Стихи. М.: АРГО-РИСК, 1997. Серия "Библиотека молодой литературы", вып.9. ISBN 5-900506-52-5 Обложка Николая Самонова. |
* * *
Столько ловушек. Посмотри: сколько ловушек.
Ангелы, видите, сколько ловушек?
В горсти только ладанка. Ни злотого нету, ни крошек.
Только ловушки, ловушки и ладанка.
Барон, умерла твоя баронесса. Заболела, зачахла и умерла. И
серебро унесла в гроб с собою. Нету серебра. И
золото унесла, спрятав под крышкой, крышкою гробовою.
Всё унесла баронесса с собою. И
легла под дорогу варшавскую столбовую.
Барон, воскресла твоя баронесса. Воскресла, поднялась и пришла.
Что у тебя, баронесса, покажи ладонь.
Только ладанка. Ладанку я с собою взяла.
* * *
Так смешно птицы летят. Замерзают. Падают вниз.
Видишь, какая суровая зима?
Ты такую же не помнишь. Слишком молодой.
Ты такую не поймешь. Не хватит ума, молоко на губах.
Морозы, стекло в чешуе.
Посмотри: капельки, серебро.
Не целуй меня. От этого герпес на губах.
Рождество
У крана и валуна точечка на спине видна.
Это такая игра.
Ты бы со мной не смогла.
Металась бы в угол из угла.
Это такая зима.
Черная капелька, несмываемая смола.
Ты бы со мной никогда.
Елочные украшения, искусственная слюда.
Мне бы Рождество встретить, мне бы купить вина.
Это такая страна.
* * *
Ты оказался таким доверчивым, таким славным. Красиво куришь, и всё остальное.
Защипы, выточки, мелкие складки и вино-вино красное сухое.
Я только один-один сделал глоток и умер. Умер я замечательно театрально.
А ты загадочный Гумберт Гумберт - в оркестровую яму с пустым стаканом.
Тут всё скрипки-скрипки, виолончели. Тут всё деревянные дудки-дудки.
Сделаем-сделаем лестницу и качели. И закрепим гвоздиком серебряным хрупким.
Может, я устану или обижусь, но никогда-никогда не покажу вида.
Эта ручка женская без перстней, это сказка-сказка моя, Сильфида.
Замечаешь ли, как мне весело?
Ты не найдешь, да, наверно, не станешь искать скрытые тексты, феноменальные шифры.
Зачем тебе эти дурацкие шеренги непонятных знаков?
Эти столбцы, строки, точечки, выдумки греков?
Можно и без этого жить посмеиваясь.
Зачем тебе эти длинные табачные трубки, полосатые пиджаки, шелковые юбки. И
эти глупые французские сказки.
Эти сказки французские глупые до сумасшествия.
Видно, чтобы достать эту сказочную гранату из связки.
Достать, бросить и выйти из вражеского окружения.
Я бы целовал тебя. Я бы тебя нюхал. Я бы искал в шерсти твоих невидимых маленьких блошек.
Посмотри - я тоже умею кружиться и стоять на пальцах.
Разве этого недостаточно для того, чтобы присмотреться и не расставаться.
Я бы весь алфавит скомкал, вычеркнул и заменил одной буквой.
А потом метался бы и страдал.
* * *
Вот вернется застенчивый Вацлав под немецкое танго, под песенки Марлен
в парике, в мужском незаметном гриме.
Мне бы тоже за ним увязаться, пройти по сцене,
почувствовать, как обжигают колени золотые прожилки заветной земли
в полусвятом усыхающем Харбине.
Мне бы за город, где дикая флора и неведомые племена,
где можно ставить силки, рыть ямы для волков.
Там меня сладкие запахи преследуют.
Мускус, корица, анис просачиваются меж шестеренок и валиков.
Можно голос потерять. Я и жестами объясню тебе то, что хочу.
По-китайски, клинописью, просто глазами, как объясняются звери.
Каждая птица помнит эти знаки.
Если захочешь, то в любой цепи найдешь более толстые звенья.
Вацлав, я от этого становлюсь злее.
Я и танцы твои видел в обмороке, в замкнутом пространстве декораций. И
все-таки я говорю: "Продлись продлись, Нижинский.
Жаль, что мужчины не танцуют на кончиках."
* * *
У любого сумасшедшего дома есть свои звезды, которые падают надменно, важно в каждой палате.
Кто-то щелкнул пальцами, указывая на эти звездные по́рты
медсестре в твердом больничном халате с черной родинкой на щеке, которая ее не портит.
У каждого сумасшедшего дома есть свои слезы на кончике скальпеля, на серебристой нитке.
Эти прочные теплые капельки медленно, инстинктивно ползут, как улитки,
смачивая каждый сантиметр пижамы, грядушки, кафельной плитки.
У любого сумасшедшего дома есть свои танки,
есть обожженные войной документы, фальшивые бланки.
Есть следы на потрескавшейся каменной кладке,
прогинающиеся под тяжестью книг полки и купающиеся солдаты,
зализывающие свои царапины, ссадины, ранки.
Но не в каждом сумасшедшем доме можно найти хитрые лазейки,
музыкальные инструменты и птичьи клетки.
Всякую чепуху можно найти - пуговицы, выкройку кокетки, копейки,
но не найти скрипки или кожаной плетки.
Вот так и стоишь целый день на лестнице, в раздумьи, заглядывая в пролеты,
чувствуя, как тают зажатые в кулаке таблетки.
Пушкинские вариации
Бежал бежал твой конь, тебя проклинал, видела видела я,
проклинал тебя, через Дунай проплывал, воду глотал.
Видела я и женщину твою, глупую женщину, в волосах ленты, перстни на руке.
Бежала бежала женщина твоя, тебя проклинала, видела видела я,
как она волосы рвала, плевала, падала на землю, локти сбивала.
Видела я и друга твоего, и коня его видела, породистого рысака.
Бежали они, бежали, тебя проклинали, видела видела я,
лучше на войну, говорил твой друг, лучше на бойню, говорил его конь.
Видела я и всех остальных, вижу теперь тебя самого,
чувствую, голова болит, чувствую слабость в ногах.
Не смогу не смогу я убежать, не сумею проклясть,
много много нужно для этого заклинаний, распятий и плах.
Клоун солдат
клоун:
Как изменился за пять лет Кадис.
Розы растут из булыжника, нет ни одной женщины.
Только цветы и солдаты, корабли и тюремные башни.
Дом мой остался прежним: в каждом окне - падший ангел и очистившийся грешник.
Думаешь, я испугался, обратно уехал, даже дня не провел в Кадисе, никого не встретил.
Неправда неправда. Все солдаты были моими.
Каждый оставил желтую розу, каждый воткнул мне в руку булавку.
Каждый назвал меня ублюдком и на крови моей умер под плеткой,
под плевком, под каблуком, став буддой.
Холодно мне стало, окоченели руки, ледяными стали булавки.
Солдаты говорили: промозгло в этом доме, страшно в этой клоаке.
солдат:
Трудно быть ледяной иглой острой и хрупкой.
В бою мне подарили пулю, к самому сердцу прикрепили.
Меня не убили, просто на землю положили.
Я и сам не раз это делал с другими.
Не думай, что я испугался, смирился.
К моим ногам нужно привязать камни, чтобы я с землею слился.
Наполеон мимо прошел, улыбнулся и отдал мне салют.
Мертвые кони его стоят в стороне и блюют.
Я ждал ждал твоего возвращенья, твой дом сторожил, подстригал клумбы.
В городе тебя искал, заходил в кафе и клубы.
У каждого камня тебе служил, примеряя разноцветные парики.
Ждал, чтобы тебя по-настоящему пристрелить из набухшего члена, стиснутого в руке.
Письмо к Соне Б., которая уехала и не вернулась
Я бы сроду не стала писать этого письма, но я дура.
Дура, какую поискать.
Я влюблена. Его костюмы:
Жизель,
японская императрица,
невеста-девственница.
Можно меня ругать, можно не любить,
но я умная и красивая.
Что-то происходит в моих теле и голове.
Вспомнишь ли про меня на костре, Тиль.
Я бы сама сгорела-сгорела, да не умею.
Закружи меня, упавшая мельница, надломленная карусель.
Я сгорю, умница моя, и согрею тебя, согрею.
Птица сказала мне: Какая ты сегодня красивая.
Еще бы не быть красавицей.
Просидела всю ночь, проплакала.
Доктор пришел, а я сижу, плачу.
Потом я спала, и Мадрид стоял неприступный.
Знаешь, я маленькая тварь, преступница.
Я украла твое лицо.
Угадай, почему ангелы - ангелы.
Я смотрю на тебя и думаю. И
пою страшно жестокую песню:
"Ты меня не ласкала, не любила.
Я умираю, засыхаю.
Чувствуешь, внутри моего тела пустота,
водяные пары, сернистый газ.
Софья моя, девочка-змея."
* * *
Только б не стало холодно клоуну и солдату. Этим надменным парням, развратным братцам.
Тебе их жаль. Ты с ними выпивала, гладила по лицу, целовала руки.
Только б не стало им холодно, только б не стало им жарко с польскою пулей во лбу,
когда они пересекают земли из Познани в Краков.
Выросли рукава у клоуна, закатились глаза, пена пошла изо рта.
Голого клоуна трудно узнать, трудно запомнить голого солдата,
когда они с медною пулей во лбу идут по польским полям.
* * *
Как ангельская дева, как монастырская вдова выходит Изольда.
Срывается, стрекочет: некого судить, некого избивать.
Золото-золото она любит.
Полетела Изольда - избавляется от боли.
В руках ее побывали огромные бриллианты.
Мужчины ее целовали, вином поливали. Потом сорвали Изу, выгнали из рая.
На губах у нее сладкая пена. Есть ресницы, брови, огромные перья.
Словно наркотик изольдино пенье.
Кроме золота, Изольда любит солдат. Солдатский запах, солдатские кованые сапоги. И
солдаты Изольду любят.
Посылают треугольные письма.
Посасывая карандаш, пишут на конверте: Изольде, единственной на свете.
* * *
Помнишь, в январе птицы замерзали, падали вниз?
Теперь их тельца вылупились из-под снега,
переливаются, блестят.
Бедная Зоя
Из пьесы "Девушки"
1.
Зоя идет красивая, умная. В песцовой шубе, пуховом платке.
Долго-долго красила губы, подводила глаза.
Зоя, смотри - мужчины идут-идут, оглядываются на тебя, показывают рукой.
А ты письма пишешь. Свердловск. Барнаул.
Помнишь, ты и мне посылала приветы, прикладывала волосок.
Твои волоски разлетелись по всей стране.
Ты говорила мне: "Рождественский ангел все время трубит и трубит.
Это меня погубит, скрутит, сотрет.
Видишь, где я храню беллин маленький самолет.
Он в горячих руках моих изгибается и хрипит.
Демоны приходят, снуют, заглядывают в глаза.
Трахни-трахни меня под водой.
Жаль, что я не могу тебе рассказать, как в мои легкие проникает вода."
Бедная Зоя во гробике ночью лежит. Шевелит Зоя губами, несчастная Зоя дрожит.
Зоя-зоя, наступит и твой черед. Слушай свое сердце, Зоя. Сердце твое не соврет.
2.
Стыдно-стыдно ничего не уметь, не хотеть научиться.
Казалось бы, взрослый уже, умный такой.
Бедный, ты полюбил Зою-зою, несчастную королеву, мертвую королеву.
Помнишь, она говорила, курила, лгала:
"Возьмите меня в стаю. Возьмите меня.
Смотрите, читайте, - я дочь короля.
Я умею по-королевски думать, по-королевски говорить. И
в этом облике, и в этой кутерьме,
в бесстыдном обмороке, в облаке, в тюрьме и
в самом центре маленькой страны, что не страна совсем, а так -
кусок луны, обломок никакой величины,
где в каждом кратере космическая грязь, я изменяюсь, исчезая и дымясь."
Ты теперь сам станешь мертвым.
Во гробике холодно, во гробике не будет меня.
3.
О хищница, о божество, свою тележечку кати, тяни, вези.
Помнишь Зою? Была Зоя, умерла Зоя.
Вечером смеялась, курила, лгала, мяла сигаретку, рассказывала,
сколько написала писем, сколько еще собирается написать.
Потом легла в постель. Так и осталась лежать.
Она ведь и мне посылала длинные письма, вкладывала волоски, трафареты ладоней,
какие-то смешные картинки, аппликации.
Если бы она могла, поднялась на скалу, камни кидала,
взлетала, парила, мчалась, обгоняя Икара и Дедала,
плавясь, как парафиновый самолетик, загоревшийся изнутри.
Спи, утопленница, пленница Зоя. Во сне тебе хорошо. Он отличный антиприпадок.
Как в русской пословице - не надо тебе ни мужчины, ни припарок.
Жизнь преподнесла тебе самый дорогой подарок и ушла,
даже не скрипнув рассохшейся половицей.
Знаешь, Зоя стала птицей, стала запахом, измельченной корицей. И
хотя она была прилежной ученицей,
обернулась кукольным трупиком, пластмассовой гробницей.
Продолжение книги "Столько ловушек" Примечания Кадис - город на юго-западе Испании. Основан финикийцами. Древние греки называли это поселение Гадес, в соответствии с представлением о том, что царство мертвых (Аид, иначе - Гадес) находится на крайнем Западе их ойкумены. |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Библиотека молодой литературы" | Александр Анашевич |
Copyright © 1998 Александр Анашевич Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |