Карманный альбом для Игоря
Вишневецкого
ИСПЫТАННОЕ ПОСТОЯНСТВО
В тридцатые-сороковые годы на
Западе ходил анекдот про беженца из фашистской Германии, который держал
у себя дома большой портрет Гитлера, чтобы не забывать, что такое родина.
Вероятно, такой человек был на самом деле, и даже может быть, таких людей
было много, но я этого не знаю. Зато я знаю от В. Эрля, что в Ленинграде
в тридцатые годы такую же историю рассказывали про писателя и филолога
Андрея Николаевича Егунова, только у него на стене были, конечно, портреты
советских вождей... Во время войны, между прочим, Егунов, который отбывал
ссылку в Новгороде, был депортирован немцами на работы в Нейштадт, а
потом, когда он в 1946 году бежал из лагеря для русских репатриантов в
оккупированной Германии, его арестовали уже американцы, и он снова отправился
в ГУЛАГ. Андрей Николаевич, говорят, шутя сравнивал свою жизнь со странствиями
Одиссея. За двадцать три года, которые его не было в Ленинграде, он сидел,
жил под надзором, но зато однажды, как мы успели заметить, провел целых
три дня в жизни на воле, чтобы отпраздновать день рождения (ему исполнился
пятьдесят один год).
Я познакомился со стихами Егунова
как раз тогда, когда служил в одном из военно-строительных отрядов, производивших
заготовку и обработку леса, и смог получить определенное живое представление
о системе репрессий в России, о которой читал у Шаламова и у Домбровского,
потому что с тех пор нравы и условия труда не слишком, честно говоря,
изменились. Я привык повторять эти стихи про себя, справляясь с разными
очень неприятными вещами, и не увидел ничего странного в том, что реальным
фоном многих стихотворений из сборника "Елисейские радости" действительно
были вереницы людей, ползающих, как муравьи, под смотровыми вышками,
и необъятное небо, перечеркнутое колючей проволокой:
Я полюбил и раннее вставанье:
чуть обнаруженных вещей
предутреннее очертанье.
Эта испарина полей -
нежнейший межпредметный клей,
почти сквозной, почти что млечный.
Я тоже растекусь, конечно,
смягчающей и смутной дымкой,
прежде чем стану невидимкой.
Егунов писал стихи и прозу под
псевдонимом Андрей Николев: он позаимствовал эту фамилию у русского поэта
XVIII века, автора комедий "Самолюбивый стихотворец" и "Испытанное постоянство".
Из современных писателей его, пожалуй, единственными друзьями были Михаил
Кузмин и Константин Вагинов. Из его романов, рассказов, стихотворений
и поэм сохранилось совсем немногое, и в 1993 году Глеб Морев издал книгу
этих произведений в Вене. При его жизни, в 1931 г., в России вышел только
один роман "По ту сторону Тулы" - книга, своеобразие которой можно сопоставить
с романами Ильязда и с "Финнегановым Уэйком" Джойса в переводе Анри Волохонского.
Впрочем, филологические работы Егунова, который переводил на русский язык
Платона и позднюю греческую прозу, тоже могли бы заинтересовать более
широкого читателя: скажем, статья о заимствованных из античных любовных
романов описаниях экстаза в житиях русских святых... В обширном вступлении
к русскому изданию романа Гелиодора "Эфиопика" он создал подробный портрет
грека эпохи эллинизма, и, хотя это строгий исторический очерк, в нем, вместе
с тем, легко опознать очень точное изображение ленинградского интеллигента,
которое могло бы послужить предисловием и к одному из романов Вагинова.
Кстати, в герое одного из этих
романов, коллекционере сновидений, остались черты самого Егунова. Со снами,
скорее всего, было связано и еще одно его увлечение. В двадцатые-тридцатые
годы он составлял сюрреалистические коллажи из журнальных картинок и репродукций
(вставлял, например, фигуру Лаокоона в популярную картину "Не ждали").
Нужно заметить, что для того времени это было отнюдь не расхожее и банальное
занятие, как сегодня.
Вернувшись в Ленинград после
перерыва, за время которого я познакомился со стихами Андрея Николева,
я, как и всякий другой молодой поклонник явления, называющегося петербургской
поэзией, начал разыскивать последнюю квартиру и могилу моего любимого
автора. Когда я увидел окошко пятиэтажного дома - "хрущобы" - через дорогу
от того самого садика на задворках пассажирского порта и торговых выставок,
где я учился ходить и куда бегал из школы, мне стало очень стыдно за мещанство,
которое я привык связывать с поэзией, и меня больше никогда не интересовала
жилплощадь писателей. Андрей Николаевич Егунов умер в 1968 году, и его
могила затерялась на самом прозаическом и безграничном Северном кладбище
Петербурга, по которому я бродил несколько раз, читая про себя Николева
и вспоминая шутку Ильязда, что отнюдь не большие очки создают большого
астронома. Изо всех мест и вещей, которые могли бы сохраниться от жизни
Андрея Николева, я решил твердо запомнить только старый анекдот о портрете
вождя. Ведь кто такой, собственно говоря, поэт, как не герой самых древних
анекдотов на свете, то есть, банальных рассуждений на тему свободы:
|
Нанюхался я роз российских,
и запахов иных не различаю
и не хочу ни кофею, ни чаю.
Всегдашний сабель блеск и варварство папах,
хоронят ли иль Бога величают
иль в морду мне дают, остервенясь -
скучаю меж соотечественников немусикийских,
но миром тем же мазан и пропах -
кто долго жил среди плакучих роз,
тому весь мир ответ, а не вопрос.
(май 99)
Продолжение "Карманного
альбома..."
|