[Стихи]. М.: Владом, 2000. ISBN 5-93429-005-3 Дизайн обложки Михаила Макеева. 192 с. |
ПОКОЛЕНИЕ А.Еременко В пятидесятых Ах, дранг нах остен, 1982 |
НЕГЛИННАЯ РЕКА
я родился и рос как положено на берегу реки в деревянном доме
почти в избе
и я бы тоже однажды наверно вернувшись из странствий
устами к этой реке приник
но с 1819 года она в трубе
и об этом факте я недавно узнал из книг
ибо родился я не в 1819 году а позднее хотя и дожил до седин
это можно проверить в книге судеб есть запись на букву Б
и об этой реке я вспомнил сейчас потому что я сам в трубе
может это не так заметно потому что не я один
однако бублик это не только дырка особенно если он тор
ведь что такое вообще топология если не поиски жанра
с заходом на тот свет
как выясняется даже шандор петефи не столько погиб в бою
сколько женился на дочке
баргузинского почтмейстера
и вообще оказался хитер
и об этом факте я недавно узнал из газет
фирменный магазин фабрики большевичка открылся на том месте
где я родился и рос
где ввиду отсутствия плетня не на что наводить тень
где предельный страх и предельная храбрость
одинаково портят желудок и вызывают понос
и об этом факте поведал еще монтень
я ни разу не был на том берегу реки хотя и дожил
как уже было сказано до седин
ибо вброд эту реку не перейти и кроме кузнецкого
вроде бы нет мостов
человек отличается от коллектива тем что всегда один
коллектив отличается от человека тем что всегда готов
не люблю играть в партизаны в кто предал и в кто донес
ибо каждый из тех кто сегодня прав
уже в следующей серии виноват
человек пластинка неслишкомдолгоиграющая и несовсемвсерьез
может об этом еще никто не поведал но это факт
1989
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
твои черные окна опять озаряет не мысль
но салюты
в ожидании твердой руки
засыпает седой активист
с комсомольской улыбкой малюты
засыпает джоконда
с улыбкой
в ожидании твердой валюты
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
голос за сценой
букет в неумытой бутылке кефира
в ожидании виз
спят с надежной в глазах прихожане овира
в положении риз
вяжут шведское лыко с японским
сторонники мира
Эрцгерцога Фердинанда на полпути в Cараево
ожидает поэт А А и Черная дыра его
по требованию бастующих шахтеров
звучит концерт кара-караева
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
мальчики в ожидании
одноразовых шприцев
девочки в ожидании
одноразовых принцев
|
мафиози с усами
у платного туалета
под неоновым Ж
вас ожидает вендетта
глаз не смыкает страна в ожидании суверенитета
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
принц-неформал
в ожидании друга горацио
президент-самопал
в ожидании инаугурации
король поэтов
в ожидании денатурации
А ТАКЖЕ
читателя
советчика
антисоветчика
зенитчика
ракетчика
врача
стукача
комитетчика
бича
аппаратчика
ответчика
автоответчика
истца
ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
лицом
к лицу
лица
1990
* * *
ГОД ЗА ТРИ
поскольку отчасти гоним.
Всегда броневик
под всегда воспаленную речь!
И деньги нужны позарез
чтоб их бросить в камин,
и слава нужна позарез
чтобы ей пренебречь...
Я писем длиннее
уже никогда не писал
и женщин страшнее
уже никогда не любил,
и свет вырубал,
и когда его снова врубил
отсутствием свиста
зашелся пустой кинозал.
Прогулочный катер
по трубам Неглинной реки,
комедия масок
в семейных трусах БУДЬ ГОТОВ,
Дисплея Господня
ошибка в начале строки
возводится в степень,
в квадрат Патриарших прудов.
И слава такая
которой легко пренебречь,
и деньги такие
которые только в камин,
и речи такие
которые должно пресечь,
и годы такие
которые три за один...
