СПб.: Издат.центр "Гуманитарная Академия", 2000. Обложка Ю.Александрова. ISBN 5-93762-005-4 384 c. |
О ЛИШНЕМ Говорить о поэзии сегодня не особо принято (сегодня онa нечто необязательное, лишнее, ставшее уделом либо стиховедов, пытающихся извлечь из призрачных исчислений некий онтологический корень, либо мелодраматических персонажей, ожидающих воздаяния за терпеливую мечту о музыке сфер). Впрочем, трудно сказать со всей достоверностью, насколько это было популярно во времена, сместившие в свой черед "поэтические разговоры" в разряд явлений, отчасти не опознаваемых. Невзирая на попытки деколонизации и исключения поэзии из сферы Большой Литературы и последующего введения в условные пределы письма, ей исподволь и постепенно было отказано в наивном спрашивании о собственной природе, равно как и о пределах собственно сцены, то есть, ее "предания", книги: иными словами, об одной из тотальных форм, предлагающих существование миру вне какой бы то ни было "картины". Синестезия есть беспамятство любого определения. За границами метафоры пролегает следующая метафора, точно так же как за словом иное слово, а за воспоминанием открывает себя лишь машина, производящая воспоминания, то есть след, "состоящий из следа, умещающегося в след". Зрение также лингвистическая процедура, процесс описания, различения. Каждое путешествие послание в прошлое. В одном из многих случаев обыкновенную, написанную / изданную книгу можно рассматривать как попытку реабилитации (возможно, оправдания) предшествующей книги, если не смотреть на нее как на товар, вовлеченный в отношения, очевидно отстоящие от интересов ее писавшего и читающего. "Свистонов лежал в постели и читал, т.е. писал, так как для него это было одно и то же. Он отмечал красным карандашом абзац, черным в переделанном виде заносил в свою рукопись, он не заботился о смысле целого и связности всего." (К.Вагинов) Можно выразить лишь сожаление, что до сих поры не издано ни одной книги Свистонова. * Если допустить общеизвестное что культура, в которой мы воспитаны, принявшая нас в свое тело, формирующая язык, зрение, представления как окружающего, так и самое себя, i.e. "реальности", функционирует как метафизическая машина совершенства, неуязвимой полноты, телеологичности, то будет вполне резонно полагать, что внутреннее пространство драмы, действующими лицами которой мы становимся в момент зарождения собственной истории, может быть описано как пространство несовпадения между машиной самодовлеющей полноты, телоса и присущей нам недостаточностью, определенной заведомой конечностью существования, или же, того проще: желания. Из чего следует, что именно "я" есть брешь, зазор, с очевидной легкостью принимающий различные имена. Сравним это "я" с очертаниями дыры с очертаниями отсутствия. В том числе и настоящего, которое склонно к экспансии своего значения. Технология праздности паратаксис. Скорость безинерционных сочетаний исчерпывает возможности в головокружительной неподвижности. Однако соблазн чаще всего неодолим. Возможно, Русская национальная идея содержится в идее Рая (некоего общественного, соборного "тела без органов") и аскеза труда, преодоления собственной природы, предлагаемая таковой идеей, устраняет праздность так же, как и протестантство, ежедневно пребывающее лицом к лицу с Адом. Ошибка всегда сознательна. Подчас ошибка является результатом сложнейших, многоуровневых операций и расчетов (на данный момент Фрейду отказано). Поэзия безошибочна в любой проекции своего спрашивания о себе, поскольку является бессознательным общества (до-органическим образованием): четырехмерным пейзажем безукоризненного действия, "где все сходится в точности, даже если чьи-то записи не сходятся". Она полнейшее отсутствие (прежде всего репрезентации). Между тем, желание отсутствия сопровождается необоримым страхом преступить черту от него отделяющую. Потому такое преступление в действительности ничего не преступающее (удержанное в последнее мгновение равновесие, боязнь необратимости), пребывающее вне прошлого и будущего и прибывающее в совершенное время настоящего (которое "испаряется в собственном сиянии"), т.е. в претерпевание недостаточности возвращения к собственному началу, нельзя назвать странствием. Это не хорошо и не плохо. Это так же как: "четыре", "зеленое" или "мечта о Рае". Меня интересует не "как", не "что", но "почему". Впрочем, в странствие отправляются только праздные, празднующие остранение (и устранение) своего "я", для которых существо "другого", столь необходимое для самоидентификации, утрачивает насущность. Поэт остается плохо проявленной фотографией в альбоме своего времени. Изображение размывается в узорах проступающих солей и окислов. Иногда они представляют совершенно иные отношения. Но все это только гадание на кофейной гуще. Впоследствии с легкостью утверждают, что он/она на кого-то "похожи". О сходствах ниже. Известный тезис: "я существую постольку, поскольку существует другой" замещается иным: "так как мое "я" отстоит от моей существенности, то и "другой" в этом случае утрачивает насущность". Панъевропейский диалогизм управляет любым повествованием, но не письмом поэзии. "Ты" и "я", "прошлое" и "будущее", "и" и т.д. могут быть исчерпаны в метафоре раковины, вращающей на одной оси внешнее и внутреннее, влагу и песок, присутствие и отсутствие, раковины бывшей некогда в один и тот же миг инструментом зова и лабиринтом слуха. Определенности нет. "Не" обозначает пути, чьи траектории не подлежат ни единому замыслу или следу. Сон есть не что иное, как необходимое в данный момент сочетание фонем, предлагающее доверчивому уму тему сходств, сопряжение примеров, представление образцов, которым должно его укреплять. Казалось бы, простейшее сравнение одного с другим свидетельствует о целостности. И все же каждое, даже отстоящее другого слово, говорит о не соединимости, не сочетаемости, разорванности. Реальность состоит из дыр. Как речь из различия. Нескончаемых начал. Поэтому "поэзия это уже всегда иное". Меланхолия речи, как состояние предшествующее ее активности, возникновению, "распределению по многим местам", расчленению, "жертвованию жертвой жертве" различению. Является ли центром поля какое-либо одно зерно? * * * Было ли это вопросами на самом деле? Или же речь шла о неясных упоминаниях, прерванных предположениях, смутных слогах, чья интонация вводила в заблуждение: незавершенность тона, некое предощущение "собеседника"; но спустя несколько минут оказывалось, что ни один вопрос, из обретших свои очертания в одномерности ожидания, не имел ничего общего с иным (категория одушевленного рода изменяет направление), изводя свое начало из каких-то книг, названий, которых не упомнить, как и имен тех, от кого ожидали вероятного отклика, невзирая на уверенность в иной природе, разрушенной в неодолимом средоточии, речи. Неустойчивые системы снега или, сводимого к известным частностям в таблицах соответствий, отрицания. Тетива, лук, ложь, onion, изголовье. Удивительно, но в юности забвение казалось настолько ярким в своем неосязаемом существе, что именно в нем, как в Эдеме, мнилось, должно обретаться воспоминаниям. Эдип в Эдеме. Oдин среди колонн, between птиц и сестер. Среди колоннады "Н". Мы заключили соглашение называть это "справедливостью" и более не отступать от строгости даже в рассмотрении низших форм воздушных миров. Что взять с clue... или с клоуна? Впрочем, смущение тем, что вещь не равна себе, открывало иную перспективу: ночь памяти не в состоянии достигнуть зенита. Не потому ли, мой друг, наши сердца обращены в сторону исчезновения? Каким образом меняется мир? Или же, к примеру, это предгорье или предплечье, или татуировка на нем? Мы разносили телеграммы, познали вполне свойства графита, равно как и особенности анатомических различий, но однажды, ближе к полуночи, нам удалось создать суп и с помощью огня, много позднее, проникнуть в фальшивые тайны теллурических зеркал. В итоге Венеция была сведена к ультрафиолетовому свечению чистого эллипсиса (запах озона заслуживает отдельной повествовательной зоны: дурной вкус и только), а в сумме осталось: фольга, слюна, бумажная хризантема, дребезжание, немного тыльной жары на задворках фотографии, иллюзия воздуха, сепия, созданная посредством акриловых материалов, вкрапленных в моллюск телефона. Где найдем имена? Но, прежде всего чему имена? Скорее, именно этот вопрос возникал, когда множество образов теснилось в уме, будто в прибрежной игре отсветов на берегу, у самой воды, у кромки черепахового песка, когда вечерние искры рассвета рассекают блаженный воск глаза, когда где-то в стороне гипсового виска тает красная прядь рыбы, когда резонанс синапсов разрушают наст мозга, когда. Не устану повторять, как непостижимо совершенство звука "с". Наверху облако. Это Чехов. В сексуальном акте меня устраивает все, кроме необходимости его повторения. Достаточно ли чехова, чтобы присоединиться к процессии мертвых, к процессу алгебраического устройства? Обозначает ли "тавтология" "обучение"? Невозможно не согласиться. СВЕТ Многое ушло, многое прекратило свое существование задолго до того как исчезнуть. Что относится к лицам, именам, словам, но также к потерянным летом ножницам и нескольким книгам, судьба которых остается и по сию пору невыясненной. Нетерпимость и безразличие беспрепятственно прошли друг сквозь друга, минув необходимость быть различенными впоследствии. Словари описывают "монументальность" как продукт концентрации в одном локусе инструментов власти: армия, деньги, коммуникационные службы, университеты, промышленность. Кладбище по праву может быть отнесено к набору подобных операторов. Ангел Беньямина в рассмотрении цветущих на ветру руин величия все же нашел место в системах объяснений. |
Послесловие Михаила Ямпольского
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Аркадий Драгомощенко | "Описание" |
Copyright © 2001 Драгомощенко Аркадий Трофимович Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |