что у меня сейчас будет. Дверь в кабинет была открыта, я увидела стол, за столом пятерых женщин и директрису. Они сидели, закрыв глаза и положив ладони на стол, а директриса медленно повторяла:
Мы спокойны и доброжелательны. Мы не помним ничего плохого. Они наши ученики, мы их учителя. Мы не помним ничего плохого.
Мать хотела, чтобы я училась в университете и получила диплом. Я выбрала исторический. История меня не особо интересовала, но в вечерней школе была хорошая учительница к ней на уроки приходили даже те, кто появлялся только чтобы получить четвертные оценки. Она умела рассказывать и говорила о Гитлере или атомной бомбе так, будто ничего важнее в нашей жизни нет. Она даже о Миттеране так говорила.
И когда нам выдавали аттестаты выдавал учитель литературы, тот, с жирным лицом, и она пришла с нами попрощаться, я сказала, что пойду на истфак. Кажется, ей было приятно.
На экзамене университетские тетки меня вконец запутали, а потом спросили, в какой это школе я, интересно, училась. В это время мать ждала в коридоре. Я вышла с двойкой, и она тут же потащила меня в кабинет к усатым мужикам. Они сидели с чашками в руках, на столе у них лежали открытые коробки шоколадных конфет, и они не встали, когда вошла моя мать.
Напишите бумагу на имя ректора, посоветовали усачи.
И мать ушла писать бумагу, а меня оставила слоняться по коридору, набитому такими же неудачниками и их родителями.
Это борьба, разводил руками коротконогий отец, пока его длинный сын горбился у окна, вытирая щеки.
Ничего у нас не вышло.
СНЕЖНАЯ СОБАКА
На стекле помадой написано: "Сырков дурак". Идет дождь, по карнизу стучат капли. Открываю окно, высовываю голову на улицу и глубоко вдыхаю.
Скрипит кровать, я поворачиваюсь. Сырков трет лицо и потягивается.
Башка трещит. Ты как?
Нормально, говорю я.
Чай будешь?
Он встает, надевает шорты и выходит из комнаты. Шаркает по коридору, хлопает дверью, включает воду. Я начинаю одеваться.
Вчера вечером играла группа "Скалка". Полина пела про человека в цветных трусах, который упал с шестого этажа и "дело швах!" На басу играл Сырков, на ударных Иваныч, на гитаре носатый К.Б.Неврубель.
В перерыве я зашла в гримерку.
Как жизнь? спросил хмурый Сырков. Он уже выпил и хотел спать.
Леночка пришла, икнул откуда-то из угла Неврубель.
Иваныч кивнул мне и накрыл Неврубеля курткой.
Она своего Рыбака ищет, сказала Полина, разглядывая себя в зеркале.
Я сунула руки в карманы и спросила:
Ну, и где он?
А я знаю, Полина подкрасила губы. Нужен он мне.
Он уже уехал, сказал Иваныч.
А, сказала я.
Неврубель смотрел на меня из-под куртки.
Поехали с нами, предложил Иваныч. Пивка попьем.
Дома никто не ждал, и я согласилась. Сначала пили у Неврубеля, потом перебрались курить к Сыркову. Понемногу все разошлись, остались я и Сырков.
У меня только одна кровать, сказал он и снял свитер.
"Ну и пусть", подумала я.
Громко свистит чайник. Иду на кухню и снимаю его с плиты. Из ванной выходит Сырков.
Я заварю. Мыться пойдешь?
Моюсь и наблюдаю за двумя деловитыми тараканами. Тараканы бегают по желтой кафельной стене и шевелят усами.
Выключаю воду, трогаю полотенце и решаю, что высохну и так. Потом иду пить чай.
Сырков сидит, скрючившись, на табуретке. Он худой и незагорелый. В общем, ничего. Но с ним неинтересно.
Тебе сколько лет? спрашивает Сырков.
Восемнадцать.
А я думал двадцать.
Он берет со стола маленький пакет.
Держи. Тут еще осталось. Покуришь как-нибудь. Бери, бери!
Сырков перегибается через стол и сует пакет в карман моей рубашки.
Я тебя провожу до метро. Мне молока надо купить.
Мы выходим на улицу. Дождь кончился. На асфальте валяются толстые дождевые червяки.
Терпеть не могу, Сырков аккуратно через них переступает. Что им в земле не сидится? Обязательно надо на дорожку выползти.
У входа в метро Сырков спрашивает мой телефон, я говорю, и он повторяет.
Запомнил. Я позвоню. Ну, пока, он целует меня куда-то в ухо и идет к магазину "Продукты".
Я подхожу к своему дому и еще от гаражей замечаю машину Рыбака. Она стоит у моего подъезда.
Однажды зимой мы катались по какому-то полю за Кольцевой. Колесо попало в яму, мы чуть не перевернулись. Час пытались вытолкнуть машину, а потом залезли в салон греться. Пришли два мужика в тулупах и с большой собакой, стучали по крыше, но мы не вышли.
Мы смотрели на собаку.
Собака была белая, только нос и глаза черные. Сидела на снегу и молчала.