Харьков
|
НОВАЯ СОВЕРШЕННАЯ ЭТИКА Плохой мальчик сидит развалясь, насмехательски смотрит по сторонам, плюёт шелуху и не обращает на стоящих рядом женщин никакого внимания. Звонит телефон: литературный знакомый интересуется, в какой журнал выгодней посылать рассказы, в плохой или в хороший. * * *Сегодня ночью видел во сне, как Тургенев и младшая Виардо шастали по французской провинции. Тургенев аккомпанировал, девушка - танцевала, пела, разыгрывала соло какие-то сценки... Сельские, 70-х годов, в волокна истёртые подмостки: ни занавеса, ни кулис... Другие нищие подпевали девушке, потешались - родившиеся с маленькими аккордеонами в ушах и во рту, - над громоздким баяном Тургенева, пока Иван терпеливо смотрел на В. или вдаль: плевать, зато вокруг - фрукты, виноград, благодатное лето (французский климат щадил персонажей моего короткого сна). * * *Сделаю, как сказал ангел: там, где провожаем ночи и встречаем дни, холодной городской водой смою огненный шум чужих и плотских мыслей с лица. Омою кудри, и виски, и щёки, и ноздри, и лоб горячей городской водой, - "и тогда, подобные не валким домашним утицам, а быстрым речным ибисам, стронутся с гнезд сокровенные помыслы твои в поисках Божьей снеди, - а ты будешь бросать им вещие знаки, или нежные краски, или влажные звуки сообразно со своим ремеслом. Что-то достанется помыслам, а что-то достанется тебе - и только два, если ты талантлив, или три, если ты упорен, мазка, или такта, или слова останутся духу или Господу. Тех слов и держись: время не отпустит тебя, но, может быть, отпустит твои слова, - ибо многие из вас научились разжимать губы и отпускать слова, но никто не научился разжать руки и отпустить время. Вода же ни холодная и ни горячая ни на что тебе не пригодится, потому что вода эта - женская: пусть подмывается ей каждое утро благоразумная твоя жена". * * *Да, надо признать: ребята, подвизающиеся в продаже эротических рассказов развлекательным журналам, пишут куда лучше меня. "Он упал набок, как подорвавший коренную жилу жеребец", - я бы так никогда не смог; какая для этого, должно быть, потребна глубокая и неожиданная эрудиция... Отсюда следует то ли неожиданная, то ли долгожданная молния-мысль: качество письма больше не имеет значения. А так как содержание не имеет никакого значения в прогрессивной литературе уже давно, становится непонятно, что же ей тогда вообще остаётся. ПОСТУПАЮЩИМ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТКогда мой двоюродный немецкий прадедушка задумал написать роман, был он, в согласии со скудным семейным преданием, юн, неглуп и самонадеян, и успел накропать страниц 12, пока не сообразил, что героев полагается во что-нибудь одеть. В педантичной невозможности подойти к этому делу наобум дед принялся за изучение теории костюма. Долго ли, коротко - нехитрые азы были освоены, и начинающий литератор столкнулся с очередной проблемой: предстояло выдумать героям лица, сверх того - распорядиться выражениями этих лиц, и следом - щегольнуть оттенками этих выражений. Приручением физиогномистики дело не ограничилось: персонажи не умели ни сидеть, ни бегать (что отсылало к биомеханике, ортопедии, анатомии), ни даже говорить (фонетика, фразеология, орфоэпия). Упорный дебютант не сдался, однако через несколько лет вынужден был безо всякой передышки приступить к освоению архитектуры, астрономии, ботаники, географии, орнитологии и синоптики (потому как, само собой, действующие лица растущей повести должны были жить в домах, по вечерам любоваться звездами, ходить при всяком удобном случае босиком по траве, слушать пение птиц, время от времени ездить на взморье, а с первым дыханием подступающих холодов надевать шерстяные носки и устраиваться всей компанией у обстоятельного камина). Наконец-то можно было похвастать определённым писательским багажом! Увы, вчерне написанный рассказ глядел сухонько, и, удивлялся дед, как-то скуповато ("Если уж начистоту, - говорила ему сестра, моя латышская прабабка - то есть, конечно, немецкая, но о немецкой нам мало что известно, так что для простоты все вы можете представить себе на её месте мою латышскую прабабушку Теклю, - если уж начистоту - безбожно скучно.") В погоне за недостающей изюминкой седоусому автору выходного дня пришлось почерпнуть немало бесполезных сведений из области педагогики, политики, религии и нескольких популярных полунаук, прежде чем он догадался жениться, сменить три службы и попасть в тенёта царицы искусств психологии (изрядно поднаторев в парадоксах которой, подающий надежды новеллист не замедлил нацепить каждому из своих аристократических гомункулусов правдивую, что результат ветеринарного вскрытия, психологическую маску); тут-то - на этапе, можно сказать, отделки - обнаружилось неумение будущего писателя распорядиться собственно литературными материями - его ждала теория сюжета и манила практика диалога, но не успел он собрать свой несессер формальных приёмов, как умер, доказав с неизбежностью, что для Божьих дел человеческая жизнь слишком коротка. ТЕНИ "Я буду эту книгу читать долго, на ней столько теней. Не потому что тени, просто: редко бываю там, где эта книга лежит. Что-что вас удивляет? ТАНЕЦ...Или ещё. В ночном клубе, на втором этаже. Чай (от ликёра пришлось трижды отказаться). Глядел, - сверху вниз, но не свысока, - на танцующих, и один из них был похож на московского поэта-приятеля Н.В., а другая - курчавой ричиблэкморовской шевелюрой - на харьковского поэта-безумца И.Р., и только девушка "поэта" была похожа на себя (впрочем, вряд ли этому парню пришлась бы по душе эротическая возня с черновиками и вариантами). Рассчитываясь, выронил копеечку, грязный платок и полудохлую записную. Поймал знак, посланный официантом первого яруса: не спускаться, - и пока, тараща зрительную память, гладил и различал банкноты, и один официант безразлично ждал, а другой, радуясь всеобщему вниманию, на зеркальном подносе нёс утерянное мной, - в ту же секунду услышал пару строк прошелестевшего мимо разговора: Лучший текст, Он лишь указывает, куда нам лететь. |
"Вавилон", вып.9:
Следующий материал
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Вавилон", вып.9 |
Copyright © 2002 Юрий Цаплин Copyright © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |