Борисоглебск Воронежской обл.
Обложка Олега Пащенко. ISBN 5-900506-88-6 c.98-105. /раздел "Родом из Вавилона"/ |
Откроем книгу так осторожно, чтобы все ее хрупкие тайнички не разрушились и содержимое ее углублений не перемешалось. А |
АВЛОС (греч. aulos) - древнегреческий язычковый духовой инструмент с пальцевыми отверстиями. Представлял собой пару отдельных цилиндрических трубок из локтевых костей ситавра, ныне почти вымершего вида животного. При изготовлении инструмента предпочтение отдавалось левой стороне. Девушкам и юношам возбранялось учиться играть на авлосе до женитьбы или выхода замуж, что было связано, как сообщает Филодор Афинский, с необычайно высокой активностью слизистых желез во время извлечения звуков. Сохранились отрывочные и противоречивые описания обязательных условий для музыканта, играющего на авлосе. По одним источникам, на инструменте мог играть только плачущий. На состязаниях музыкантов первенство отдавалось по наибольшему диаметру слез. Есть даже данные о некоем Асклипиане, неоднократно побеждавшим соперников и удивлявшим судей и слушателей невероятными размерами слез. По другим, более достоверным источникам, на авлосе мог играть только бог, т.е. шестипалый. Книга о музыке похожа на листья о дереве? АГОГИКА (от греч. ago - веду; в античной музыкальной теории agone - скорость движения, темп) - отклонения реальной длительности звуков и пауз от указанных в нотах взаимоотношений. Термин введен в 1884 г. Хуго Риманом (Riemann), изучавшим структуру музыкального произведения во взаимосвязи всех ее сторон. Во многом ему помогло увлечение шахматами. Он заметил, что при ферзевом гамбите у большинства играющих черными фигурами удивительно схожие жесты: руки значительно быстрее передвигают фигуры левого фланга и куда медленнее - фигуры правого. В итоге шахматная партия напоминает пейзаж со смещенным центром. В музыкальной практике, считал Риман, также необходимо увеличивать длительность сильных (dextra) моментов за счет слабых (sinistra). Позже, в 1923 г., Луис Кольбран (Colbran) опубликовал трактат, где рассматривались некоторые моменты и аспекты применения агогического акцента музыкантами с левосторонним типом биосимметрии.
AD LIBITUM (лат. - по желанию, по своему усмотрению) - указание в нотах на то, что исполнитель может по собственному желанию выбирать характер исполнения - темп, динамику и др. Указание ad libitum может относиться и к месту исполнения произведения. Например, небольшая оратория "Архитектура мгновения" П.-П.Росси. С момента написания ее исполняли в самых различных местах: и внутри женщины и на поверхности мужчины. Правда, автор в поздней редакции значительно ограничил место исполнения. Теперь оратория должна звучать только "там, где архитектурное построение данного мгновения не может быть начато в принципе. Или там, где выбранное для исполнения мгновение должно остаться по окончании нетронутым". Поскольку в последние годы связь со временем отсутствует, либо носит весьма расплывчатый характер, оратория не исполняется.
A DUE CORDE (итал. - на двух струнах) - указание в нотах для пианиста нажать левую педаль фортепьяно для получения более тихого звука. При этом на рояле механика сдвигается так, чтобы молоточки ударяли только по двум струнам на трехструнных рядах каждой ноты.
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea - игральная кость, жребий, случайность) - метод музыкальной композиции, предполагающий мобильность музыкального текста, ткани или формы. Примером может служить 2-ой струнный квартет Джеймса Тайлера, который должен начинаться с одного из 4 разделов в зависимости от цвета глаз музыканта-первой скрипки. В дальнейшем произведение имеет 8 вариантов реализации - abcd (темно-серые глаза), abdc (фисташковые), bcda (серые), bdca (зеленые), cdab (голубые), dcab (синие), dabc (карие), cabd (черные).
АЛЬТ ГАСПАРО ДА САЛО - разновидность инструмента скрипичного семейства, предназначенного для исполнения теноровой партии. Создан в конце 16 в. итальянским мастером Гаспаро да Сало. Альт изготавливался из неизвестной современной биологии очень мягкой породы дерева. Музыкант, бравший инструмент в руки, сжимая или растягивая до необходимого размера, придавал альту удобную или, по желанию, причудливую форму. Смычок обладал аналогичными свойствами. Многие набожные музыканты крайне отрицательно отнеслись к изобретению да Сало, сравнивая инструмент с гуриями из мусульманского рая, которые меняли внешность по желанию правоверного и каждый раз, соединяясь с ним, вновь оказывались девственницами. По этой причине альт более двух столетий хранился в монастыре св.Джованни под Вероной. О его существовании вспомнили лишь в конце 19 века. Но к тому времени инструмент потерял способность менять размер и форму. Буква А - вулкан, больно истекающий АРКИЧЕМБАЛО (итал. archicembalo) - род клавесина, строй которого основан на делении октавы более чем на 12 частей за счет дополнительных клавишей и струн. Создатель аркичембало, Никколо Вичентино, будучи по образованию лекарем, таким образом попытался соединить медицинские представления того времени о кровообращении человека с музыкальной практикой. Дополнительные клавиши различных размеров, встроенные в обычный клавесин и выкрашенные в темно-малиновый и алый цвета, выполняли функции музыкальных вен, венул, артерий и артериол. Альтерация звукоряда, следовательно, происходила по принципу компенсаторной сосудистой дистонии. Кроме того, имелась дополнительная педаль, применяемая как гипотензивное средство. Снег - стихотворения, попадающие АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - музыкально-эстетические воззрения, согласно которым музыка изображает человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Одной из основных работ по данному вопросу являлась "Musurgia universalis" А.Кирхера, изданная в 1650 г. в Риме. Во второй редакции автор произведения классифицировал и выделил 8 основных видов аффектов: БВзгляд твой, скользящий по странице, - конькобежец в ресницах. БАЛАФОН, бала, бало, балафу - ударный инструмент народов Западной Африки класса идиофонов (самозвучащих инструментов), источником звука которых является колеблющийся или вибрирующий корпус самого инструмента. Балафон состоит из 20 узких деревянных пластин, закрепленных на раме. Под каждой из них - резонатор, изготавливаемый из тыквы. Особо интересны палочки, которыми играют на балафоне. Изготовить их может только человек из другого племени, которого для этой цели берут в плен. Затем пленника с помощью голода доводят до такого состояния, когда он входит в транс и начинает общаться с духами. В эту ночь пленника в священном ужасе покидают, оставляя ему нож и несколько деревянных брусков, которые на следующее утро представляют собой тонкие изогнутые палочки. Пленника же не находят. Но его судьба никого и не интересует. Каучуковые наконечники изготавливают в полнолуние. Считается, что Луна в эту ночь очень мягка и в некоторых местах истекает белой жидкостью, которая медленно капает на землю. Многоточие - жест. Всегда какой-то надломленный. БАНЬГУ (от кит. бань - деревянная дощечка, гу - барабан) - китайский односторонний барабан. Различают женский вариант баньгу и мужской вариант. Мембрана женского варианта (инь-баньгу) изготавливается из кожи карликовых белоснежных буйволов, специально разводимых в долине Семи Дождей. Кормят животных только травой, сок которой черное вино. Инь-баньгу покрывается узорами из замкнутых форм - из окружностей и присутствия смерти. Мембраны ян-баньгу делают из шкур бесцветных древесных драконов, живущих на границе с Тибетом. Дракон должен быть не старше двух недель, поскольку до этого возраста они еще не имеют цвета и прозрачны. Взрослые ящеры могут не только менять свою окраску, подобно хамелеонам, но и пол. На поверхности мужского варианта баньгу наносят изображения вытянутой формы: губы и сны. Жест - всегда многоточие. БАРИОЛАЖ (франц. bariolage букв. - пестрое раскрашивание) - прием игры на струнных смычковых инструментах. Исполнение одной и той же ноты на двух соседних струнах путем быстрого их чередования. Этот прием игры однажды был изображен Матиссом. Та картина, где, если помните, цвет облаков совпадает с цветом пальцев скрипача. Струны скрипки, подобно женским прелестям в невинных юношеских снах, не видны. Они лишь угадываются.
БАРОККО (итал. barocco, букв. - причудливый, странный, вычурный. От португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы) - стиль в европейском искусстве конца XVI - начала XVIII вв., в котором отражены трагическое мироощущение, христианская мистика и эстетическая экспрессия. В Музыкальной академии в Коимбре хранится та удивительная жемчужина, что дала название целой эпохе. По форме она напоминает застывшую радугу. Это единственная в мире жемчужина, сохранившая способность к самостоятельному передвижению. Ее движения восхитительно медленны, как минутная стрелка на часах, показывающих неправильное время. Жемчужина реагирует на звук и передвигается по направлению любого источника шума, будь то желток в яйце, стержень авторучки, исправляющей Ш на Щ, или время. Во многих домах португальцев есть изображения жемчужины, которая давно стала неофициальным символом страны. Несколько раз ЮНЕСКО предлагала объявить наступающий год - годом perola barocca. Осень. И ангелы букв летят по следу, БЕРМУДО (Bermudo), Хуан (1510 - 1565) - испанский музыкальный теоретик, автор трактатов, содержащих описание музыкальных инструментов и табулатуру и сыгравших большую роль в развитии пиренейской культуры. Также им были описаны некоторые музыкальные культы и обряды, дотоле не известные широкому кругу. Ему принадлежит первое сочинение об индейских, тогда еще очень редких в Европе, музыкальных инструментах. Трактат имел популярность даже среди тех, кто музыкой не интересовался. Большое удивление вызывали страницы, сообщающие о поедании людей некоторыми видами духовых инструментов, или страницы, посвященные случаям умерщвления музыкантов, сокрывших какой-нибудь новый, до этого никем не услышанный звук. Некоторые предложения лежат на спинках "БЕСКОНЕЧНАЯ МЕЛОДИЯ" (нем. "Unendliche Melodie") - 1) термин, введенный Р.Вагнером для обозначения непрерывного, сквозного мелодического развития. Этот новый тип мелодики частично воплощен в опере "Тристан и Изольда". 2) Вид галлюцинаторного бреда при шизофрении, описанный немецким психиатром П.Шнайдером в "Новом вестнике психиатрии" (Бремен, 1964, #3). Профессор Шнайдер наблюдал у пациента Е. симптомы выраженного нарушения личности из-за постоянно звучащей внутри него музыки. У пациента, по его собственным словам, было ощущение, что он превращается в новый, еще никому неизвестный, музыкальный инструмент. Он чувствовал прикосновение чужих пальцев, губ, коленей. Иногда он слышал, как кто-то рядом тихо переворачивает страницы партитуры. Как вдалеке кто-то сдержанно аплодирует. При внешнем осмотре у пациента была отмечена полимастия, которую больной объяснял как систему музыкальных вентилей для изменения длины канала, и необычайно твердые стенки кровеносных сосудов, которые пациент считал струнами. После смерти пациента, при аутопсии, было обнаружено в брюшной полости множество так называемых "анатомических карманов", объяснить происхождение и назначение которых не удалось.
БИЕНИЯ (англ. beats, франц. battements, нем. schwebungen) - периодические изменения громкости, возникающие при интерференции звуковых волн в случаях неточной настройки унисона. Понятие о биениях ввел французский ученый А.Рено. Правда, вначале этот термин употреблялся в ботанике применительно к эффекту "геометрического листа". В конце 1830 гг. в некоторых прибрежных районах Франции начали учащаться случаи необыкновенной окраски листьев на молодых деревьях. Одна половина такого листа была окрашена в черный цвет, другая была совершенно бесцветна и прозрачна, как стекло. Стороны между собой отграничивались очень четко. И если засыхала одна часть листа, другая продолжала расти совершенно нормально, как если бы весь лист был цел. А.Рено, наблюдавший это, сделал предположение, подтвержденное впоследствии лабораторными экспериментами, что семена деревьев в этих районах по какой-то причине подвержены звуковому воздействию падающих капель дождя. Дожди в описываемые годы пахли женщинами, а капли их были чрезвычайно крупными и выпуклыми. Оптические искажения во время дождя были такими чудовищными, что люди не узнавали хорошо знакомую окружающую местность. Кроме того, капли были очень звонкими, при ударе о землю создавали медленно длящиеся звуковые волны, которые вызывали интерференцию со звуковыми волнами семян. Листья же деревьев, выросших из этих семян, имели неправильную окраску и асимметрию из-за внутренних толчков, периодически случавшихся во время роста листьев и бывших своего рода звуковыми рудиментами. Эти толчки и получили название "биений". А.Рено, не будучи теологом, не смог объяснить неточной настройки унисона.
ВАЛИХА (Valiha) - мадагаскарская трубчатая цитра. Имеет цилиндрический корпус-резонатор, делающийся из черного бамбука. В качестве струн используются отщепленные от ствола бамбука тончайшие полоски коры, натянутые вдоль корпуса и становящиеся от длительной игры белоснежными. Изготовление и использование валихи связано с культом тотемного животного убванга. Это водяная змея с огромной пастью и чрезвычайно коротким телом. Племена, населяющие Мадагаскар, считают, что убванга - дочь круга и линии, двух начал, определяющих существование острова. Убванга не рождается и не умирает, она не движется и не находится в покое, пока звучит цитра. На Мадагаскаре музыкант, владеющий игрой на валихе, почитается так же, как дети племени гумбана, рождающиеся слепыми. В их глазах днем и ночью отражается луна, которую эти дети удерживают на небе до тех пор, пока не начинают видеть. Точка - незаметная глазу дополнительная лампочка, ВАМБИ, киссумба, убо - струнный щипковый инструмент кочевых племен Судана. Корпус - из пальмовых листьев, которые для придания твердости покрывают специальным лаком. Струны делают из волос женщин племени. Единственных в своем роде волос. Длина их практически не определяется. По желанию обладательницы волосы могут укладываться в короткие прически, а могут стать настолько длинными и прочными, что их используют в качестве мостиков при переправах. Это свойство и используется в вамби. Женщины уменьшают и увеличивают размер струн, от чего те начинают звучать. Так, не касаясь инструмента, одним своим взглядом, женщины Судана создают музыкальные полотна. Стихотворение - скопление пизанских башенок, ВАРГАН (от лат. organum - орудие, инструмент; либо от старослав. варга - рот). Самозвучащий язычковый инструмент. Язычком служит тонкая металлическая пластинка с крючком на конце, вибрирующая от защипывания пальцем, при помощи прикрепленной нити. При игре варган прижимают к зубам, резонатором служит рот. Книга - своего рода жестокая евгеника. ВОЗВРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ (нем. krebsgang, лат. motus cancricus) - воспроизведение мелодии или ритмического рисунка от конца к началу. В возвратном движении могут быть тема фуги, один из голосов канона, многоголосое построение. Возвратное движение - одно из важных технических и выразительных средств в серийной и сериальной музыке ("Сanticum sacrum" Стравинского). Смерть книги вьется по ниточке ее сюжета. Достигнув вершины, она медленно начинает спускаться вниз. |
"Вавилон", вып.6:
Следующий материал
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Вавилон", вып.6 | Андрей Сен-Сеньков |
Copyright © 1999 Андрей Сеньков Copyright © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |