Я.Рокпелнис
и А.Чак в переводах С.Морейно
ВЫСОКИХ БАШЕН ПОЖАР
Уильям Батлер Йейтс
(1865-1939)
....................................................в
переводах Ивана Бабицкого
Иван Бабицкий - один из интереснейших молодых поэтов-переводчиков Москвы,
переводит с английского (У.Б.Йейтс, Т.С.Элиот) и французского (П.Верлен).
TextOnly предлагает вниманию читателей его переводы из ирландского поэта,
лауреата Нобелевской премии по литературе У.Б.Йейтса. Здесь представлено
позднее творчество Йейтса: например, "Дикие лебеди в Кулэ" взяты из одноимённого
сборника 1919 г., "Водомерка" - из книги "Последние стихотворения" 1939
г.
В последнее время в России вышло сразу несколько книг Йейтса: книга прозы
"Кельтские сумерки", "Роза и Башня" - однотомник избранных произведений
в переводах Григория Кружкова и Андрея Сергеева.
Иван Бабицкий начал переводить Йейтса несколько лет назад совершенно независимо,
не зная обо всех этих изданиях. Почему Йейтс ныне стал так актуален -
сказать трудно. Легко придумать вульгарно-социологическое объяснение про
"потребность в мифе" или что-нибудь в этом роде; нам кажется, что здесь
необходимы более тонкие объяснения.
ДИКИЕ ЛЕБЕДИ В КУЛЭ
Листва в осенней позолоте,
И сух ковёр хвои;
В октябрьских сумерках мерцают
Озёрные струи;
Там плещутся лебеди, гладь разбудив,-
Полсотни и девять див┘
Здесь девятнадцатую осень
Веду я птицам счёт┘
Вдруг, встрепенувшись, врассыпную
По ряби тёмных вод
Скользнули они, и отчаянный взмах
Вознёс их на шумных крылах.
Гляжу на белые созданья,
И горько на душе┘
Где та пора, когда впервые
У сонных камышей,
Раздавшись в тиши, этот благовест крыл
Усталый мой шаг окрылил┘
Садясь на воду и взлетая,
Чредой влюблённых пар
Они резвятся беззаботно;
Их дух ещё не стар.
Они улетят, и виденья побед
И счастья умчатся им вслед.
Пока ещё по чёрной глади,
Как сказочный фантом,
Они скользят; но кто расскажет,
Чей взор они потом
Утешат, когда их сияющий сонм
Растает наутро, как сон┘
ПАМЯТЬ
В иной пленит огонь ланит,
В той - грациозность лани,
Но смысла в этом нет;
Ведь всё, что утро сохранит
От зайца, спящего на склоне -
Травы примятой след.
ВОДОМЕРКА
Чтобы культуре не сгинуть навек,
Чтоб не глумились над ней,
Пусть в этот час замолчат все собаки,
Пусть уведут коней!
Вождь наш Цезарь над картой в палатке сырой
Лелеет свою мечту;
Руки сцеплены под затылком,
Взгляд устремлён в пустоту.
Как водомерка над гладью озёр,
Скользит его мысль над молчаньем.
Чтобы высоких башен пожар
И лик этот помнить могли,
Двигайся тихо - пусть шум не тревожит
Это виденье вдали.
Женщина с виду - и всё же дитя,
Вдали от взоров толпы
Она певучей походке цыганской
Учит свои стопы.
Ккак водомерка над гладью озёр,
Скользит её мысль над молчаньем.
Чтобы девичий ум первобытный Адам
Смущал весенней порой,
Выгони этих детей из капеллы,
Тяжкие двери закрой;
Там на высоких лесах Микеланджело
Видит картины Суда,
Кисть его тише крадущейся мыши
Ходит туда-сюда.
Как водомерка над гладью озёр,
Скользит его мысль над молчаньем
ПОЛИТИКА
О, эта девушка у входа┘
Как трудно слушать мне
Слова о Риме и Советах,
О поводах к войне.
Тот, говорят, был в дальних странах,
Он в войнах знает толк;
Политик важно рассуждает
Про нацию и долг┘
Ну что ж, они и впрямь, быть может,
Всё знают наперёд;
Но если б я мог стать моложе
И впиться в этот рот!
НЕТ ДРУГОЙ ТРОИ
Как мне пенять на ту, что в дни мои
Впустила боль; ту, что, алкая мести,
Звала безумцев развязать бои
И натравить трущобы на предместья, -
Была б отвага не слабей, чем злость?..
И что могло бы дать хоть миг покоя
Той, чей надменный дух, как пламя, прост,
Чей лик - как лук, натянутый рукою
Из тех, что в век бессилья не в чести?..
С той красотой, торжественной и ярой,
Что совершит она, и где найти
Вторую Трою для её пожара?
|