Андрей ЧЕРКАСОВ

ЛЕГЧЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ


      М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение, 2012.
      ISBN 978-5-86856-222-8
      64 с.
      Серия "Поколение", вып.34.

СОДЕРЖАНИЕ

Имена
я без тебя брился...
старушки на остановках...

Даль
MESSAGE RECEIVED: способы их решения
будешь лежать на земле Москвы...
Таким
Покрытие/удушье
Candy
Какое утро
Прямохождение
Расходится
Dream shopping
Всё в порядке
Запомнили год
Неприятное обладание отрезками небольшой длины
Указание: служба вслепую
Один почти короткий день в Москве: две плоскости
Реверс: почти далеко
Поделам
Запоминает и воспроизводит
Примерно пятнадцать лет
Не дальше порога: погружаясь
Загадки
что нам...
цветы...

Детские стихи
при пожаре...
записывает...

Первый хлебокомбинат
Репетиция
Песенка если
Скарлатина или как её
Вечером, когда всем...
Единственный сын...
Сквозными дворами скользят они...
у подъезда...

Из почтового ящика
Кухонный путешественник...
Новоспасcкий
Голова над домами...
любая работа...

Прямо перед закрытием
На достаточных...
по вечерам...
здесь в разные годы...
местного времени...
вечер горит...
все места...
В посёлке N-ском восстан-(и...
По камням...





ИМЕНА

1.

андрей принёс билеты и рамки для фотографий
в графе имени — пусто
вокруг места для фотки — ёлочкой алюминий

аня обещала снова показать этот трюк с голубями:
когда у них головы параллельно полу
а движения — из египта

паша предлагал купить у него
инвалидное кресло —
вдруг пригодится

когда я отказался
он сел за компьютер открыл подряд
28 пустых окон
встал взял кресло
вышел на улицу и передавил
всех аниных голубей

мы так никуда и не поехали
нас слишком увлекли рамки:
в одну мы поместили билеты
в другую — инвалидное кресло
во все остальные —
фотографии голубей
мёртвые и живые
изображением к изображению
то есть — лицом к лицу

2.

в следующий раз придумаю себе
другое имя


* * *

я без тебя брился
до сих пор не понимаю
как без тебя бриться

редко
не находя лица


* * *

старушки на остановках
(у каждой во рту — дождь)
спрашивают: далеко ли троллейбус
а дождь остаётся там
звучит в форме буквы ш или ж
делаешь шаг
спотыкаешься и лежишь
думаешь: ж или ш
и асфальт уже гладит
по тем и другим местам


ДАЛЬ

живые составители словарей
боятся открывать рот
боятся играть в слова
у каждого пластиковая литера в рукаве
молчание за щекой
смутная догадка о том
что в слове "rechargeable"
корень "речь"
а в стенных розетках зима
служит помощником прокурора
в звании чапаева
в области ульянова
+ бесформенный конь сколько хватает глаз

ср. вор. кур.
ляшина, ляда, лядина
пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесом земля

ненужное спрятать
нужное подчеркнуть


MESSAGE RECEIVED: способы их решения

1.

собственно, неудача:
пересказ стирального порошка,
растянувшийся на полтора часа

2.

"заходи как-нибудь
в гости
будем отжимать футболки вручную"


* * *

будешь лежать на земле Москвы
из которой растёт трава?
на камне в котором растёт фонтан?

я пробовал и столько произошло:

под Пушкинской площадью
ночью завёлся персонаж

по Тверскому бульвару
ночью не проходил никто

утром на Дмитровской
стоял метро во все
ходило где-то ещё

можно лежать и здесь


ТАКИМ

1) (образ смерти)

     голубой пот и резиновые чулки
     две губы:
     одна которая кот
     другая которая кукла
     серая и живая
     изнанка кафеля
     под рукой

2) (образ жизни)

     скачет


ПОКРЫТИЕ/УДУШЬЕ

ни один человек не ткань
пока стоит слагает на затылке
яростную ко́су
пока обнажённый утром
неподвижно смотрит в зеркало
с долгим подтёком зубной пасты
слева от полуоткрытого рта
передвигает плечами
желает быть слепым атлетом
прямо так и говорит

не знает парения
не знает плоскости
не знает изнутри
не знает остынь

разве что во время вечерней зарядки
на берегу небольшого озера
встретишь отдельного рыбака
ну он-то
может быть рыболовная сеть
леска по крайней мере


CANDY

         точно случится —
умрёшь в конфетной обёртке:

         кра
         с-ный
         ма        к

         ка-ра
         кум

         ма|ска

следствие назовёт  твой случай  "кондитерское дело"

я уже сосчитал
точное число шагов
         от дома до
магазина "Шоколадница" на Теплотехническом

я знаю
меня спросят именно об этом


КАКОЕ УТРО

под таким наклоном
начинается день
и
друиды в белых кедах converse
расставляют по местам

                  маленький зоопарк
                  в Калифорнии

      концерт с участием
      приглашённых звёзд

выставку достижений
парад планет

это предел торжественности
   для яблока
над их головами


ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

бумага подряд
главная улица
на сгибе:

правильно выбранный
глагол говорения
как спасательная служба
как вертолёт с волшебником внутри

не относится

люби меня
если я двигаюсь
не в ту сторону

люби меня
в роуминге
за небольшие деньги

не относится

подо мной
переворачивает дорогу
пока я несу
пломбир

(или в песне
было другое
мороженое?

или давай выбирать
наклонение и лицо?)

не соотносится
не со о


РАСХОДИТСЯ

в любое утро за окном
ландшафтное дитя
          ландшафтное дети — будем говорить зрение

моё объяснение — оборотень длиной
горизонт засмеётся — только моргни
книжки можно читать только в ду́ше вслух
от пристального царапины на ладонях

вечером проверяем:
на детской площадке — полые железные трубки
          на ландшафтной площадке — фьорды       фьорды
холмы            холмы


DREAM SHOPPING

фотокадр:
несколько баскетбольных
в одну корзину

слепая уверенность
что они непременно

типа они есть
именно те грейпфруты
которые
поштучно

в круглосуточном за деньги
о каких неприятно думать

утро — близкое
в нём сегодня

может быть киви
сливы господи
красивого цвета
груши сортов
благословенных
обязательно
поимённо

баскетбол
невозможно себе представить

круглые как один
медленно двигаются
все попадают
как стояли — подряд
как нарисованные

друг за другом


ВСЁ В ПОРЯДКЕ

холодильник глубокой весной

с поверхности
всё утро счищали птиц

медленно садились красивые насекомые

около того

посмертная запись
через цветение:
кроме как космос

и ещё

лампы дневного света
продолжают работу


ЗАПОМНИЛИ ГОД

когда возвращались пешком домой
через городской сад
с некоторым трудом

голуби сами затягивались за спиной

настоящие мужчины
говорили в караоке
свои спрятанные имена


НЕПРИЯТНОЕ ОБЛАДАНИЕ ОТРЕЗКАМИ НЕБОЛЬШОЙ ДЛИНЫ

на ощупь
предпочитаю
плакать

собственность
в двух ладонях

куда уехать?

сколько кинематографа

постучали в дверь
принесли
смущение
неспособность
стыдные чудеса

вышли и сели
в чёрный автомобиль

вышли и сели
в белый автомобиль
красивый

форточка
не может закрыться

продолжай кричать

две точки на шее
одна под коленом

молоко тупое

с каждой минутой
это всё более
понятно


УКАЗАНИЕ: СЛУЖБА ВСЛЕПУЮ

1.

и мы умеем
комкать эти
неподвижные фигуры
в руках —
кожа фокусника
у нас

как в детстве
спрашиваем:
ну что тебе сделается?
ну

2.

не холод
ни капли
лишнего
ни места
от этих
самых красивых на земле мест
самых необходимых в доме лестниц —
жалобное
небытие


ОДИН ПОЧТИ КОРОТКИЙ ДЕНЬ В МОСКВЕ: ДВЕ ПЛОСКОСТИ

одна

светильник садовый
пряник имбирный
горошек зелёный
ненужные мне предметы
типа как пережить опыт
горе в одной ладони
уехать в европу
или на восток

другая

нам
не жившим во
время
опыт — отмотать
сухая трава прикинь
грязный снег и сухая трава
опасной бритвой
опыт прикинь
любовь


РЕВЕРС: ПОЧТИ ДАЛЕКО

мы любим всех мультперсонажей
и новая рана лежит
поперёк, поперёк

это мы пели так
не помню когда
не в городе
кажется
была весна

мы были в курсе
что дальше


ПОДЕЛАМ

в трансформаторных буквах —
опасный свет.
в придорожных ягодах —
страшный сок.
в необходимых пределах
безвыходных поручений
долго и далеко ходить:
от них до них (смотри выше),
непременно
в шапке и сапогах,
предлагать в ладонях,
недолго смотреть в глаза,
возвращаться нужное число раз,
мимо плода и знака
и ещё раз — плода и знака.

опасные буквы не складываются в слова
страшные ягоды не складываются в кусты

запоздалая записка,
найденная в кармане
пустой рукой:
не влезай, не могу обещать, не знаю что может быть
не садись на пенёк, мало ли что ещё


ЗАПОМИНАЕТ И ВОСПРОИЗВОДИТ

не видно —
их не было
или
уже стоят на своих местах
держась за руки
как небольшие дети

я помню —
нас выбросило
вверх и вперёд
сквозь стекло и свет

(молчание приборов
измерения и распознавания

воздух
створоженный взрывом

эта комната
где мы стояли и смотрели на них)


ПРИМЕРНО ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ

1.

белые буквы шелковицы
тёмная комната ежевики
детская крымская память
все эти тяжёлые камешки
неласковые эти блики
негасимый пламень ясности
до боли сгущённый жар
весь расставлен круго́м
среди добрых рыбаков и камней

мы уходим от них
шестилетние и босые
с целлофановыми пакетами
полными морской воды
и красивых рыб

2.

ягода памяти, ненужная вещь,
монетка, зачем-то поднятая со дна.
я разжимаю руку, и рыба взлетает в свет,
после, через секунду — ещё одна


НЕ ДАЛЬШЕ ПОРОГА: ПОГРУЖАЯСЬ

не вставать утром
пересочинив за ночь
весь кафель в квартире

)()(

кухонные друзья
крошки sorti мистер мускул
если и побеждать —
неизбежно вместе

)()(

мои кисломолочные продукты

)()(

дневной свет стоит
и падает как стоял

нам это видно
через окно —
то и другое

)()(

под-
-оконник
и стол
этих красот
болит

)()(

новые новости

)()(

музыка у меня
и твои следы

долго полотенце к лицу
прижимать

книги как зайчики
находятся

постель как постель
лечь чтобы лечь
не больше

)()(

лирикалайкра
полиэсте́р
несколько раз написал и стёр
|восхитительные|
шагов
хватило
матрас гладильная доска
угол
потом другой
трогать чужую одежду руками
несколько знать


ЗАГАДКИ

1.

они пишут законы для тех
кто кашляет в темноте:

"это мы вот чего
когда одной женщины недостаточно
значит торжество природы etc.
но это чужая речь
и это чужая речь

ты слишком много читаешь
слишком много кашляешь

мы ещё придём к тебе
обглодаем все твои праздничные деревья
разобьём все стеклянные шары

будешь знать"

2.

это кто говорит "ничего ничего"
и навстречу целует утюг
роскошно показывает другую ладонь:
"закрою губы
больше никогда не буду болеть

ягода эта пламенная
промасленная доска
чистый шёлк

я терплю
терплю"

3.

заведи себе хомяка домой
путешествуй в нежные города
пока я знаю это слово несколько раз
и пишу его в бортовой журнал


* * *

что нам
какая музыка на небе
что полотенце верно пахнет дном
и горем небольшим

и — где — горят на улицах шары
а переход стоит закрыт
вот тёплый воздух ходит из угла
а вот металлолом

не помнить и не знать
вдвоём


* * *

цветы
и тихой степени
песенка ступки
как за стеной
засыпает
над зёрнами
второго кофе
или подскакивает
от скуки


ДЕТСКИЕ СТИХИ

"после поговорим.
на птичьем,
на продовольственном,
на садовом"

лучшая застёжка
на всём вещевом рынке
к лучшей пуговице
перламутровой
обращается
так


         и

соскакивает:


         раз


                  два


* * *

при пожаре
по слабости
вынесен на руках

а теперь
вытирает сажу со лба
салфеткой нетканой

плывёт по ручью как свеча


* * *

записывает
за окном
заслышав вёсельный шум:
"кружка кружи́т
и вот
каждый предмет — поёт
среди друзей"


ПЕРВЫЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ

1.

чёрный хлеб
который серый
но привычно
называть — чёрный:
"уральский новый подовый"
вместо сердца
как вместо солнца

2.

в чёрном-чёрном городе
серый-серый хлеб
он уже катится по твоей улице
он уже стучится в твои двери

3.

видишь —
поднимается
новый хлеб


РЕПЕТИЦИЯ

наблюдаем оставшееся:

первое кружево

o

листья салата Айсберг

o

переводы на основные
европейские языки

o

бразильский орех
вернулся
в свою страну

o

новое нижнее бельё
с инструкциями и предписаниями

o

если мы сегодня не потанцуем
то никогда
уже

o

мясо теплиц

o

угольный карандаш сломан
(угольный? карандаш?)

o

вот птичка вот птичка вот

o

несколько человек
в темноте
говорят


ПЕСЕНКА ЕСЛИ

1. (если отвлечься)

в зависимости
зависаем

я — так — понимаю

   от-клю-чив

      го-ло-ву

побежали отсюда скорей
танцевать под вывеской "молоко"

2. (если не отвлекаться)

мы соберёмся вместе
и будем петь знание
как поют силу —
вслух

русскую оптику
и все вещи
стоящие по местам
в ожидании нас


СКАРЛАТИНА ИЛИ КАК ЕЁ

за меня
— пусть произносят
в бинтах
               горло


через питьевую
соломинку
льётся
печеньице

в нескольких ужасах
курточку глаголом на плечах
и нарастает
гул

а потом
чего там?

одни

глаза


* * *

Вечером, когда всем
новым деревьям
присвоены номера,
озеленители
постепенно превращаются в птиц.
Ураган уносит их на другую сторону
поля, пыль ослепляет.
Теряя перья,
они собираются вместе,
чтобы искать в пустоте
благодарные тёплые руки
своего непосредственного начальства.


* * *

Единственный сын
сельского распорядителя
пытается рассмотреть,
верно ли выстроены
столовые приборы,
рассыпанные по карте, —
там, у самого горизонта.

Неверно
или
не разглядеть —
звенит
колокольчик в руках отца:
сын уходит, идёт.

Высохшие колодцы
по сторонам
полнятся шумом и пением.

Через час или два
он уже здесь,
у самого горизонта,
носит ножи и вилки,
супницы и салфетки,
половники и щипцы,
тускло светящиеся в лучах.

Последняя чайная ложка
стынет сторожем у просёлка,
предметы смыкают строй,
дула колодцев
выстреливают
сотнями птиц.

Всё сделано.
Пора выступать.


* * *

      Лист оцинкованный стальной,
      Лист оцинкованный рифлёный,
      Летим со мной
      Над всей страной —
      Туда, где луг зелёный.

Сквозными дворами скользят они
от стены к стене,
останавливаются на свалках,
спрятанных от осеннего света,
роются в мусоре,
находят стальные листы,
шумно складывают из них
журавлей
с рапростёртыми
крыльями.

Сгибаясь под тяжестью,
пробираются за город.
С возвышений взлетают.
Звенят на ветру
голоса.

И на север летят,
и к закату
у подножья горы
опускаются
медленным клином.

Там скамьи стоят
и накрыты столы.
Там хозяин их ждёт,
листая железную книгу.


* * *

у подъезда
скопление
посторонних предметов
и золы
и вод дождевых

а у асфальта — своё


ИЗ ПОЧТОВОГО ЯЩИКА

1.

шаг
многоэтажек,
пять букв —
галоп
(в общих чертах)

на полях
по волнам
уходящий

2.

"уважаемые налогоплательщики,
ёмкости новостроек
на лето
наполняются
холодной водой —

ничего не поделать"


* * *

Кухонный путешественник
просыпается в луковой шелухе,
в хлебном прахе, в крупе, в трухе,
в сухих завтраках,
в сухом-сухом молоке.

И уходит полем —
полотенцем в простых цветах,
уплывает, как в сказке,
по раковине-реке.


НОВОСПАСCКИЙ

1.

— Не мокрый пруд,
а брошенный платок:
утки вытканы,
как цветы.

— Нет,
вот:
весь пруд
утыкан утками,
как торт,
овальный и прощальный.

2.

Беговые дорожки,
дворники, голуби, воробьи,
слёзы и сладости,
осень, зима.


* * *

Голова над домами
третьи сутки висит и поёт:

"От корней до окраин
сигнальная лента цветёт,
а за ней —
лес густых аварийных огней,
шум простых новостей".

Люди слышат и спят,
люди видят пустые дома,
и встают, и поют:
"Голова, голова!"


* * *

любая
работа

чего?
любая

из двух

не из двух —

причинение
поверхностных
повреждений

первая помощь
при
поверхностных
повреждениях

(пластырь припарка плеть
локоть ладонь кулак)

четыре через четыре

без отпуска
без обеда и выходных

оплачиваемая
оплакиваемая

одна
такая
работа


ПРЯМО ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ

всё равно что —

шипучие витамины,
растворимый кофе,
мигающая
электрогирлянда
с мини-лампочками,
быстро-
возводимые дома
с видом
на воду,
рыбки,
пустые ангары

всё, что угодно
только скорей
скорее


* * *

На достаточных
основаниях
сна —
нечто,
не увенчанное
успехом:
более пятисот пчеловодов
ищут друг друга
на чужом торжестве;
пересчитанные заранее
крошки хлеба
исчезают,
не коснувшись воды;
старики
перестукиваются.

К лучшему?
Так или иначе,
легче,
чем кажется


* * *

по вечерам —
чёрный хлеб,
свет беспричинный,
дорожной работы
повышенный шум

открываешь окно
и видишь —
знакомых знакомые
оставляют на свежем асфальте
маленькие птичьи следы


* * *

здесь в разные годы
жили и работали
многие
  (несколько раз
обогнувшие столб)
по скользким полам
убеждая машины
удерживая
фрагменты
      фасада

иногда отдыхали —
круглосуточно
гладили
лепестки
спускались в подвалы
за северной выдержкой
за звездой золотой


* * *

местного времени
каждый час
в сухих и прохладных местах,
срочное фото
в обеденный перерыв

местного времени каждый час —
обеденный перерыв


* * *

вечер горит
и
ветер доносит:
дополнительного пламени
лёгкую планировку,
приблизительную разметку —
задачку
для случайного почтальона:
искать красоты́
в блеске звеньев,
гармонии —
в соотношении частей,
вступающих в город
(им навстречу
тесные предместья
встают,
готовые сиять)


* * *

все места
переставлены
расположения
сожжены
тяжёлые простыни
ненадёжные сны —
о том как последние
уходили
и
уходя
друг другу
передавали
(бережно)
перебирали
аэродромы и полуподвалы
похороны и карнавалы
улицы после дождя
улицы после огня


* * *

"В посёлке N-ском восстан-(и
                  рыба
                ложится
                поперёк
                полосы)
-овлено
|явлено|
водо-
-снабжение
жилых
и
общественных
зданий"

на станции -айской
в свежем снегу
остановлены
скорые поезда

ночное время
в вагонах
установлено с двух
до шести

в приглушённом свете
пассажиры и проводники
празднуют возвращение воды
в зрительные, торговые и спортивные залы
в учебные помещения и больничные палаты
в конторские и лечебные кабинеты
в многоэтажные
многоквартирные
жилые
дома


* * *

По камням
переходим
простую воду.

— Что ещё — за водой —
только цветы и цвета?
— Города у воды,
города для игры
в города:
города-травы
и
деревни-цветы
— Вот
  город Тмин
— Вот
  село Ноготки
— Городок Иван-Чай

Игра — кончается в воскресенье.
Жители близлежащих мест
(Одуванчика, Клевера, Резеды)
поют гостям под медленный оркестр
о простых вещах
у простой воды.




Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Поэтическая серия
"Поколение"
Андрей Черкасов

Copyright © 2012 Андрей Черкасов
Публикация в Интернете © 2020 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru