Твоя работа гораздо богаче размышлений о ней. Подобное богатство твердит: поэт ненадолго проникся тем, что он допущен в мир. Это иллюзия, о которую, казалось бы, должна разбиться поэтическая претензия, но только не в короткий миг, творящий в тебе новую персону. Ты стягиваешь материю в узкий центр и даешь ей то имя, которого она достойна именно в данный момент, на долю секунды. Слабость и амбиции нынешней русскофонной лирики вызваны большей частью ее покорностью сторонним, теоретическим искушениям: отойти, потом с другой дистанции опять отойти, и текст вливается в сплошную вереницу быстрых увиливаний. Шаманская манера быть не с вещью, но заговаривать ее на расстоянии. Посему легко наткнуться на букву и условности мертвых, требующих мнимой оценки или даже истории, и ты оказываешься в чужой среде, не подключенный в себя, обычный случай. Автор боится одного: приблизиться к несомненности текущих состояний, ибо самое невыносимое задержать очевидность пустого потока, заставляющего нас подниматься с постели, завтракать, говорить, смотреть, возвращаться домой, ложиться спать. Человек умирает каждый день. Атмосфера, сопровождающая его до конца пути, насыщена веянием и отголосками переходных переживаний. Однако ее не поймать приступом, поскольку она увертливей и разнообразней любой экспозиции литературных приключений. Достичь ее в стихотворении, где остаешься в рамках двух-трех молниеносных решений, описывая лишь то, чего нельзя добиться в действии, труднее всего. Настроение без интриг оно пронеслось вблизи и забылось, чтобы позднее вернуться вспять, пока мы загнаны в простоту, от которой тяжело отказаться, потому что в ней содержится выбор. Но позволить сильным смыслам проступить, но все же наполнить внешний объект и бессознательный акт свободным дыханием, в то время как реальность не спускает с тебя глаз. Можно контролировать мягко открытый порыв, но ровно столько, сколько понадобится, чтобы не ущемить ее стихийность. Такая дотошность, заранее обреченная в творческом усилии на провал, тут представляется безумием, не будучи им. (Хотя, бывает, достаточно назвать предметы, неправильные по своей природе, наметив лишь ясные векторные штрихи, получишь эффект за дешевую цену. Так что порой произведение творится тотчас, продиктованное как бы движением руки, внезапный профетический импульс; что он прорицает? одновременно: и гибель, и вечность). Этим объясняется приглушенная адресность некоторых лучших стихов. Но вас не принимают. Единицы отторгнуты, и террор запаздывания падает на головы невинных (завидуешь Робинсону Джефферсу, который построил дом на берегу океана, дожил там до глубокой старости и писал мрачные и длинные верлибры). Конечно, вы примкнули к поэтическому сектантству: всякая малость вначале обороняется, как правило, невероятной жесткостью и дисциплиной форм. Однако сейчас многие пишут неясно, то и дело используя скользящий стилистический состав, словно стыдятся того, о чем пишут, или не владеют самой неясностью, путая фактуру и суть совершенно противоположных и смутных чувственных определений. В действительности они будто красят и покрывают словами уже готовый фон, питая таким образом демона глухих повторов. Превращают язык в каменного болвана, в экстатический метроном, судьбу переносят в субстрат, избегая, в сущности, практических воплощений, и тайна вряд ли аукнется, крошась в обыденный шифр, в нечеткий набросок. Строки здесь напоминают солнечные лучи, шарящие на безлюдной улице прохожих. Сюжет, просодию и план вершат другие в далекой обстановке. А мы видим только долгие дни и несколько дублирующихся лиц с утра до вечера в замедленном течении восточного времени.
Итак, "стиль придет к нам от добрых нравов" (Монтале), и заслуга поэта не речь, впаянная спешно в лирическое ярмо, но способность стиснуть, словно вещественное доказательство необжитой целостности, или, вернее, накрыть картину (так ловят с поличным), наделенную властью воскресать как раз в найденном образе. Некая внутренняя точность словесного опыта сторонится эстетического факта, переходящего в экзальтацию. Следует сохранить и вынянчить спокойствие. Плата: прозрачное соответствие собственным притязаниям. В моей памяти мерцает не языковой феномен меркнущей эпохи, но волнообразный сигнал, посылаемый, как новая мировая скорбь, индивидуальному испытанию в сиюминутном просторе, наперекор ложным свидетельствам бесконечных норм. Наверное, необходимо все-таки положиться на этот мифический напор, источенный и сдерживаемый покоем письма и набором твоих любимых состояний, что всякий раз меняются от предельной чистоты поэтических провокаций: климат, комната, человеческая фигура, земля, жаркий ветер, свет и ночь. Перед нами зреет объективный материал, который, судя по всему, ощутимей оттого, что он корректно помещен в легкую аберрацию, не устраняющую правдивость авторского поведения и длительный пафос. Идеальный текст, пожалуй, подобен реке, которую нельзя охватить взглядом от истока до устья, воспринимаешь обрывки бегущего беспорядка, скраденного и понукаемого берегами. Мы безуспешно тянемся к ней, неизменно, увы, пребывая в пределах стартовых надежд и догадок. Нам оставлен отрезок дневного света на столе, и в нем дрожит вся страсть блещущего мира. Воздух, обремененный ширью. Пустынный ландшафт. Последнее пристанище. Солнце.