Сергей КРУГЛОВ


        * * *

            Когда вечернее солнце исчезнет и сосны тихи, я откладываю книгу сообщений доктора Моуди, тупой трудолюбивой пчелы, собирающей свой мед среди долин неблаголепия, и думаю о своей душе, маленьком пейзаже по тихому имени Аннабел. Луг прохлады, Аннабел! – ты – это не я, не для тебя грозные тоннели света, тебе не расслышать наставляющих голосов; твои волосы – струи речной протоки, две готические мельницы и ветер – твой взгляд, опущенный рядом, прямо перед собой, а складки лобка – дальние сенокосы и ласковый пурпур. Во сне души моей Аннабел, вблизи синих рощ, играют два мальчика, Элис и Мальдорор; жесты игр ломки, вычурны, слова гулки в тишине, губы – ободранные вживе тушки ондатр, трепещущие в руках зверолова, в предсмертных судорогах первой, горькой, пьянящей дружбы, но сохранившие струистую грацию усатого речного божества; им всего по двенадцать. Ресницы трепещут, мяч реет, белые икры пылают в сумраке трав, маленький пейзаж! он прикрывает дверь, неотвратимую дверь в стене; смежив веки, хрипло губу закусив, Аннабел сползает по двери спиной, стекает, пытаясь удержать, по грубой медной лепнине, по патине, грифонам и фаллам; там, за дверью, – ад пробуждений. Пейзаж течет по стене, и внутри, среди вод, стрекоз и мельниц – эти двое, их салки, их невероятные голоса, их отроческий эдем; им всего по двенадцать! но ангел, переименовывающий, славящий, эксперт в топографии, огненным перстом чертит в акварельном небе: "СОДОМ" – и сгущается умбра небес. Душа, душа моя! нет сил держать, дрожит серебряная тонкая нить; мальчики, Элис и Мальдорор, вспугнутые, скрываются под тесноплетенными сводами леса, мяч утерян, его колышет вода, голоса угасают; глухо дрожит стена, с гвоздя срывается рама, и нечто лезвием вскрывает створки ресниц твоих, Аннабел! это рассвет души, одиночество переходит в единство. Медные петли взрываются. Аннабел. Тонкая, единственно различимая во тьме, серебряная нить. Ад торжествует. Амен.


        * * *

            В саду курфюрста – праздник; боскеты пылают иллюминацией, рдеют померанцы, леденеют синие готические фонтаны, ритмичная мреющая страсть орхидей вторит либидо машкерада; а я, придворный поэт и импровизатор, любомудр и гордец, несчастный, всевластный флагеллянт, солист-сирота! я уснул в саду, в самом начале праздника, над истовым, пепельным, железным, тихослезным и ногтегрызенным, беспощадным и бесчеловечным томом северного провидца, – веки мне смежил Бродячий Сюжет, один из смиренных и насмешливых слуг вольного ордена, для которых нет расстояний, Бродячий Сюжет из желтых стран, где пальцы свивают в кольцо: мнe снилось, что я Сведенборг, которому снится, что он – это я, видящий себя Гением, насельником ужасных западных сфер ада, видящим себя Сведенборгом; и вот, все трое, мы с криком проснулись. Сон был быстр, как мановение век; Бродячий Сюжет, оправив ветхие, чистые одежды, улыбается: ах как много бабочек в этом саду, глиняных и медных, эмалевых, стеклянных, бабочек из серебра и сердолика! – он покидает сад, размышляя о предстоящих дождях и цветении одиннадцати лун, являющем облик Безликого; между тем праздник в разгаре, пейзане в белых чулках изысканно шлют пистоны друг другу, друг друга разместив в прихотливом порядке среди плющей и жасмина, и супруга и четыре дочки курфюрста ждут в очередь конюха, в меру разъяв ложесна, посреди немыслимого сада, в сияньи петард, в синем дыму предутра.


        * * *

            ... и особенно здесь и теперь, среди этого хлада. Не далее как, помните, Пушкин, недальновидный маг узконационального масштаба, животномесмерический адепт, с ироническою слепотою безверья, соразмерной живейшей вере, не мог не увидеть; мы для наших покойников – тоже покойники, ревенанты, выходцы, аборигены ужасных потусторонних сфер; и, иллюстрируя первым попавшимся: графиня из гроба отважно и понимающе усмехается Германну. И сквозь глухую всю в огнях и музыках, русскую зимнюю ночь над нами продолжает простирать траченые крыла наш дух – скорбный демон несоответствий, и незначительный пиит, зачарованный пневматограф, строчит письмена, которых ему потом не прочесть и в посиненных потугах; но кровавые глаголы и деепричастия, вселяющие в нас такую безысходность, есть только плод орфографической неграмотности посредника, – неужель не слышно вам сквозь корявые закавыки весть, благую в своей простоте! – и окаянный морозный демон своей окаянностью, сам того не зная, предстательствует за всех.

            А поэтому – будем радостны. Будем тверды и просты, и будем молиться, именно здесь и сейчас, – ибо блажен демон, блажен Пушкин, блажен безумный Германн, блажен бесприютный перисприт в ледяных территориях ада; блаженны убивающие по незнанию и предающие по чрезмерности знанья; блаженны все безбожные пииты и все играющие в кости шахматными фигурами; блаженны блюдущие принципы формы и купающие персты в требухе забитого красного зверя, в голубой сентябрьский божий полдень, в кровавых кустах тальника и рябины, в гомоне и содоме лова. Блаженны все страшные грешники! ибо они те счастливцы, для кого Пришествие Спасителя – впереди, огромно и волнительно, как всякое назначенное на поздний час свиданье; и – так уж и быть – блаженны и вы, святая графиня, идущая со свиданья под утро, рассеянно щиплющая лепестки из подаренного букета, забывшая о времени и пространстве в русском своем, литературном гробу.


        * * *

            Кафедра. Полуденная библиотека. Пятнистый июньский свет. Липкий сон, таблицы, сочленения книг; о бедная паническая, нежная, хищная память – что ты: субстрат или акцидент!..

            Бог и Дьявол ведут беседу в пыльных солнечных коридорах университета, подобны профессорам, один из коих рассеянно-неряшлив и худ, гениален, другой тих, носовые платки себе вышивает сам, имеет кота, тапочки, геморрой; беседа отвлеченная, некто вертит пуговицу собеседника, задача: вежливо протиснуться между ними, ибо там, впереди – машут, ждут; солнце, лето, предпоследний экзамен.



Очень короткие тексты: В сторону антологии. – М.: НЛО, 2000. – с.192-195.
3 текста (кроме "В саду курфюрста...") впервые – "ГФ – Новая литературная газета", 1994, #8.


Дальше по антологии   К содержанию раздела
  Современная малая проза  

Copyright © 2004 Сергей Круглов
Copyright © 2004 Дмитрий Кузьмин – состав