ТИШИНА
1
с тех пор как я помню что-либо
знаю
по боли в глазах
где и какими ударами
молчание наше окрашивают
и упоминанья достаточно
здесь где шумят пробужденья
2
а те с того самого времени как начали видеть свет божий
стали впервые теперь различать
черное от белого
и пришли в восторг и торопятся уже сообщить
вот это белое
а это черное
3
бьют
в зреньи другие раскалыванья
и в криках как будто годами
во мне утоптанных
связей ищу как прожилок
когда продвигаясь облеплен насмешками
словно репейником
где-то в овраге
один
(о как это было
когда-то
одиноко и чисто
лишь я и поле
как мир)
ЗДЕСЬ
словно чащи в лесу облюбована нами
суть тайников
берегущих людей
и жизнь уходила в себя как дорога в леса
и стало казаться ее иероглифом
мне слово «здесь»
и оно означает и землю и небо
и то что в тени
и то что мы видим воочью
и то чем делиться в стихах не могу
и разгадка бессмертия
не выше разгадки
куста освещенного зимнею ночью
белых веток над снегом
черных теней на снегу
здесь все отвечает друг другу
языком первозданно-высоким
как отвечает всегда высоко-необязанно
жизни сверхчисловая свободная часть
смежной неуничтожаемой части
смежной и неуничтожаемой части
здесь
на концах ветром сломанных веток
притихшего сада
не ищем мы сгустков уродливых сока
на скорбные фигуры похожих
обнимающих распятого
в вечер несчастья
и не знаем мы слова и знака
которые были бы выше другого
здесь мы живем и прекрасны мы здесь
и здесь умолкая смущаем мы явь
но если прощание с нею сурово
то и в этом участвует жизнь
как от себя же самой
нам неслышная весть
и от нас отодвинувшись
словно в воде отраженье куста
останется рядом она чтоб занять после нас
нам отслужившие
наши места
чтобы пространства людей заменялись
только пространствами жизни
во все времена
ПРОЩАЛЬНОЕ
было потери не знавшее лето
всюду любовью смягченное
близких людей полевых
будто для рода всего обособленное!
и жизнь измерялась
лишь той продолжительностью
времени ставшего личным как кровь и дыханье
лишь тою ее продолжительностью
которая требовалась чтобы на лицах
от слов простых
возникали прозрачные веки
и засветились
от невидимого движения слез
ОТЪЕЗД
Забудутся ссоры,
отъезды, письма.
Мы умрем, и останется
тоска людей
по еле чувствуемому следу
какой-то волны, ушедшей
из их снов, из их слуха,
из их усталости.
По следу того,
что когда-то называлось
нами.
И зачем обижаться
на жизнь, на людей, на тебя, на себя,
когда уйдем
от людей мы вместе,
одной волной,
когда не снега и не рельсы, а музыка
будет мерить пространство
между нашими
могилами.
ОТМЕЧЕННАЯ ЗИМА
белым и светлым вторым
страна отдыхала
причиной была темноте за столом
и ради себя тишину создавая
дарила не ведая где и кому
и бог приближался к своему бытию
и уже разрешал нам касаться
загадок своих
и изредка шутя
возвращал нам жизнь
чуть-чуть холодную
и понятную заново
ИЗ ГОСТЕЙ
Ночью иду по пустынному городу
и тороплюсь
скорее дойти до дому,
ибо слишком трудно
здесь, на улице,
чувствовать,
как хочу обнимать я камни.
И как собака деснами руку
руками свои рукава
и словно звуки
прессующей машины,
впечатленья о встречах в том доме,
который я недавно покинул;
и жаль кого-то жаль постоянно,
как резкую границу
между черным и белым;
и тот наклон головы, при котором
словно издали помню себя,
я сохраню до утра,
сползая локтями по́ столу,
как по воску.
ЛЮБИМОЕ
Бледное лицо
золотая кожура тишины!..
Где-то движутся сны
налегке,
и нет ничего,
кроме заигрывания бога
с самим собой
за этим его
прикрытием.
И из этой игры
дочеловеческих начал
мне остается
познанье тоски.
ИЗ ЗИМНЕГО ОКНА
голова
ягуаровым резким движеньем,
и, повернувшись, забываю слова;
и страх занимает
глубокие их места,
он прослежен давно
от окон через сугробы наис косок
до черных туннелей;
я разрушен давно
на всем этом пути,
издали, из подворотен
белые распады во мгле
бьют
по самому сердцу
страшнее, чем лица во время бурана;
все полно до отказа, и пластами тюленьими,
не разграничив себя от меня,
что-то тесное тихо шевелится
мокрыми воротниками и тяжелыми ветками;
светится, будто пласты скреплены
свистками и фарами;
и, когда, постепенно распавшись,
ослабевшее это пространство
выявляет меня в темноте,
я весь,
оставленный здесь между грудами тьмы,
что-то больное
и невыразимо мамино,
как синие следы у ключиц
СНОВА ЛЮБИМОЕ
Что богом забыто во сне
под этою тонкою кожицей?
Он здесь удивился впервые,
и это пространство знаменательно тем.
Самые тихие волны
и самые далекие берега...
И где там я?
Ведь глаза открываются
ресницами в мою сторону,
и где-то под ними я становлюсь
никогда и не существовавшим.
Я звуков боюсь,
и боюсь я света
за это лицо,
но жизнь уж проходит, и мы выдержим всё
на этот раз.
ОКНА ВЕСНОЙ НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ
качающимися квадратами
цветения и звона
всех детств моих, знакомых
прозрачным опустевшим городам,
я их коснусь, и девичьи венчанья
всё так же будут длиться
без музыки и без дверей;
глубины теплятся
зеленовато-сумрачно,
и плачут там, за ними,
дождем измазанные мясники,
упав на груды рыб;
и вновь топтанье и переступанье
я здесь, я здесь;
топтанье и переступанье
раз навсегда
как колокол в тумане
и как шмуцтитулы акафистов
мне снится красная разорванность и собранность
СНОВА СОН-«ПОТЕПЛЕНИЕ»
а вокруг называясь
Местом неведомо чем «потеплевшим»
прерываясь как сон
и опять начинаясь
продолжается сна продолженье:
вводятся те же окрашиванья
ударами будто спросонья
поддерживая разделения
серого на менее серое
роются
вязнут
в добиваниях в месиве темном
шевелений уползших
и все это единство толчками подрагивая
сдвигоподобий
проборматывается «жизнь»
вспыхивая изредка
лжеогоньками
ЖЕНЩИНА ЭТОЙ ВЕСНОЙ
Птица у стенки, падая замертво,
клювом скользнула по белой бумаге,
я не вижу ее, но она у нее,
потому это знаю,
что стыжусь ее взглядов.
Блеск подглазья,
как будто бесстыдно положенный
пальцами мальчика,
на мост поведет
меня через час,
и будут флаги свободны,
и далеки, и свежи;
это ведь за нее устаю
и за нее умираю
среди зелени странной:
все кругом состоит
из свисающих
и бесперспективных лоскутьев
осиновой дикой коры
без стволов и без веток;
а стыд за нее не проходит,
как будто касалась она
соломы на нищем гумне,
как будто из окон больницы
рассматривают ее вечерами
и знают: «не надо, не надо...»
и слишком уверенно
и равнодушно молчат.
САД НОЯБРЬСКИЙ МАЛЕВИЧУ
состояние
стучаще-спокойное
действие
словно выдергиванье
из досок гвоздей
(сад
будто где-то вступление ярого-Ока
сад)
УТРО В ПЕРЕДЕЛКИНЕ
все словно высчитывало
в этом доме себя самого:
пальцы чьи? и мелькало: чей свет? чья синица? чей щёголь?
пологи надвое дарили себя
имея при людях
где-то свое раскаленное дно
и наклоняли тут двери
на независимой от близкого леса
площадке дверей
а часть платья на теле
словно холод осенний на картах игральных!
это льду! подоконники льду! пальцы детские льду!
всё в оттисках свистов
светло и оконно
будто без девочки этого дома
зацокало «це»
в брошенном всеми дому!
но войду и лесным тарахтеньем поверхности
станут полны потолки
и засветишься
вся словно колючки испарины
непрерываема
и узоры волненья как тени полыни
составят тебя наподобие
светлого хозяйства из перебоев дыханья
и утро подробно
подробен и сад
и все при тебе
в этом доме подробны с утра
как будто возникшие каждый в отдельности
только сейчас
ПОЛЕ: КОЛОСИТСЯ РОЖЬ
а ширящийся ты
и вдруг блеснет
щемя царапиной девичьей
во ржи: еще не становясь
(все чаще режет тонкий голосок
толчком божественного есть
у леса засиять!
почти невидим воздух-шелк
в проколах
(о душа)
слепящих
АЛЬТ
птица черная здесь затерялась
о ясный монах галерей
и снега кусок как в награду звезда!
отрываясь от грифа
падают доски селений
здесь во дворе опустевшем давно
и дереву нравятся вывихи дерева
бархату шёлка куски
а струны ложились бы четче на книги
освещенные снегом на крыше
через окно
ВСПОМИНАЕТСЯ В РОСТ
ля́ля, ля́ля без смысла и ля́ля,
пугающая, словно ранены жабры,
и части одежды
опрокинуты в воздух оттуда
там вдалеке,
когда я не вижу, до боли расцвечены
и, смягчу я, тряпичны смягчу;
а это
понятие-облако
столь неотступно-свисающее
будто явлением близко-тревожным «нося»?
это было об астре, о ночи и о подоконнике,
здесь о плечах,
представлю ее я в движенье,
но там, где от поля
словно от стула,
и нет никого;
вся лель, вдоль и лель, прикрывая и шею,
дальше тянет как с горки,
вот здесь-то и плачут и не понимают;
и где-то у пыльной дороги
орешника долгий и стершийся край
как вдоль плачущего одного;
и ясно прощается друг,
и думают снова: «да едут же где-то к деревьям,
снится же что-то другое;
и были же корни не здесь,
а мука сильней оказалась»
ВСЁ ТАК ЖЕ С ТЕХ ПОР
посредником было окно слуховое
между душою и небом!
а окольное зрение без крапинок глаз!
тревожило детскую память
как золотистую женскую стенку
меж нами и миром
и тогда зафиксировались
беспамятством мысли
в лете четвертом увиденные
тени ладоней
заовражных существ
АСТРЫ НА СТОЛЕ
срезая, качаясь слегка,
как столкнутся сейчас «озаря сизари»,
как «железо» из книги в осеннее утро
на белой странице, и сразу осеннее поле,
тропинки, ворота, село;
а белое в памяти: дальше меня, за спиной, чуть касаясь сугробов,
здесь не увидим, но знаем;
здесь, как под облаком ветка, проведшая лето на крыше вагона,
врасплох хорошо и светло,
словно прячут частями
движенья девичьего детства
в углу водолинии
ВЕСТЬ С ЮГА
мучает золото сон завершая
слабо присутствуя днем
и где-то основой таится лицо
свободное с ясностью санной
издали стати моей достигающее
тревожа до света на коже
уместное прятать глазами
море и флаги чужие
узкою черною влагой
сливая их с сердцем
осторожно присутствие в памяти
идеи-колес-вдоль-кустарников-выжженных
вкривь выявляет виски
о словно при крови и золоте
это я вижу во сне
раненой стенкой лица!
и касаясь как ран подсолнухов
утешение шепчется в платье и в волосы
светом на горы натянутым
как алебастром вечерним и робким
в узоры Грааля
К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ САДА
и примем мы свет на движенья нескромные
от самих лопастей
сегодняшнего цветодержца
не зная что камни и ветки и кожа лица
видимые раны его!
и «я» говоря называем его расхитителем
одного неизменного
праодного своего же сверхсада
и здесь за оградою астры
не утешая ярки́
словно руки он режет себе!
ДЕВОЧКА В ДЕТСТВЕ
уходит
как светлая нитка дыханием в поле
и бело-картонная гречка
срезается лесом
птицы словно соломинки
принимают шум леса на шеи
косички ее вдоль спины наугад
словно во сне начинают село
глядя на край каланчи
и там на юру на ветру
за сердцем далеким дождя золотого
ель без ели играет
в ю без ю
УТРО В АВГУСТЕ
прячем день от себя замечая невольно
словно в горнице листья в саду
и таится он мирно
где-то в этом же доме где дети играют
от нас независимо
мы ни при чем
пусть тебя создает этот свет выявляя подробно
отпечаток тем временем примут
уходящие всегда навсегда:
все окна и двери открыты везде постоянно
рвут ветки свет
от колебанья межсвета единого
страдания в нас
и того что над нами
за которым хранится давно
отсвет робкого облика
в самой глубине первосвета
ЗИМНИЙ КУТЕЖ
а пить как будто в Лете спать:
с лицом чужим
как бы натянутым:
над местом не-вещественным
опасным
и озаряться в той реке
огнем незримым тьмы
ты там мой друг
в беспамятстве сказавший:
«как жить? да шкурой на базаре торговать
своею
золотой»
ВТОРАЯ ВЕСТЬ С ЮГА
отмечу что лицом ко мне
похожим на порезы вдоль сирени
и тайным ворсом крови сильная
там за ее воротником
а сердце будто бы при шуме спрятанном
иголки с выявленьем музыки!
и проверяя есть ли мы
учесть придется нас с начала крови
она одна и нет конца
и «я» и «ты» лишь щебет птиц
уже вдали
уже не здесь
но есть и вызовы в больницу к маме
и вечная по улицам ходьба
Как жизнь долга Прерывиста И птицы
летят другие Слабые как мы
Себя как их Не жаль И будешь обесценена
как Много убивая
доказывали в детстве нам
РЕКА ЗА ГОРОДОМ
а паутинная
пылью со дна как местами чердачными
восходящая к полю
и шелк и паутина
ее притягивая увлекутся
соседями оказаться такими же
как тень и пыль
и паутинная
как шелк во сне покажется нездешней
и связи с облаками
из пуха-хромоножки трав
глаза обманывающих
и алеющих
ВЕСТЬ В ТЕРЦИНАХ
о голубя сон превращенный в сидящую тихо при первой звезде
высокой как девичий обморок
как детский ночлег на дворе!
и красными досками воздух
с луною входящий
в проемы везде
а весть-то протянута в видимом вечере к дальней заре
как переваливающийся вдоль старого дерева
мир гиацинтов
где красное поле глубоким накатом
восходит к горе
и нежного дела одевается дух уже третий
в кровь ли цветка словно тамр индийский:
под кровлей разыгрываясь
в цветы соберется в саду
и лишь выходящий из солнца содержится в духе загаданном
светлее чем бинт
К ПОЯВЛЕНИЮ СНЕГА
снова
он здесь
возвращаясь со дна
тихой поправкою
звуков на ветках
долго
(словно не день
а уже
без селений без города
без говорящих)
будто входящий
(всё ближе)
опять на стене на бумагах
над окраскою печки он с детства разбросанный он
отобранный и возвращаемый
во тьме через тихое поле пугавший
белым знакомым лицом
ПРОГУЛКА В ЛЕСУ
в ветре в составе волнующей гнили
сестрою тебе неизвестных когда-то бесшумно расслабленных
ветром иным Б-циклоном газгольдеровым!
и словно откинув осины кору
бесцветие сеется битым стеклом
и хлопает где-то кора:
дом? остающийся в поле
бревна свои освещая
зримыми грустно любить муравьев
где? сами не знаем
мы ила достойны нежнее
и сами темней
и равны составу недоброго сна
меняются около глаз
сопровождающие
вымоины лекарства зеленого
христолесную
слегка отделив
придав ее телу не-наше
улиток следы на листе
всегда-колыбельные
ЛАСКА ПОЛЫНИ
а поле: больница-мельница!
и словно в углу
ветка полыни:
будто в день зимний
пальцы
отдельно
в муке́
1964
В ПЕРЕРЫВАХ БЕССОННИЦЫ
во сне как в мелу
будто на лицо принимая резню
грудь отводить
от сеющейся словно сухая мука
в себе и при мне
не умеющей при нас отстояться
вьюги особенной плотью от смерти
нас посещающей
ЛЮБИМОЕ В АВГУСТЕ
светом
страдающе-в-облике-собранным
из первосвета явившись
вздрагивая
ждать
и создана там где обилие лёта-идеи
склонно наверное к дару
где покорилось уменьшенной частью
тихим увидеть себя:
«быть»
как в сознании было бы птиц:
« »
КОЛОМЕНСКИЙ ХРАМ
овес
зернами тебе подражающий
красным пятном отражался
на па́ру с тобой
когда в облике мысли нас видел сперва
Спас
сеть
осенним угаром возможна на ягодах
над кожею звоном твоим
но весть
восходящая ввысь
единственно суть
у ветра
синицы и друга
спросил я навеки ли мы
и доносилось снаружи печально:
«три»
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПЕНИЕ
к ребенку плачущему
касание гибко и кожье
женщины сильной и действенной
словно устройство с кровью и зеленью
для колесования
и как открывается белое в ветках
ярко и больно
так от стола до окна
происходящее нежно:
в спокойствии женском есть и место-вечер
и место-утро
и словно красные части одежды
даже в воздухе близкие к крови
обнаружится долгая
вечерня сердечная
это в теле как будто ином и вторичном
за тем основным
в озарении ищутся корни
спевших когда-то и винами залитых
как луч пустой
К КУТЕЖУ ЖИВОПИСЦЕВ
(Вместе с А. З.)
одеты в раны есть: и цветниками бога
где красные от ветра чумового
соединимые следы!
ах так кричать похожим быть на пену
кровавую то тут то там
(пуста Москва как поле декабря
и как обрывки свиста
гуашей тонко дрожь)
А. З. художник Анатолий Зверев.
СТИХИ С ПЕНИЕМ
Первый голос
просто облако есть просто дерево
просто поля и дома
(и все они тут как и ты)
и все они тут же как я |
Второй голос
отъехал от дерева и навсегда удалился от леса
что-то взлетело в нем от реки
(птицы исчезли прозрачнее тра́вы)
его уж все меньше
и: |
Хор
(Пение без слов, возрастающее постепенно.) |
|