1990
* * *
не молитесь и не материтесь вдогон
обещаю отвальную
если намылюсь
да о чем это я
здесь не международный вагон
этот жесткий вагон
из москвы отправляется в вильнюс
не даю прикурить
не намерен вступать в диалог
не такие понты
чтобы бацать зубами чечетку
потому что живу
потому что могу
т.е. мог
выходить на пруды
не мусоля в кармане свинчатку
нас как птиц по москве
кольцевал високосный февраль
орнитолог небесный
пометил оставшихся
в марте
я имел эту жизнь
этот город
страну
и букварь
а уехать в париж
все равно что приблизиться к смерти
а вот это не надо
а вот это без нас
в комсомольском оргазме
с вибрацией икр и предплечий
мне еще не чужая
религия полых пространств
мне еще не чужой
безнадежный язык человечий
1991
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ
...и когда встаешь,
получив промеж
ошалелых глаз,
но встаешь все реже
ничего смешнее,
чем ГОРОД ЛЬЕЖ,
как бы это ты
на прогулке в Льеже,
и когда не поймешь
что пьешь, что ешь,
как живешь,
и живешь ли на самом деле
ничего смешнее,
чем ГОРОД ЛЬЕЖ,
все отели его
и не все бордели.
Все одно зарубец
там где зарубеж,
и уходишь если
так хлопнув дверью.
Вот Арабов был
в ГЕОРГИУ-ДЕЖ,
врет, конечно,
но я ему очень верю...
Ну не ты, не так,
но не здесь, так где ж?
...этот дед на вате,
оскалясь глупо,
ничего смешнее,
чем ГОРОД ЛЬЕЖ,
не найдет в рукавах
своего тулупа.
1990
СТИХИ ПОД ЭПИГРАФОМ
j'ecris ton nom
p.eluard
на винах шампанских
бургундских
анжуйских
туренских
бордосских
эльзасских
савойских
каорских
и даже на водке смирновской
на сыре рокфор
камамбер
ливарю
эмманталь
бофор
валянсе
куломье
саннектер
на всех круассанах
бриошах
багетах
фиселях
на устрицах
мидиях
крабах
лангустах
креветках
улитках
и даже на л я ж к а х л я г у ш е к
я пишу твое имя
но не мое
1991
* * *
что-то многое стал забывать
даже абзац три дефис два
морального кодекса строителя коммунизма
почему-то всегда в парикмахерской
даже державную поступь стиха
коим свинарка во весь экран
клеила пастуха
в гуме у фонтана дружба народов
где сколько уже и не вспомню баб *
и все золотые
и все без греха
да не гум это
вднх
а еще был фонтан на лубянке
но этого я не застал
я застал уже этого
и пьедестал
что-то многое стал забывать
я юный пионер советского союза
перед лицом товарищей
я робинзон крузо
перед лицом пятницы
я пятница
перед лицом субботы
что-то многое стал забывать
этот эдипов
военно-промышленный
комплекс
этот эзопов
язык
отварной
в майонезе
что-то многое стал забывать
но помню
когда великий глюк
явился
и открыл нам новы
глюки
не бросил ли я
все
заявление
прошу предоставить мне
нервно-паралитическое убежище
по месту жительства
1991
* а еще был фонтан на арбате
там где сейчас генштаб
АВГУСТ В ПАРИЖЕ
я говорю на чужом языке и осторожно
тупею
йогурты поедаю а также папайю
и маракуйю
и маракую о тех кого
обрекаю
на портупею и огурцы
с перепою
я говорю на чужом языке и в витринах цветут
ананасы
неча пенять коль случилась такая
абсцисса
пруд патриарший нельзя как хорош
с монпарнаса
танки ушли по-английски
турусы теряют
колеса
вот тебе бабка и план
барбаросса
может и выживем в средней в своей
полосе-то
там где бандьера то роса
а то полосата
а на закате такая в пруду
позолота
что и не дать и не взять и не снять
с депозита
1991
КУДА ПОДЕВАЛОСЬ ПРОСТРАНСТВО?И вновь в Москву на недолгие вакации воротился интеллектуальный культурист постмодерна, методично осваивающий дискретные структуры бытия. Некогда, еще в некотором царстве предыдущем государстве, лет эдак двунадесять назад мы были молоды и часто встречались, обитая в соседних типовых ячейках социалистического общества на краю московского зюйд-зюйд-веста. Помню однажды в не очень студеную зимнюю пору я вышел от него и сел в автобус. Между нами была всего одна остановка, но в ней как в компьютерных байтах спрессовалась вся бесконечность отечественных пространств. Сперва обшарпанность параллелепипедов его микрорайона #17, затем хваленая бескрайность снежных полей, вдруг церковь на холме, вновь белые плоскости равнин, леса и перелески, и наконец те же параллелепипеды, но в ином беспорядке. Мой микрорайон #3. Казалось все это мирозданием. И вот теперь мы снова встретились, давно не соседи, не земляки, и даже не совсем чтоб соотечественники. Между нами полглобуса, а вот ощущение пространства исчезло. Куда же оно подевалось? Мы начинали в период агонии коммунистического мифа под смачные однополые поцелуи генсеков, когда российская поэзия была четко разделена на два потока на поэзию официозную, с необходимостью говорившую ДА окружающему вялотекущему идеологическому абсурду и поэзию диссидентскую, с той же обязательностью хором говорившую НЕТ. Самые талантливые наловчились так говорить ДА, что сквозь него просвечивало НЕТ, но и они не замечали, что вынуждены работать в заданной плоскости меж навязанных полюсов. "Новая волна", "другие поэты", "параллельная культура", "граждане ночи", "советский андеграунд" как только не назовут потом поэтическую генерацию рубежа восьмидесятых, попытавшуюся вырваться из сильного магнитного поля с его четкими плюсом и не менее четким минусом в другое измерение, туда, где объем и новая степень свободы. От пресловутого ДА и НЕТ, от хрестоматийного ЧТО ДЕЛАТЬ? и КТО ВИНОВАТ? к универсальным, последним вопросам бытия, вопросам внутренним, ибо, как заметил еще Лев Толстой (цитирую, разумеется, не по первоисточнику, а по какой-то давней заметке не помню о чем) настоящие двери для решения вопросов открываются только вовнутрь. Такова этика, но была и эстетика. Конечно, саму ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ тогдашней "параллельной культуры" имеет смысл трактовать не столько по Евклиду, сколько по Лобачевскому, когда через исходную общую точку проходит не одна, а бесконечное множество параллельных прямых. В этом объяснение бурного возникновения различных школ внутри "новой волны" 80-х, и неизбежность их распада, столь явная сегодня. Но вернемся в исходную общую точку. Это была попытка узреть новую гармонию в растерянности и хаосе, во всей разнородности и разномасштабности окружающих объектов, поиск иного взгляда и метода описания. Сгущение и дробление смыслов, уплотнение пространства и времени в текст, поиск метакода мироздания замах воистину вселенский. Заметим в скобках, что именно в это время появилась фрактальная геометрия Бенуа Мандельброта, талдычащая практически о том же, поразившая воображение ученых почти пугающим ощущением новой гармонии в хаосе, но при этом абсолютно недоступная пониманию отечественных интеллектуалов-гуманитариев, со времен первого царскосельского лицейского призыва неизменно гордящихся выпускным нулем по геометрии. Однако тут нахлынули на нас общеизвестные демократические перемены, всех постепенно напечатали и оценили, появилась критика, вписавшая всех и вся в контекст, коим заниматься куда приятней и полезней, чем ковыряться непосредственно в тексте, и постепенно нам недвусмысленно объяснили, что все мы интуитивные и стихийные постмодернисты, уловившие его универсальные идеи в воздухе времени... Постмодернизм, ставший новой столбовой дорогой постсоветской литературы, оказался необыкновенно удобным для массового автопробега в силу не то полной амбивалентности правил движения, не то отсутствия этих самых правил. К тому же, столбовая дорога постмодернизма не требует смены колес на границах отечества, в отличие от дороги железной, которая у нас всем известно на что именно шире. Обнаружилось нечто со всеми удобствами не только для критиков, но и для авторов. Пандемия диагностированного у всех поголовно постмодернизма, всемирный расцвет которого с неизбежностью законов искусства совпал с его же кризисом и многократно констатированной смертью, позволила все вписать и подверстать в культурный контекст стран Большой Семерки. В результате каждый российский участник смог успешно выступить как в обязательной, так и в произвольной, но по-своему тоже обязательной программе хоть какого-нибудь международного фестиваля или симпозиума, акции или презентации, артефакта или инсталляции, хрестоматии или антологии. Авторы стали работать непосредственно для кафедр славистики различных университетских центров, как российское кино работает ныне на отборщиков международных кинофестивалей. Кто хоть раз читал лекцию в одном из таких университетов (а кто хоть раз ее не читал?) прекрасно знает, что занятие это весьма специфическое. Ибо информация, как всем известно, растет по экспоненте, стало быть читать, а тем более вчитываться нет ни времени (пока дочитаешь удвоится), ни смысла (пока поймешь удвоится еще раз). Литература, да и вся культура, становится знаковой. А знак ПОСТМОДЕРН универсален, он не требует ни перевода, ни пояснений. Как пиктограмма. Паркинг, аптека, вокзал, почта, кафе, телефон, душ, туалет, постмодерн. Короче, покойник-постмодерн жив-здоров и очень даже в недурной форме, чему свидетельством сама многократность констатации того, что он дал дуба. Меж тем как молодость прошла. И вот это уже действительно медицинский факт, который как на лице, так и за/под лицом. Молодость прошла вместе с ощущением общности пути и вселенским замахом. Способные еще что-то ощущать ощущают хаос и растерянность безо всякой там новой гармонии. С некоторой оторопью глядя вокруг, замечают, что первое поколение свободы и демократии это не про нас. Скорее мы последнее, замыкающее одновременно трагический и фарсовый круг поколение советской поэзии. Все-таки мы скорее от тайги чем до британских морей. В воздухе нового, иного времени ощутима исчерпанность не только эстетики пресловутого постмодерна, но и этики неучастия. Выйдя в иное измерение, ощутив объем, так хочется найти в нем вертикаль. А как же микрорайоны #17 и #3? |
Сбивчивые сонеты
1.
От сенной лихорадки, пустой тетрадки и от
петушиных часов, на заре издающих звук,
избавляюсь научно, меняя климат,
номера телефонов, расцветку брюк,
в русле мощных народных движений на юг
находясь, выбираю Лебяжьи... Вынут
непременную в каждом купе и нальют
в дребезжащий стакан с подстаканником. Вывод
полагаю, здесь нужен но сам не пойму,
как в четырнадцати строчках свести воедино
мужиков, закусивших конфетой "Му-му",
редких птиц, переставших гнездиться в Крыму,
и вот только теперь, обрамляя картину,
уясняю все это себе самому.
2.
Да важно ли теперь, в каком году
важнее час, минута как мы вышли,
как пахло морем в утреннем саду,
незащищенном от ветров, как вишни
губами обрывали на ходу,
какая на земле стояла тишь ни
транзисторов, ни визга... Поведу
ли речь о чем-то, ты заговоришь ли
все правильно, но были же излишни
для нас слова в единственную, ту,
счастливую, немую... Наряду
с минутой первой (о которой выше),
вторая когда замерли слова,
чтоб не спугнуть Лебяжьи острова.
3.
Ни куста, ни деревца... Гнездо под ногами... Степь.
Крымская, правда, но на закате пустыня.
Птица как занавес МХАТа взлетает спеть
можно красивое имя ее на латыни.
Труп этой птицы необходимо иметь
знаю в коллекции фауны Крыма, и не
мне становиться в балетную позу, ведь
стоит напомнить, кто мне напел ее имя
друг мой-охотник-пижон-орнитолог-ковбой
Гринченко Саня, и как говорится
в периодической прессе с тобой
без промедленья в разведку и в бой...
Гриня, прости, не забуду, как падала птица
медленно, боком, вниз головой.
4.
Ночь была как раз такая, как совесть тирана
ни пространства, ни воздуха, ни падающей звезды.
Было поздно для новой попытки уснуть и рано
для попытки прийти в себя посредством морской воды,
к тому же, почти ничего не вытекало из крана...
Что оставалось? На вышку залезть с высоты
острова скорее похожи не на Лебяжьи, а на
Сары-Булат, как их окрестили потомки Орды
острова Золотого меча, но все-таки странно:
находясь от известной эпохи вдали,
не понимаю как же татары смогли
жизнь свою сверху увидеть, при этом
не отрываясь от средневековой земли?
Определенно, тут не без поэта...
5.
Кольцевание птиц! Смесь добра и азарта
с академией птичьей науки... Здесь та
еще точность расчета погода на завтра.
Марафон в тростниках от гнезда до гнезда.
Нос на солнце как зоб краснозобой казарки,
которая, кажется, суперзвезда
книги такого же цвета. Базарно
чайки хохочут не более ста
птиц окольцовано... Вымокший Костин
(известный ученый) переходит на мат
в беседе с дипломником Гриней и гостем
(неизвестным поэтом). Однако назад
пора возвращаться, и вечером поздним
работать, пока орнитологи спят.
6.
А не пора ли нам отбить охоту
у некоторых <здесь купюра> лиц
ответственных сбираться на охоту
в международный заповедник? Птиц,
я думаю, к двухтысячному году
останется не больше, чем по ходу
стиха упоминаемых здесь <тссс!>
отдельных <вновь купюра> лиц... В угоду
кому спрошу директор повелел
сей дом в степи сменить на новодел
в забойном стиле рашн-деревяшн?
Науке дела нет до этих дел,
но орнитолог должен быть бесстрашен,
чтоб птичий заповедник уцелел!
7.
Средь цапель, чаек, караваек, вне
семьи и школы, лежа на спине,
жду орнитологов, разглядывая некий
осколок, черепок, по кривизне
наверно, амфора, наверно, греки
в каком-нибудь античном минус-веке
любили уик-энды по весне
устраивать на этом диком бреге,
не размышляя о добре и зле,
как чистится ножом живая рыба,
о солнце на охотничьем стволе,
о птице на обеденном столе,
и как меня рвало в тот вечер, ибо
мчась по степи в брезентовом козле
"Лесной охраны", упустил из виду
свой малый опыт жизни на земле.
8.
Жизнь, пройденная минимум на треть
(а говоря о максимуме, страшно
попасть в десятку) дарит мне смотреть
на птичью россыпь, стоя посередь
Лебяжьих островов, задравши
теряемую голову, и впредь
я не забуду, как умеет петь
многоголосый хор без тени фальши!
Мы возвращались, но поберегу
воспоминанье, как на берегу
исходят кровью полевые маки...
А суть сонетов лишь в желанье жить,
и, может быть, в желанье изложить
то, первое желанье, на бумаге.
9.
Какое медленное лето
на отмелях степного Крыма,
где цапля белая как прима
провинциального балета
капризно и неотразимо
застыла посреди сонета,
пока мы проезжаем мимо
нее, причала, вышки эта
школярская игра в "Замри!"
небезопасна... раз, два, три
замри! застыла в небе стая уток,
застыл в прощании рассудок,
и чуть дрожит в стекле рисунок
из сказки Сент-Экзюпери...
10.
Покидаю Лебяжьи... Пора уезжать... Остаюсь
При кольце номерном на мизинце с мольбой "СООБЩИТЕ
О СУДЬБЕ ДАННОЙ ЦАПЛИ ПО ДАННОМУ АДРЕСУ" плюс
при осколке (сонет #7), при плакатном призыве к защите
окружающих уток и цапель (добавим людей)... Что-то пульс
стал сбиваться на строчках последних. Портовое-сити
провожает наш газик клубящимся облаком пусть
навсегда, но храните меня, талисман-острова, храните
от сенной лихорадки, пустой тетрадки, от
регулярного парка четверостиший, стриженных под
комсомольскую скобку с пробором... Ну а теперь я
прощаюсь с сонетами я их писал
лебединым пером... Лебединые перья,
пусть скрипят, но при этом близки к небесам.
Крым, Портовое,
заповедник "Лебяжьи острова", 1978
1.
Родившийся и живущий в Москве
с аллергией от цветущей травы,
по улицам Москвы идущий в тоске
по улицам Москвы,
я постригаюсь в певцы старья
соцобязательства таковы.
Это, собственно говоря,
и составляет пафос терцин...
Эпос застроенного пустыря
я тебе посвящаю, сын.
2.
Что касается модной стилистики ретро,
я родился в Москве, в деревянном доме,
унесенном резким порывом ветра.
От него ничего не осталось, кроме
тополей на углах с болтовней неизменных
воробьиных семейств, копошащихся в кроне.
Что касается ветра, гудевшего в стенах,
от которого в легких пожизненный след
да хранит нас Неглинка, текущая в венах,
потому что на карте Москвы ее нет.
3.
Я учился в четвертом классе,
так хотелось трем сестрам в Москву,
да билетов, наверное, не было в кассе...
И теперь эта глупость в мозгу,
по каким причинам неясно
как цыганка на Крымском мосту
безнадежно и неотвязно
возникает такая беда!
вдруг билета от станции Вязьма
до Москвы не куплю никогда?
4.
Горожанин занавес МХАТа
я увидел задолго до
чайки на фоне заката...
Ожидая Годо,
я живу среди тех, кто помнит
кто есть кто,
но никто не выходит из комнат...
Горожанин гимн соловью
я могу сочинить, исполнить,
а в лесу его не узнаю.
5.
Долго голос мой ломался,
но никто не починил,
мне не спеть того романса,
сам который сочинил,
я слова лишь обозначу
с божьей помощью чернил
и пущу их наудачу
с божьей помощью Москвы,
ибо так или иначе
не сносить мне головы...
6.
Набираю старый номер...
Можно Колю? Коли нет.
А куда он делся? Помер...
Вот хороший был сосед!
Как-то вдруг, еще зимою...
Часом, вы не тот поэт,
что крутил с его женою?
Тот? Тогда наверняка
вы знакомились со мною
мы играли в дурака!
7.
Дома как рыцари построены свиньей.
В корсет затянута дебелая столица.
Когда б не обзавелся здесь семьей,
я б здесь не стал семьей обзаводиться...
Прости меня, в коляске спящий сын,
что в этом доме выпало родиться,
но, может, сила вся родных осин
в том, что они родные, и защиплет
в глазах, когда придешь сюда один
и свой увидишь параллелепипед.
8.
Собралась воронья стая
со всего микрорайона,
сын в коляске едет стоя,
как министр обороны,
на ходу воронам машет,
и кричат в ответ вороны...
Как бы нам достичь с Наташей
их взаимопониманья,
если факты жизни нашей
не достойны описанья?
9.
Непременно поставлю пластинку,
почему я и сам не пойму,
может быть, повинуясь инстинкту,
не велящему быть одному
в час, когда говорят о погоде,
вспоминают Ерему, Фому,
их детей, бузину в огороде,
дядьку в Киеве, драку в кино
весь тот сор, без которого вроде
можно жить, да вот мне не дано...
10.
Во вторник, в одну из семи
бесславных попыток недели,
когда ухожу от семьи
и школьники так надоели,
как прежде друзья... в тишине,
которой достиг еле-еле,
в пельменной с цветком на окне,
похожим на корку арбуза,
во вторник является мне
простая советская муза.
11.
Роняет лес все то, что он роняет...
Старик, держась за головной убор,
билеты никому распространяет...
Блестит прямой купеческий пробор
аллеи... Состоявшийся тираж
в любом билете, годном до тех пор,
покуда Богу душу не отдашь,
покуда шепчет, щурясь и наглея,
трефной старик, сжимая локоть ваш:
Россия. Лето. Лотерея.
12.
Когда засыпают поэты, а также бездельники,
в предутренний час, расположенный к мятежу,
когда завывают одновременно будильники
и дрожь проходит по этажу,
когда просыпаюсь с мурлыканьем утра туманного
и в утро туманное не просыпаясь вхожу,
толкаюсь, спешу, бормочу, спотыкаюсь и заново
так все переделаю, если смогу,
чтобы вместе со мной половина Чертанова
влезала как утром в автобус в строку...
13.
Спасибо за стекла, общественный транспорт столицы,
сосредоточены, отрешены,
моих современниц невероятные лица
в них многократно отражены,
спасибо за этот в стекле ветровом
предутренний профиль жены,
а также за то, что в вагоне любом
есть все-таки выход и вход застекленный,
ведь если в стекло упираешься лбом
холодным становится ум воспаленный...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Там в Садовом кольце я зажат как в прихожей сквозняк.
Мне отечество здесь за оврагами груда коробок,
дармовая кровать для любителей спать на гвоздях,
раздобревшей столицы массивный второй подбородок.
Эта точка на шаре из тех, что не помнят родства...
Что здесь было до нас?
Говорят, вертолетное поле.
Может быть, потому здесь шевелится ночью трава,
когда чья-то душа улетает в пространство слепое.
А когда на заре надрывается сонный петух,
проживающий в лоджии крупнопанельного дома,
надевает халаты бессмертное племя старух,
и выносит скамью на крыльцо из железобетона.
1978-1980
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
я не поэт
да и разве бывают живые поэты
я работаю в школе
преподаю математику
информатику
а также этику и психологию семейной жизни
при этом ежедневно возвращаюсь домой
к жене
как сказал романтически настроенный летчик
любят это не когда смотрят друг на друга
а когда двое смотрят в одну сторону
это про нас
вот уже десять лет мы с женой
смотрим в одну сторону
в телевизор
вот уже восемь лет туда же смотрит сын
я не поэт
да и разве не надежно мое круглосуточное алиби
приведенное выше
цепь недоразумений и случайностей
изредка приводящая к появлению в периодической печати
моих стихов
вынуждает к признанию
стихи я пишу ввиду безысходности
во время проведения контрольных работ
невзирая на все реформы общеобразовательной школы
отдельные учащиеся продолжают списывать
дабы пресечь
я вынужден сидеть вытянув шею
бдительно расширив зрачки
и вперив немигающий взор в околоземное пространство
таковая поза неизбежно приводит
к стихосложению
стихотворения у меня короткие
ибо редкая контрольная работа длится дольше 45 минут
я не поэт
может
этим и интересен
1986
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #1
А.Кушнеру
Падают доски...
Идет общешкольный ремонт.
Он затянулся, как подобает ремонту.
Я засыпаю во время контрольных работ,
но подавляю, как подобает, зевоту...
Падают листья...
В класс залетает, кружась,
несколько реплик прораба откуда-то сверху.
Школы и жизни осуществляется связь.
В третьей задаче не забывайте проверку.
Осень в России...
В четвертой задаче чертеж
необходим, и говоря откровенно,
выйдешь из школы Бог знает, куда забредешь
в хрестоматийной листве по колено.
В пятой задаче пункт А очевидней, чем Б...
Разве отыщешь ответ на таком листопаде,
если доказано, что равносильна судьбе
осень в России...
Звонок.
Соберите тетради.
1981
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #2
Когда б не игла звуковая откуда невесть,
будильный синдром без пятнадцати шесть,
петух электрический, полный злорадства,
когда бы не блажь обращению УВ. предпочестъ
обращение в шкрабство,
когда бы не микрорайон #3
со всеми удобствами жизни внутри
смертельных объятий кустов с гаражами,
когда б не брели за рассвет фонари,
сутулясь,
как все горожане,
когда бы не след реактивный,
сквозной,
меловой,
шероховатый линолеум над головой
небо с разбивкой на два варианта,
когда бы не бездна, ошибок полна,
когда б не взошла над ответом
она,
слепящая ненулевая константа...
1981
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #3
Я работаю в школе,
которую сам сочинил
очевидно, сказалась привычка к дешевым школярским обедам,
в кровеносных сосудах давление красных чернил
плюс тоска по идущему следом...
Яровое, озимое, доброе, вечное
надобно здесь засевать,
но поля просвещения не по зубам самодельному плугу...
Ностальгический ветер в разбитую дует фрамугу,
что и требовалось доказать.
Я готовлюсь к урокам,
жилплощадь сменяв на длину
дидактических улиц, старательно пройденных за ночь,
и когда я навеки усну
на контрольной работе пускай отпоет меня завуч...
А иначе моя разночинная блажь,
первобытное дело халдея
и надбавка за педагогический стаж
не искупят умения ямб отличить от хорея...
1982
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #4
...а еще, лишаясь площади, обретаешь объем
города, по которому легче бродить одному, чем вдвоем
потому что мы годы свои узнаем
в концентрических кольцах столицы,
но мосты за собою сжигая дотла,
в концентрических кольцах столицы не сыщешь угла,
кроме края письменного стола,
кроме прямого угла страницы,
есть дамоклово чувство контрольных работ
ничего не успеешь, а время пройдет,
н-и-ч-е-г-о-н-е-у-с-п-е-е-ш-ь-а-в-р-е-м-я-п-р-о-й-д-е-т
жизнь пройдет,
вырвешь лист из тетради...
Гонит ветер волну пожелтевшей листвы,
формулирует ночь постулаты Москвы,
но никто не сведет за спиною мосты,
как умеют у них,
в Ленинграде...
1983
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА #5
...если душные дни как грехи наши тяжки,
и жизнь напролет
ждешь дождя как последней поблажки,
если ливень спустя
замечаешь как время течет
по трамвайным путям,
по лицу,
по прилипшей рубашке,
если влезешь в трамвай на конечной
барабанит в стекло
наше время,
которое не истекло
по трамвайным путям Москворечья,
если питерский слог безупречный
тонет в кривоколенных просторах Москвы
значит время пришло,
которого ради
гонит ветер волну почерневшей листвы,
прошлогодней листвы
из тетради...
1985
Окончание книги "Естественный отбор"
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Евгений Бунимович | Естественный отбор |
Copyright © 2001 Евгений Абрамович Бунимович Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |