Михаил ГАЁХО


        Таракан

            Я переходил улицу на красный свет. Справа виден был автомобиль – еще на достаточном расстоянии. Перехожу – восемь шагов поперек улицы, столько же по тротуару – гарантированный запас. Теперь не наедет, даже если и нарочно захочет. А если захочет? Так бывает в кино: действующее лицо закуривает сигарету на тротуаре, или стоит под зонтиком, или выходит из банка. Справа авто идет на скорости. Легкий поворот руля, не заметный в кадре, но логически очевидный – вильнуло и промчалось, не прерывая движения, а на тротуаре остается лежать тело. Можно не подходить, все ясно. Я ускорил шаг, чтобы к моменту встречи между мной и автомобилем оказался фонарный столб.
            Мне рассказывали случай, как двое ловили рыбу на лесном озере. Дед с маленьким внуком. Из лесу вышел медведь. Дед попробовал отогнать медведя удочкой, но тот только разъярился, и все кончилось очень печально. С диким зверем рекомендуют сохранять спокойствие при встрече.
            Еще был случай в метро, авария на эскалаторе. Все рухнуло, и спасся тот, кто успел прыгнуть вбок через поручни. А мне, когда я услышал об этом, сразу и пришла на ум эта мысль, что надо было прыгать. Я, значит, спасся бы в этом происшествии.
            А вот если уже идет метропоезд, а ты – на путях перед ним, тогда надо падать и ложиться вдоль – там есть достаточное для человека углубленное место между рельсами, такая траншея. Но костюм не отмыть будет после, потому что в траншее грязно.
            Но самое страшное – это когда идешь по опушке, грибы собирая, и вдруг из леса выходит динозавр. Он ростом с сосну, у него голова, как молоток, балда чугунная. Головой он бьет врага, ломает ему кости. А ты даже не враг, так – козявка малая. Склюет, не прерывая движения. Это ужасно. Единственный выход – замереть и затаиться, не двигаясь.
            Или случайно ты превращен в таракана, и нужно как-то войти в контакт с человеком, это естественно. Он пьет чай, а ты выходишь из своей щели. И как дать знать ему о своей разумности? Делать знаки лапками и усиками? Передвигаться по замысловатой траектории, рисуя треугольник или букву алфавита? Или выйти каким-либо забавным способом, чтобы задержать внимание? Главное, что все почти безнадежно, потому что раздавит, и наверняка быстрее, чем успеет вглядеться. И все.


        Предчувствие

            Коткин, йог и тибетский целитель, часто ездил в трамвае, как любой простой человек.
            Однажды он сел в трамвай и у него возникло предчувствие – прежде еще, чем успел подойти кондуктор.
            Но о чем это предчувствие говорило, Коткин не мог понять.
            Подошел кондуктор.
            – У меня предчувствие, – сказал ему Коткин.
            – О чем предчувствие? – спросил кондуктор.
            – Не могу понять, – сказал тибетский целитель.
            Кондуктор дошел до конца вагона и, проходя обратно, спросил:
            – О чем же ваше предчувствие? Это может быть очень важно.
            – А о чем может быть предчувствие у человека, который едет в трамвае? – сказал Коткин. – Если у него нет билета, это предчувствие, что придут контролеры. Если билет есть, это предчувствие, что трамвай не доедет до места.
            – Почему не доедет? – спросили стоящие вокруг пассажиры.
            – Будет пробка или авария, – сказал Коткин.
            – Не продавайте ему билета, – сказали пассажиры кондуктору.
            – А сможет ли это изменить ход событий? – усомнился Коткин. – Надо спросить у гуру.
            – Кто этот гуру и где он? – спросили пассажиры.
            – Гуру во втором вагоне, – сказал Коткин.
            – Неужели? – удивились пассажиры.
            – Есть мудрый гуру, который знает ответ на все вопросы, – сказал Коткин. – И если вопрос возник, то и гуру должен быть где-нибудь рядом. Или если не рядом, то хотя бы во втором вагоне.
            – Это так, – подтвердил кондуктор.
            И пассажиры стали заглядывать сквозь стекло во второй вагон, поворачиваясь и вставая на цыпочки.



Очень короткие тексты: В сторону антологии. – М.: НЛО, 2000. – с.123-124.


  Еще этого автора  
Дальше по антологии   К содержанию раздела
  Современная малая проза  

Copyright © 2004 Михаил Гаёхо
Copyright © 2004 Дмитрий Кузьмин – состав