Ася ШНЕЙДЕРМАН

Санкт-Петербург


        Вавилон: Вестник молодой литературы.

            Вып. 3 (19). - М.: АРГО-РИСК, 1995.
            Обложка: Ольга Трофимова (рисунок), Дмитрий Кузьмин (дизайн).
            ISBN 5-900506-21-5
            [Без паг.]



    * * *

    Все уже было. Все было.
    Не было только того,
    чтобы все перестало быть, оттого
    что все уже было.

    Достаточно белых листов
    на черном "Рейнметалле"
    машинистки в приемной
    (клавиатура - клапаны флейты).

    Оркестр выдохнул фразу,
    музыкант разобрал инструмент -
    мундир, застегнутый наглухо,
    сунул в бархатный зев футляра,
    точно в мягкий диван
    под дверью большого чиновника
    (вечно "ушел на обед")
    и ушел на обед.

    А другой,
    несмотря на смотрительниц -
    муз, одряхлевших на службе Искусству,
    хвать деревянную дудку
    (вздутый шрам на лице натюрморта),
    в бороду спрятал
    звуки - хрустальные капли,
    руки - беспалы.

    Говори!
    Что ты хочешь сказать
    тем, что ты говоришь,
    тем, кому говоришь? -
    Не сказать -
    обозначить молчание словом.

    Эту зиму река пролежала,
    открытою раной дымясь.
    Будет лето -
    и будет кому нажимать
    на мостов разведенных железные клапаны.


    * * *

    Пробковое солнце качается
    на поверхности лимана,
    вышвырнутого в степь
    как бутылка с координатами кораблекрушения,
    зашифрованными
    в настое тысячелетней выдержки
    пены
    перьев
    теней пролетающих уток
    вскриков и всплесков
    шелеста крыльев и диких маслин
    отражений
    шершавости воздуха
    горечи солончаков -
    маслянистый пузырящийся драгоценнейший перегной
    это и есть Искусство.

    Наше дело -
    раскупоривать сосуды,
    грязи грузить
    в чугунные вагонетки
    на пяди земной
    между морем и озером
    за шлагбаумом
    под запретительным знаком
    первой санзоны.

    На закате
    сюда приходят
    городские мужчины и женщины
    собирать стеклотару.


    * * *

    Безымянный,
    от бездны забот
    обезумевший
    путаник путник
    перед сном на балкон
    вышел выкурить пару без фильтра,
    подышать;
    загляделся на ближнюю звездочку -
    плохо закрученный шпунтик,
    и обратно -
    в тесноту, в неуютную комнату -
    шасть.

    Занавески задернуты,
    задраны дикообразно
    иглы колких антеннок
    на крышках жилых коробков.
    И луна
    полоумная, ополнолунев,
    буксует
    в строительной луже,
    кожу нежную
    до крови обдирая
    с обоих боков.


    * * *

    Серая кошка
    на листьях каштана,
    обломках минувшего лета,
    с тощей креветкой в зубах
    под скамейкой без спинки -
    простой,
    как времени ход,
    неудобной,
    точно скамья подсудимых, -
    между бетонными жерлами урн,
    готовыми оповестить побережье
    о конце живого сезона
    и начале мертвого
    отсутствием мусора
    серым сентябрьским утром,
    вперившим в меня,
    человекокреветку,
    прозрачный до полосатого дна
    море-глаз.

    На песчаных страницах Книги выбытий,
    разлинованных граблями,
    перелетные птицы
    ставят автографы.

    Бесполезный висячий замок
    цепляется ржавой клешней
    за раскрытую настежь калитку платного пляжа.

    На столах курзальных кафе
    жуки кверху лапками -
    стулья.

    На столбах -
    старая кожа -
    обрывки афиш.

    Все прозрачно, раскрыто, пустынно,
    и кажется:
    суть вещей выходит наружу.

    И когда бы не тропы,
    опутавшие пустыри,
    не дребезжащий голос трамвая,
    когда бы не я,
    то Господь бы решил:
    завтра - шестой день творения.


    * * *

    Плутавший в коридорных лабиринтах
    под вечер
    заигравшийся малыш
    случайно выбредает к шумной зале,
    конфузится
    и - в материн подол.

    Так, проведя весь день
    с полузнакомым,
    но близким городом,
    смертельно утомившись от тревоги,
    что он вот-вот, сославшись на дела,
    уйдет,
    едва махнет рукой у ближнего угла,
    а ты "послушай" запросто не скажешь, -
    "всё к черту,
    и по улицам мотаться," -

    выходишь переулками слепыми,
    виляющими, точно хвост дворняги,
    ползущими, как дождевые черви, -
    на площадь,
    только там заметив,
    что спутник твой
    стал в полумраке нежно-голубым и мертвым.

    А ты и не предвидел в нем
    такую
    способность уходить.


    "Вавилон", вып.3:                      
    Следующий материал                     





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Вавилон", вып.3

Copyright © 1998 Ася Шнейдерман
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru