|
Посвящается
дочери моей Веронике
СОДЕРЖАНИЕ
Часть первая
Тридцать шесть вариаций на темы
чувашских и татарских
народных песен
(1988-1991)
Часть вторая
Тридцать шесть вариаций на темы
чувашских и марийских песен
(1998-1999)
Часть третья
Двадцать восемь вариаций на темы
чувашских и удмуртских
народных песен
(1999-2000)
Часть первая
Тридцать шесть вариаций на темы
чувашских и татарских
народных песен
(1988-1991)
... закончив, они смотрели
на меня, охваченные своей песней.
Н.Гарин-Михайловский
I
Золотая проволока фигура твоя,
о, из алого мельканья
лицо,
выше шелковый воздух.
II
Был конь у меня,
хоть растянись ты на нем и поспи!
На крупе могла, не расплескиваясь,
держаться вода.
III
Мама в гости меня отпустила,
чтоб я покачивалась,
словно жертвенный котел над огнем,
в пеньи пред вами.
IV
В доме у батюшки
медным огнем освещает лучина,
все равно занимаюсь: золотом горит рукоделье!
Не надо чужого огня серебряного.
V
А тень ее там, все за той же оградой,
завтра пойдешь не застанешь,
тогда-то в тебя
войдет навсегда ее облик.
VI
Стан мой фигура татарская!
Видимо, слишком разошлась среди вас,
в пляске очертанья она растеряла
фигуры татарской.
VII
Поплакала ты и притихла,
и теперь одиноко белеешь в сенях,
как шелковая нитка
в ушке игольном.
VIII
Вышивки в танце на вас!
То ли кланяются васильки,
то ли
щебечут ласточки.
IX
Остановитесь у ворот полевых,
приподыму я колпак мой,
пусть мои кудри еще поблестят вам
в поле родном.
X
Стан мой легкий, глаза мои черные
в этом огне хоровода родного
горят, быть может,
в последний раз.
XI
Не уменьшить мне боль,
полдуши в этом поле оставив!
Молчу я, и лишь за холмом, как ребенок,
громко плачет куница.
XII
Прибыли мы за невестою
с сердцем белым,
сделаем свадьбу
белее снега.
XIII
Если запустить мое пенье
ладом скользящим,
лучшая песенка выкатится
клубком золотым.
XIV
Кружась все быстрее,
родные остаются луга,
значит, в деревне уже не вмещается
отныне мой тоненький стан.
XV
Что ж в ожидании нас
белым полотном не застлали ваш двор?
И монету серебряную не прикрепили
ко лбу вашего дома.
XVI
Танцуя,
в бусы превратим кирпичи этой печи,
серебряные в ней загорятся
дрова.
XVII
Задрожали
верхушки берез,
как белая луна, появляется
невеста в воротах.
XVIII
Есть песенка средь трав на лугу,
пойти ли к ней и запеть ли,
иль принести вам сюда
и спеть на прощанье?
XIX
Вот, уже исчезают
в поле, среди ковылей.
Уже не слышно бубенчиков.
Мы как птицы стоим.
XX
Все настойчивей зов одинокий
иволги за околицей,
подружки невесты задвигались,
как овсяные снопы золотые.
XXI
Голос мой тонкий, как голос кукушки,
ветром потом отнесет
долго звенеть
рядом с оставленным домом.
XXII
Ах, и золотистые мы, и алые!
Проехав при свете листа кленового,
въезжаем
при свете пшеничной стерни.
XXIII
Отправилась милая в путь, и черная ласточка
навстречу ночи
мчится по крыльям лия
ручьи дождевые.
XXIV
А богата была девятью походками:
чередовались играли!
Потом
жизнь оставила только одну.
XXV
По этому полю проедем
от края до края,
каждый лепесток каждой ромашки
приподымая.
XXVI
Встречая меня,
отец мой раскатывается, как шелковый тюк,
скатывается обратно,
меня проводив.
XXVII
Никто, ничего, ни о чем,
так и проходит мой век,
вода течет, никто не спрашивает:
"Как ты течешь?"
XXVIII
Мама, на подоле твоем
все следы от подпрыгивания
детских ножек моих!
Дай, лицом прикоснусь.
XXIX
Точно конопляное поле отцовское,
ровны лесные вершины,
плывет моя песня над ними,
будто поет это лес.
XXX
В поле зеленого жаль,
жаль золотого над полем!
Брат мой, стареем,
седеем, как синие бусы.
XXXI
Принесли мы изящество ног,
чтобы
в памяти вашей оставить!
Разрешите нам пляску последнюю.
XXXII
Давно уж не видно деревни,
а окна отцовского дома
трещинами в рамах свистят,
призывая вернуться.
XXXIII
Мама, начнешь подметать ты горницу,
может быть, вспомнишь меня,
споткнешься
и перед дверью заплачешь.
XXXIV
Горит свеча,
не видимая глазу красной лисы,
прощайтесь, очертанья души моей юной
пребудут средь вас.
XXXV
Хватит, покружились мы здесь,
как звонкие монеты серебряные,
поклонимся, согнемся пред вами,
как белые деньги бумажные.
XXXVI
И там, где стояли мы,
пусть останется
свечение нашего
благословения.
Часть вторая
Тридцать шесть вариаций на темы
чувашских и марийских песен
(1998-1999)
Я пришел в себя и в ответ на их поклон,
проникнутый и сам приветом, уважением
и признательностью, поклонился им.
Н.Гарин-Михайловский
I
вы с нами уже попрощались
и пением, и молчанием грустным!
Но пока что мы все и полностью
в ваших глазах.
II
Соломинка на дороге, соломинка,
краса Земли!
Но сдует ветер, и шуткой
кончится эта краса.
III
И вновь, призывая
в поле для нового гула труда,
в небе резвятся
белые кони грозы.
IV
Дошел ли, внезапно, шепот беды,
тронул ли кто-то, утешая, рукой?
Нет, это просто ветер откинул
левую полу моего армяка.
V
И цветущая черемуха
издали
одиноко белеет
будто продвигаясь сквозь лес.
VI
Только что спели Песнь о Сохе,
и уже на конях
сидим, наблюдая за жаворонком
в небе весеннем.
VII
Осиротевший, брожу я один,
лежит на лугу олененок,
белый от него подымается пар,
душно весь день от тоски.
VIII
Алея, приближается Время Хороводов,
веянье этого в лесах и лугах;
у входа в деревню, за речкой,
цветы арбуза как свежие снега.
IX
Крона черемухи
словно встревоженная ласточек стая:
буря!
бьются они, не взлетая.
X
Белый на лугу расцветает цветок,
и ты в рост, и растение в цвет,
луга торжество, луга исполненность,
ай-ийя-юр.
XI
Лишь в сновиденьи войду
в этот наш двор,
тише, любимый мой пес,
рыжий ты мой соловей.
XII
Алый в саду расцветает цветок,
и ты в рост, и растение в цвет,
сада торжество, сада исполненность,
ай-ийя-юр.
XIII
Шорох березы как шепот "прощай",
а над нею
стриж одинокий
как падающие ножницы.
XIV
Тянутся стада к водопою,
скоро начнется хоровод за селом,
вся деревня белым-бела
от девичьих нарядов.
XV
Сколько братьев и сверстников столько красы,
все больше и бездн их отсутствия!
Голову мою отпускаю на волю
пусть ищет, чем успокоиться.
XVI
Мы песнею
отцовский заполнили дом,
побудьте вы молча, пока удаляемся
в поле ночном.
XVII
При пении косарей
вдруг затихаю я с думой
о том, что хорош для наклона в косьбе
юный мой стан.
XVIII
Вместо серпа, для меня предназначенного,
выкуйте ручку для двери,
радуйтесь, ее открывая,
закрывая, задумайтесь.
XIX
Все в белом,
в поле жнецы разбрелись,
как разбросанные серебряные кольца
в золоте ржи.
XX
А после останется
во снах, да в чужих краях,
платок, поблескивающий
за три версты.
XXI
Чтобы кукушка шалила, я не слыхал,
чтобы, заикаясь, она хохотала!
Видимо, у Бога кончаются
все умные Его времена.
XXII
И заполняется поле
все более цветеньем гречихи,
с утра дополняемым
пением нашим.
XXIII
И черные воды
текут, виясь,
прореживая перья в крыле
одинокого гуся.
XXIV
Начинается пляска,
и свечи зажгите такие,
чтоб озарилась
вся подруги моей красота.
XXV
Поля, почерневшие от наших рук,
от них же теперь золотятся,
словно в песне, одной и той же,
загорается по-разному радость.
XXVI
Мы такие цветы луговые!
Если наших головок
девичьи не коснутся подолы,
не откроемся, не распустимся.
XXVII
Давно тебя нет, но черты-очертанья твои
мелькают, разрозненные, в полях и лесах
на лицах, на спинах, плечах
правнуков и внуков твоих.
XXVIII
Мы играем в бусы, а сорока
мимо дома, мимо дома Алендэя
чертит-чертит крылышком зеленым,
бусы белые бросает Пинерби.
XXIX
Потом, появившись во сне,
как на мосточек, ты ступишь
на тот же вечерний, на той же тропинке,
гаснущий свет.
XXX
Юность как луг! И, побывшие там,
одно мы запомнили:
игры девушек это крапива,
игры парней чертополох.
XXXI
Будто что-то случилось с жизнью моей!
Ударившись о лесную ограду,
солнце тяжело восходит
из-за редких дубов.
XXXII
А леса начало
в инее таком небывалом:
страшусь и подумать,
как же я в это войду.
XXXIII
Мерцая, приближается Праздник Саней
и среди нас опускается,
скоро растаять ему
вместе со снегом последним.
XXXIV
Вяжу тебе так давно рукавицы,
что лопнули мозоли на пальцах,
и глаза испортились, всматриваясь вдаль
в ожиданьи тебя.
XXXV
Долог, как горе, мой путь,
и снега почерневшие
давно уж съедают лодыжки
коня моего.
XXXVI
И облако плывет, круглясь,
будто шапка на моей голове,
и век мой проходит, как в сновидении,
без сна увиденном.
Часть третья
Двадцать восемь вариаций на темы
чувашских и удмуртских
народных песен
(1999-2000)
И, заколдованный песней, я видел
теперь то, что скрыто от смертных.
Н.Гарин-Михайловский
I
Давайте встанем в ряд,
подобно ладной ограде,
приосанимся, подобно луне
в пору полнолуния.
II
Скоро удаляться нам в поле,
скоро и оттуда исчезнуть!
Соседи и родные, шумя и покачиваясь,
поют, как Елабужский лес.
III
Увидел огонек подошел я к окну,
позвал, но ты голову не подняла,
только шелковая пряжа рассыпалась
будто шепотом грустным.
IV
Прямо в сиянье мороза
пою я как другу в лицо,
и от голоса уже индевеет
шубы моей воротник.
V
И сквозь звезду
виднеется дорога,
по которой уйдем,
чтоб не вернуться.
VI
Когда со двора выходила,
с отцом разлучаясь,
лучше бы шелковой ниткой я стала,
чтоб, зацепившись, остаться.
VII
А сквозь луну
видится поле,
на котором мы
останемся, павшие.
VIII
Брат мой, из детства моего,
ушел, как из сказки грустной,
мне снится его старая мельница:
шесть крыльев как шесть огней.
IX
И, наконец, опустилась
я на колени средь поля,
не оттого, что устала,
а потому, что горела душа.
X
В доме от пения то светло, то темно,
будто, от дыхания нашего,
держатся над нами
поляны тепла.
XI
А конь вороной ушел,
потому что забыли закрыть ворота,
а с поля, внезапно притихшего,
во двор как будто вошла беда.
XII
И вдруг просыпаюсь,
словно услышав тебя!
Солнце восходит,
вкруг яблони светом виясь.
XIII
Братья уже входят в село
с Песнею в честь Возвращения,
и ветер шумит в горах,
заставляя шалить оленят.
XIV
Коснулись ли руки чужие? трону слегка:
змеей изогнется (значит притрагивались),
защебечет, как ласточка
(значит не тронули).
XV
Конь мой понесся быстрее,
ждет, очевидно, меня мой сват,
заранее отворяя ворота,
деревянный свой семафор.
XVI
Грустно, и погода дождит,
истрепывая старую одежду мою,
и горюющее сердце изношено
плачущею постоянно душой.
XVII
Вы настолько покинули
нашу память о вас,
что не возвращаетесь
даже и в наши сны.
XVIII
Пою я, и будто сквозь слезы
что-то мелькает в гореньи заката,
это по давнему полю идем
мы с конем вдвоем.
XIX
А за туманом
у дуба зеленого
нет и посильнее ветки,
чтоб пошуметь.
XX
Неживыми на чужбине останутся
эти руки и эта голова,
дым паровоза бьет нам в лицо,
чтобы памяти лишить напоследок.
XXI
И внезапно покой, как будто
я, для этого, в мире один,
и вьюга во дворе, вьюга в огороде,
вьюга в полях.
XXII
И день притих, будто умерло
что-то важное в нем,
и спит лиса у подножья горы,
укрывшись красным хвостом.
XXIII
Меж Казанской землей и Чувашской
видели вы столб межевой?
Это не столб, это я там стою, от несчастья
одеревенелая.
XXIV
И очень ярко,
как в русской песне,
ветками перебирает
береза по имени Александр.
XXV
Смотрю на воду она спокойна,
и думаю тихую мысль:
можно пережить еще что-то хорошее,
ведь может быть доброй и смерть.
XXVI
Вдруг все вернулись, все вместе,
но пугающими становятся крики и шум,
и с усилием останавливаю сон,
как в степи останавливают обоз.
XXVII
И не падают ли пояса с наших талий,
не прошла ли жизнь?
Спрашиваю так, как кукушка кукует,
как бьют часы.
XXVIII
Снова страда, и певцы и птицы
задумываются и умолкают,
кто-то на время,
кто-то быть может уже навсегда.
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ" |
Геннадий Айги |
Copyright © 2001 Айги Геннадий Николаевич Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |