Колчестер
|
МОЯ ЗНАКОМАЯ ЗАМУЖЕМ ЗА АНГЛИЧАНИНОМЭто было, когда у меня кровоточили десны и я просыпался каждое утро со вкусом крови во рту, подобно вампиру. Я жил в Англии уже достаточно долго, чтобы перестать думать по-русски. Например, это как раз была та весна, когда все россияне, как один, проголосовали на президентских выборах за ИО президента, а все лондонцы - на выборах мэра за человека, которого за несколько недель до этого с шумом выгнали из правящей партии. После этого трудно было согласиться с кем-то, говорящим по телевизору, что Ельцин победил Горбачева благодаря тому, что русские любят обойденных и уволенных. Она была студенткой, приехавшей из Ростова-на-Дону в незаметный в тени младшего тезки город Йорк изучать русскую литературу. Странное сочетание места и специальности. По крайней мере, в Йорке был я, приехавший в этот город преподавать русскую литературу (занявший, отвоевавший у ста кандидатов редчайший пост преподавателя на факультете литературы), и между нами установилась естественная духовная связь. Когда она ушла от меня (впрочем, мы никогда не были с ней в интимной близости; точнее было бы сказать, когда она пришла к другому - своему будущему мужу), я узнал об этом, будучи в университете. Я вернулся домой, сел на пол, зажег длинную голубую свечу и прилепил себе на макушку. Парафин стекал мне на волосы, потом его невозможно было отмыть, приходилось отламывать маленькими кусочками. Некоторым людям удается прожить всю жизнь в городах, начинающихся на одну букву. Так переезжают, например, из Новосибирска в Норидж. Она вышла замуж за англичанина, и, перемещаясь следом за его работой, постепенно они обосновались в Рочдэйле. У них две дочери в начальной школе. Я хорошо устроился. Обхватил косяк двери коленями, так что одно колено в комнате, другое - на кухне. Чуть-чуть присел, держась руками за косяк двери на уровне солнечного сплетения, и можно начинать. Легко, почти незаметно напрягаю мышцы плечей, и голова - трах! - стукается лбом о косяк. И снова - трах! ПРАВИЛА ДЛЯ ПРОГУЛОК Основной мой совет: по возможности не носите с собой предметов, которые внутри не такие же, как снаружи. Я объясню, что я имею в виду. Если вы возьмете пуговицу, монету, кусок мыла, кусок хлеба, спичку, конфету и т.д., и разрежете пополам, то вы обнаружите, что внутри этот предмет состоит из точно того же материала, что и снаружи: из пластмассы, металла, мыла, хлеба, дерева, шоколада и т.д. Даже если, например, внутри шоколадной конфеты скрыта карамельная начинка (или внутри нейлоновой куртки ватная подкладка), эти два материала не являются принципиально различными: оба слоя являются разновидностью десерта (одежной ткани). Даже если спички находятся в своем коробке, коробок специально устроен так, чтобы можно было легко его открыть и посмотреть на спички внутри, посчитать их, достать одну или сколько нужно - то есть коробок не маскирует наличие спичек внутри него, а напротив, дает нам возможность быстрого и удобного доступа к спичкам. То же соображение применимо и к конфете в обертке. Однако если вы возьмете часы, сотовый телефон, радиоприемник, плеер, калькулятор и т.д., и разрежете любой из этих предметов пополам, то внутри него вы не найдете того же материала, из которого этот предмет сделан снаружи - там будут спрятаны какие-то другие материалы, причем принципиально не те, которые можно найти на поверхности целого предмета. Наружный слой таких предметов не является просто упаковкой или контейнером: он не только не дает вам доступа к тому, что находится внутри, но еще и вводит вас в заблуждение относительно того, что находится внутри. Разрешите мне напомнить вам, что коробок спичек подражает форме и размеру спичек, а обертка конфеты - форме и размеру конфеты. Более того, на такой упаковке, как правило, написано: "спички", или: "шоколад", то есть упаковка различными способами правдиво пытается описать, что находится внутри. В то же время на калькуляторе или часах никогда не написано "проводки и колесики", и форма этих предметов обычно искажена так, чтобы вам было особенно трудно представить размеры, форму и расположение деталей внутри предмета. Опасайтесь таких предметов. По возможности, не носите их с собой. Если они вам необходимы, носите их в сумке; если у вас нет с собой сумки, носите их в кармане верхней одежды, но ни в коем случае не близко к коже во внутреннем кармане или так, чтобы они прикасались к коже. Такие предметы являются особенно опасными, если они герметически закупорены, как, например, водоупорные часы. Никогда даже не прикасайтесь к часам, водоупорным до глубины 100 м. или больше, я уж не говорю о том, чтобы иметь такие часы и носить их с собой, - это самоубийство. СПРЭДАнгличане - любители сэндвичей. Они берут идеально квадратный кусок липкого белого хлеба, намазывают чем-то и накрывают таким же вторым куском. Я хочу обсудить то, что они намазывают. Намазывают-то они, в общем, всё что угодно, и поэтому это называется просто спрэд - "намазка". Это может быть масло или маргарин, но нет никакой причины, почему это не может быть паста из измельченной рыбы или из свинины. Если это рыба, то, как правило, тунец. Вроде бы немаленькие рыбины, а в перемолотом виде не отличить от кильки. То же, впрочем, верно и в отношении свинины. В общем, спрэд - это все что угодно в гомогенизированном виде. Пища космонавтов. Теперь давайте перенесем тот же образ на другую область восприятия. Привычный глаз отличает силуэт Сан-Франциско от силуэта Нью-Йорка мгновенно и безошибочно, как мать от отца. Ну как же, там одно здание с плечиками, а там треугольное. А для кого-нибудь другого это небоскребы, и то небоскребы. Накидай такому человеку побольше небоскребов, и он поверит, что это и Вашингтон, и Гонконг, и Франкфурт. То есть у него есть понятие небоскреба, как у него есть понятие о вкусе рыбы, но конкретные рыбины-небоскребы для него неразличимы. Поэтому, пройдя сквозь его глаза, хоть силуэт Сан-Франциско, хоть силуэт Нью-Йорка превращаются в спрэд, который сохранил вкус небоскребов, а также всю питательность, все витамины небоскребов (если мы представим, что такие есть), но каждый конкретный небоскреб потерялся, перемололся, и города стали неразличимы. Теряет ли этот человек что-либо из человеческой культуры? Ну вот я съел не то спинку, не то хвостик неизвестного тунца в моем сэндвиче, я что, получил меньше витаминов от того, что я никогда не видел его улыбающейся (или хмурящейся) физиономии, от того, что он пришел ко мне уже в виде спрэда? Так же и с культурой: насколько меньше знает о человеческой культуре человек, который не может отличить силуэт Сан-Франциско от силуэта Нью-Йорка, имея, впрочем, полное и безошибочное представление о том, что это означает - город, состоящий из небоскребов? Давайте представим себе фантастическую ситуацию, при которой развитие человеческой культуры пошло в каком-то одном аспекте в другом направлении, не как это произошло в действительности. Если бы не было Блока и Брюсова, а были бы какие-то Брюк и Блосов, с какими-то своими, но тоже символистскими стихами - что могло бы измениться в русской поэзии? Конкретные строчки, которые мы случайно вспоминаем, были бы не теми же самыми, но такими же. Спрэд был бы тем же самым. Предположим, что, как и сейчас, государственная религия развитых стран была бы основана на поклонении непорочному зачатию, но младенца звали бы не Христос, а, скажем, Хрюша - была ли бы это другая человеческая культура? Человечество то же, анатомия та же, экономика та же, так что что могло бы быть другим в такой религии? Чувства были бы те же, стихи и иконы такие же. Спрэд был бы тем же самым. Я хочу сказать, что содержание, "витамины" культуры остались бы теми же, просто это был бы другой тунец, не по имени Христос, а по имени Хрюша, но из той же стаи. Или на одной половине бутерброда лежала бы голова рыбки по имени Блок, а на второй половине - хвостик рыбки по имени Брюсов. Но вместе они составили бы полноценную поэтическую рыбку. И всё равно мы бы не увидели, из кого состоит спрэд, ведь мы говорим о пасте. А на другом бутерброде лежали бы голова Брюсова и хвост Блока, и тоже - полноценная поэтическая рыбка. А кто съест оба бутерброда, получит полный набор витаминов русской символистской поэзии. Теперь давайте пофантазируем. Можем ли мы в принципе отличить в культуре ее наносные элементы, как, например, имя Христа, от более фундаментальных элементов, как, например, поклонение непорочному зачатию? Если я задамся целью гомогенизировать культуру, чтобы мои потомки могли намазывать ее на хлеб поутру вместо того, чтобы самостоятельно отправляться ловить тунца в океан культуры каждый раз, когда им хочется есть, - что тогда попадет в этот спрэд? Работы многих философов убеждают нас, что ничего не попадет. Это как если бы мы размололи тунца не до уровня крошек, а до уровня атомов - это была бы материя, но не еда для организма. Любая пища, размолотая грубее, чем молекулы, подходит желудку; никакая пища, размолотая более тонко, не подходит. Это происходит потому, что на самом деле желудку подходит только пюре. С точки зрения желудка, целая рыба или пюре из рыбы неразличимы, потому что на пути рыбы фильтром стоит рот с зубами, который перемалывает рыбу (если попадутся крупные куски) именно до того уровня, который подходит желудку. В то же время культуровоспринимающий метаорган человека питается расщеплением не структур культуры какого-то определенного уровня, но расщеплением любых структур культуры, больших и малых. Это похоже на то, как если бы рот, жуя жесткое мясо, не тратил бы энергию на жевание пищи, но, напротив, сразу бы и получал ее обратно, и то же происходило бы на каждом участке пищеварительного тракта, пока, наконец, переваренный объект культуры не оставляется пылиться на полке, пустой и легкий, абсолютно неинтересен. ЗАВЕ-Е-Е-Е-ЕТ 1. Попав на землю, овцы жили, не зная Сам-Овцу. КВАКВА На континенте Разия климат в разных местах разный - где тепло, а где холодно, где посуше, а где поболотистей. Самую сырую, болотистую, неурожайную часть континента занимала страна Росянка, где жили простые неприхотливые люди - росянцы. Несколько столетий жили они в Росянке, и было у них всё более-менее нормально, собирали морошку и клюкву, пили целебную болотную воду. Ходили они всю жизнь по болоту в резиновых сапогах, и привыкли к этому. И был у них самый большой город, столица. Называлась столица Кваква. Столица была не в самом центре необъятных болот этой страны (как вы могли бы подумать), а на краешке, где посуше и потеплее, и летом можно даже ходить в босоножках (поэтому в столице в обувных магазинах продавались не только резиновые сапоги, но и босоножки). Почему столица была у границы страны? Потому что это был древний город, один из первых, которые построили древние росянцы на неглубоких болотах, когда начали заселять Росянку. Впоследствии они проникли глубже - в край, называемый Дальним Стоком, заполненный более глубокими и неприветливыми болотами. АРТЕМ С СЫНОМ - Что ты рисуешь, Артемка? |
"Вавилон", вып.9:
Следующий материал
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Вавилон", вып.9 | Алексей Верницкий |
Copyright © 2002 Алексей Верницкий Copyright © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |