Старушка жила в коридоре. Она была белая и тихая и жила молча, только ходила из угла в угол. Сколько ей было лет, никто не знал, как ее звали, никто не помнил. Все у нее умерли. Ни с кем она не разговаривала, кроме бабушки Дины из восьмой палаты, которая очень любила лизаться и которую она отучала от этой пагубной привычки. Кроме того, старушка любила писать письма покойному поэту Арсению Александровичу, потому что он единственный мог ее понять, будучи человеком ее культуры.
"Как весело и интересно я провожу время. Прелестна была прогулка по коридору, и погода стоит великолепная. Глупая Динка опять укусила меня за палец, что крайне неприлично с ее стороны. Женщина в белом колет и колет меня, отчего я испытываю легкое головокружение.
Прощайте, не поминайте лихом, потому что очень грустно и пора на почту. Нет, на почту еще не пора, поэтому можно поговорить еще немного. Знаете ли вы, что кошки совершенно непостижимые создания? Они не только обладают внутренним магнетизмом, что уже слишком известно, но также действуют на психику на расстоянии и даже излечивают фибромиомы и катаракты.
Да, помните ли вы этот чудесный романс "Две розы". Помните "одна из них белая-белая, была как попытка несмелая". Так вот, это я, и моя попытка выйти замуж за Н. А "другая же пряная-пряная, бесстыжая, наглая, пьяная" это Лидочка Неблюдова, моя подруга и соперница. Я вспомнила про это только сегодня и очень обрадовалась".
Письма к покойному Арсению Александровичу не доходили, потому что старушка не знала, что он покойный. И даже если бы знала, вряд ли бы это что-нибудь изменило. Поэтому письма возвращались в интернат, а старушка все чаще лежала лицом к стене. Но когда коридорная решила покормить ее с ложечки, гордо отказалась. Вставала она только затем, чтобы дойти до туалета, включить холодную воду и тонким обмылком постирать свои трусики, чего она никому не позволяла. Когда же она умерла, ее письма попали в руки одному местному поэту, которого родственники поместили в интернат за то, что он впал в детство и перед всеми извинялся. Они вдохновили его на прекрасное стихотворение под названием "Я не знаю тайны этой речи".
Она приходила, и вместе с ней появлялись пылинки, соринки, кусочки чего-то. Наверное, она приносила их из своей колясочной, где жила уже давно. Жила одна. Никого у нее не было. Даже в кино пойти ей было не с кем. Однажды, правда, появился у нее парень. Один раз они даже гуляли по поселку. Он пел ей песни, пел долго и по-грузински. И порвал ей ухо. Потом подруга в это ухо долго и нудно вставляла сережку. А она прыгала и прыгала на месте. И больше уже она ни с кем не гуляла.
У нее было длинное, серое лицо, обсыпанное пудрой. Она сидела за столом и, перебирая свои пылинки и соринки, писала письмо прокурору:
"Я, Темнохуд О.В., разошлась с мужем Темнохуд В.В. полгода назад, но не совсем. Все это время я скиталась по поселку Угледар, жила у сотрудников, потому что мне предложили: "Я нашел себе другую". Вещи забрать не смогла, некуда было. Сейчас сняла квартиру, он мне вещи не дает. Мне не на чем спать, я сплю с ребенком на одной раскладушке, которую мне дала на временное пользование сотрудница Свенцицкая. Еще заявляю, что Темнохуд В.В. постоянно терроризирует меня. Пришел в 23.02 и был в состоянии алкогольного опьянения, выбивал двери, дрался. Совершенно трезвый заявил, что убьет меня, если где-нибудь встретит. Я боюсь стать жертвой самодура. Прошу разобраться и принять меры".
Прочитав это, мой муж сказал:
Если это правда, она его посадит.
И пусть, сказала я. Если, конечно, это правда.
За окном играл магнитофон. Дикий, скачущий ритм и голос, повторяющий одно и то же:
"А барабаны плачут,
А барабаны плачут".
Раньше я была дочь и сестра, а потом стала жена и мать. А кто я теперь, неизвестно, потому что дочка зовет мамой бабушку. Но мне всегда было очень жалко себя, и я хотела, чтобы все меня жалели.
А жила я в библиотеке. Я сидела у окна и читала. Почему-то улицы были всегда полны тумана, и я тонула в тумане, как тонула в стихах, своих и чужих, плохих и не очень, все равно. И все было ни от чего, ниоткуда и низачем, и потому все было не так.
Никто не ожидал, что я выйду замуж, никто не ожидал, что я разведусь. Когда мы расходились, в нашей бывшей комнате остались мои вещи, уже ненужные, старые. Их выбросили, конечно. И ничего не было жалко, только старое пальто с капюшоном, в котором я ходила в библиотеку и была такая строго-печальная, и сама себе очень нравилась.
Так у меня появилось прошлое, и та комната, где "тень моя осталась и тоскует". Несчастная я была очень, и меня тянуло увидеть ту комнату и, может быть, встретиться со своей тенью. Вот и пришла я в тот двор, который, как раньше, был полон тумана. В окне я увидела на стене все ту же застиранную занавеску, и все во мне задрожало. А вот и вправду "ко мне навстречу тень моя идет". По дорожке навстречу мне шла женщина в моем сером пальто, том самом, шла, как будто бы ничего вокруг не видя, и прямо на меня. У нее было бледное лицо, выпуклый лоб и глаза навыкате, серый капюшон сполз, рукав пальто был оторван, а потом пришит на живую красными нитками. Вглядевшись, я узнала ее она жила где-то под лестницей и убирала во дворе мусор.
Из подвала вышел кто-то, то ли муж ее, то ли отец, маленький, высохший, с морщинистым лицом.
Куда поперла, корова? Иди работать.
Обойдешься, сказала она, повернулась и пошла к нему. И они вместе стали толкать тачку, полную тряпья и битой посуды.
Она сидела на полу и рыдала. Он стоял над ней и ждал.
Хорошо, говорила она в паузах между рыданиями. Вот тебе чемодан. Собирай свои вещи.
Она бросила ему обшарпанный чемодан и ушла из кухни. От чемодана взвился столб пыли.
Но где мои костюмы?
Кончились костюмы. Она тебе купит новые.
Начинается...
Да, начинается. А как ты хотел?
Я хотел забрать свои вещи.
Свои вещи? Разве у тебя есть что-нибудь свое?
Господи, опять... Ладно, хрен с ними, с костюмами. Но почему здесь такая куча грязных носков?
На память... На длинную память. Она захлопнула дверь в чулан.
Он рылся в шифоньере, вытаскивая майки, ремни, рубашки, комкая, бросал их в чемодан и вновь рылся в шифоньере.
Она же ходила большими шагами по кухне, включала радио и снова выключала, зажигала газ, ломая спички, и терла, терла никогда не вытирающееся пятно на клеенке стола.
Почему у меня такие грязные майки? И где мой черный свитер? Вечно у тебя все раскидано, разбросано.
Да будь ты проклят! отозвалась она из кухни.
Ладно, я проклят. Но где мои костюмы?
Костюмы улетели. А джинсы я оставляю себе в компенсацию, и проигрыватель тоже.
В компенсацию чего?
Тебя!
Он ушел. Медленно спустился по лестнице.
Эй ты! услышал он голос откуда-то сверху. Костюмы к тебе полетели.
Он поднял голову. Она стояла на балконе. Вещи медленно и плавно пикировали вниз, задевая ветки деревьев. Свитер повис на соседнем тополе, брюки угодили на цветочную грядку, а джинсы картинно повисли на крыше сарая.
Ну что, забрал свои вещи?
Он улыбнулся, размахнулся чемоданом, метнул его по направлению к балкону. И ушел. Она бросилась вниз по лестнице. Двор был пуст, только на дорожке, ведущей к ее подъезду, сошлись четыре толстые старухи в темных платках и вельветовых халатах. Сошлись и встали в кружок и, отбрасывая тени, шептались в сгустившихся сумерках.
Хлеба нету, говорили они. Опять хлеба нету.