Послушайте-ка, Боречка, сказала Нора Яковлевна, которую в тот день я еще не смел называть Норушкой. По моим подсчетам, пока Вы бесплатно батрачите в этом правлении, Вы должны хронически сидеть без денег.
Мне оставалось лишь кивнуть.
Так вот, запомните, улыбнулась Норушка, когда Вам нужно перехватить на время некую сумму, имейте в виду: я могу соответствовать и быть Вашей палочкой-выручалочкой.
Перехватить рублей сто, а лучше двести, мне было позарез нужно уже в тот день, но не мог же я так сразу вцепиться в благодетельное предложение! Выждал приличествующие полторы недели, позвонил Норе Яковлевне и произнес фразу, ставшую меж нами сакраментальной:
Палочка-выручалочка, выручьте меня до гонорара...
Сколько раз я произносил эту фразу, столько Норушка меня выручала. Богатой она не была, за переводы платили скуповато. Но она очень много, бесконечно много и увлеченно работала, очень мало тратила на себя, зато опекала многих далеких, иногда даже в глаза не виданных людей: один немощен, другой талантлив... Это было потребностью. Было Даром, отпущенным судьбой.
Дружбы как браки заключаются на небесах. Пути же Господни, сами знаете, неисповедимы. Они-то и привели меня в конце 1965 года в просторную светлую комнату на восьмом этаже писательского кооператива у метро "Аэропорт" наискось перечеркнутую Норушкиным письменным столом с неизменным оксфордским словарем и древней пишущей машинкой. Вся комната словно ждала, что посетитель будет ей под стать придет с рукописью или версткой. Но прошло еще несколько лет, прежде чем я, получив работу в журнале "Химия и жизнь", принес Норушке оттуда верстку переведенного ею для нас фантастического рассказа, и наша дружба на следующую четверть века стала отчасти профессиональной. А тогда, в первую встречу, что я был Гекубе! И все-таки Норушка захотела со мной познакомиться. Оказалась у нас с ней одна общая черта: мы молча делали выводы из чужих ли поступков, из собственных. Только для себя. Ничего не заявляя, не обсуждая. Только определяли свое отношение к людям. Как в "Маугли": "Мы одной крови ты и я".
А было так: к исходу четвертого десятка я как писатель еще только раскручивался, перебегал от чистой беллетристики к трудной прозе о людях науки, а то и для заработка к дежурной газетчине; не чужд был обломовщине, общителен избыточно. Сказывалась и жажда наверстать недоеденное, недопитое, недоговоренное за годы тюрьмы и ссылки. И не было у меня привычки, столь свойственной Норушке, отсекать заведомо лишнее. И во имя призрачной выгоды я ухитрился вздеть себе на шею ярмо (сколько из-за него не было написано, да и заработано!): "Заместитель председателя правления ЖСК "Советский писатель" по строительству 4 и 5 корпусов"!
Три года я волок это ярмо а уговорили меня поначалу на три месяца заменить в правлении заболевшего представителя "Литературной газеты". И все эти годы Саша Межиров, глядя на меня, твердил: "Вы никогда не построите эти дома! Для этого нужны гангстеры. Глядя на других кооперативщиков, хочется угадать, где у каждого из них спрятан кольт. Глядя на тебя, разве можно об этом подумать? Не бывать этим домам!"
Кольтов в самом деле не было. Но свои ударные силы были начиная с наших Президентов. Первым был легендарный Сталинский лауреат, творец "Кавалера Золотой Звезды" и борец с космополитизмом в советском искусстве1. Его преемник в 1921 году въехал на белом коне в Тифлис как комиссар 11-й армии, потом сыграл батьку Махно в немой ленте "Красные дьяволята", был среди видных теоретиков РАППа, начальствовал над лагерем на строительстве Туломской ГЭС...2 Были среди правленцев и другие колоритные фигуры скажем, писатель Михаил Златогоров3, комсомольский журналист 30-х годов, редактор, а может, и соавтор романов Николая Островского (говорили, что такому больному и не очень образованному человеку вряд ли удалось бы самостоятельно довести дело "до ума"), впрочем, в 1965 году он был уже староват, на заседаниях подчас попросту засыпал, а любое поручение проваливал (и если я, например, говорил ему об этом, он обвинял меня в "махаевщине"4 до сих пор не знаю, что означал сей ярлык в 30-е годы). Но, конечно, мы с Раечкой Раисой Ефимовной Облонской смотрелись в нашем Правлении белыми воронами.
Работа была рутинная. Списки членов кооператива, списки кандидатов, утверждение в Правлении, утверждение в Секретариате Союза писателей, утверждение в райжилотделе, бесконечное доказывание тупым и совершенно тупым чиновникам, что человеку поистине необходимо жить по-человечески... Мы с Раечкой чаще всего ходили по инстанциям вдвоем: дуэт всегда убедительней, чем соло. И вдруг произошло событие.
Членом кооператива был Андрей Синявский. И только началось строительство грянул процесс Даниэля и Синявского. А спустя некоторое время на прием в правление пришла ко мне миловидная Маша Розанова жена Синявского; за стеклами больших модных очков блестели крупные слезы. Она принесла заявление Андрея Донатовича, заверенное, кажется, подписью следователя и печатью КГБ: Синявский просил перевести свой паевой взнос на жену.
Вы с ума сошли, Борис Генрихович! возопил комиссар 11-й армии, он же батька Махно, узнав, что я принял у Розановой бумаги. Надо было просто выставить ее из комнаты!
Но, так или иначе, голосование состоялось. Дебаты были недолгими. В пользу Синявского и его жены голосовали трое: Раечка, я и, чего никто не ожидал, Златогоров.
Кто и как голосовал знали, наверное, все члены кооператива. Тогда-то Норушка и попросила Раечку привести меня к ней.
Шел тогда Норе Яковлевне пятьдесят четвертый год. Была она невысокая, с такой тонкой, словно девичьей фигуркой казалось, ветер посильнее и сдует. Лицо у Норушки было худое, чуть асимметричное, с лихвой следы бессонниц, недугов и потерь, но всегда улыбка! Роднила нас, вопреки возрастной грани (мне-то было всего 39), сплошная седина вот только свою-то Норушка нажила годами передряг, а я враз, семнадцатилетним, за два-три первых лубянских допроса.
Имя Норы Галь запало мне в память еще в 50-е, в ссылке, с титульного листа "Американской трагедии", четче отпечаталось по роману Олдингтона, читанному уже в Москве, и просто засияло от "Маленького принца". Ведь я еще в юности ощутил отличие умело отредактированного подстрочника от истинно художественной работы, превращающей иноязычную прозу в явление русской литературы. С отроческих лет моим кумиром был Хэмингуэй, донесенный до русского читателя Верой Максимовной Топер, Евгенией Давыдовной Калашниковой, Ольгой Петровной Холмской... И любая переводная книга тотчас сопоставлялась с их работами, их приемами, их образцовым вкусом и чутьем. Но даже в сравнении с ними "Маленький принц" стал для меня озарением.
И когда я скинул, наконец, со своей шеи ярмо и ринулся за письменный стол, когда очень быстро написал одну из лучших своих повестей, а затем биографию Грегора Менделя для серии "ЖЗЛ", когда стали выходить мои книжки, журнальные публикации, которые я непременно дарил Норушке, моей палочке-выручалочке (теперь просить ее помощи приходилось реже), начался новый этап нашего общения, нашей дружбы. Каждое из подаренных ей моих сочинений оказывалось в Норушкиных пометках. Было у Норушки идеальное чувство слова, и была непреклонность к случайному дурному слову слову мертвому. Но если я вдруг спотыкался на каком-то обороте в ее переводах, предназначенных для "Химии и жизни", она всегда задерживала на нем свое внимание, не отбрасывая с порога никаких замечаний, даже (бывало и такое) глупо-случайных. И мне всегда слышалось, пусть непроизнесенное: "Мы одной крови".
Непреклонность тоже была частью Норушкиного дара. Она была непреклонна в своей рабочей организованности и обязательности. В аскетизме платьев, черных либо сереньких в полоску или в клеточку. В неизменности прогулок в одни и те же часы по одним и тем же дорожкам Переделкина, где в старом корпусе она нет, не отдыхала, а работала на свежем воздухе в одни и те же летние месяцы. Наконец, непреклонна была она в порядочности. Но главным в ней всегда была доброта к людям и к Слову. Пока она была земным существом, а не планетой Норагаль, я ощущал, как эта доброта льется на мою работу и на меня.
Опубликовано впервые в сборнике "Нора Галь".
Володин Борис Генрихович (1927-2001) писатель, автор книг о врачах и ученых, в т.ч. "Мендель" (1969), "Я встану справа" (1974), "... И тогда возникла мысль" (1980), "Жажда истины" (1988) и др.
Вернуться на главную страницу | Нора Галь | Мемориальный сборник | Следующий материал в сборнике |
Copyright © 1998 Володин Борис Генрихович Copyright © 1998 Кузьмин Дмитрий Владимирович состав Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |