АВГУСТ 1914-го
Литературный сценарий
сергей всеволодович кряхтя и охая приподнялся и медленно двинулся к появившейся невдалеке суповой миске. запах играл здесь свою роль. первый шаг его был удачен но еще многое было неясно. смеркалось. присев на лошадь василий всеволодович двинулся наперерез валерию. катулл попятился и споткнулся. наступило гнусное молчание. кем быть? кем быть? мучительно говорил подросток семен. сверкнув лопастью в бледном свете зашедшего солнца валерий николаевич нахмурился давая понять всем остальным что валериан всеволодович допустил непростительную глупость и немедленно заговорил поминутно поглядывая на большие карманные часы. все внимательно и осторожно слушали только катулл не оставлял своих попыток усмехнуться и подтолкнуть семена плечом. лошадь насупясь лежала в углу тихо куковали птицы и медленно падал с буфета горный орел иван всеволодович. сергей всеволодович защищая спину большим кругом полтавской колбасы занес киянку над суповой миской. еще немного и все будет кончено! пронеслось в его мозгу. раздался удар и густой перловый суп медленно пополз к двери. вздыбился подросток семен и цепляясь сильными руками за уши сшиб сергея всеволодовича с ног. игорь валерианович вытащил из-за пазухи большого рыжего кота и стал кормить его грудью. однако кот грудь не брал и тоскливо смотрел на суповую лужу. прыжок. и вот уже кот вырвавшись из рук игоря вениаминовича уселся орлом над пролитым супом. комнату оросил звонкий аромат. унтер-офицер валерий всеволодович надел портупею и утершись рукавом отправился восвояси. каждый вторник он орал там вытягивая слюни по швам.
* * *
Ввиду кавказского Эльбруса
чеченец младый и лихой
сказал заведомой бабусе,
что надо кутаться дохой.
Бабуся ветхая молчала
среди кавказского хребта,
и речь ее была крепка
и извивалась, как мочало.
Она ответствовала хрипло:
"Уроки Пушкина прекрасны,
они затейливы, напрасны,
они для уха словно скрипка
в руках неловкого Невтона,
который не читал Платона,
который обществу служил
на поприще предельно-ясном,
который славой дорожил,
не размышляя об ужасном".
Старуха кончила. Чеченец
из бурки ласковый укор
явил наружу. Полотенец
не ведал он. И взор,
слезой слегка туманясь,
прелестный начертал на скалах померанец...
Все стихло. Вдаль понесся Терек,
вспорхнул громадный каменный орел.
И только двое рассуждали о портьере,
в свидетели призвав их славы ореол.
В ЕРЕВАН !
Бдит народ сминая ветки
молча падает в траву
позади кричат соседки
говорят что в Ереване
темным полем длинным лесом
мчится всадник на коне
лезет мышка скачет крышка
Пушкин лает на луну.
Гоголь сумрачный приходит
он не низок не высок
на губах его кусок
на усах его капуста
для зубов торчит висок.
На полянке кулачок
гриб старушка и сверчок
небо блещет канделябром
опускается в подвал
достает большой аршин.
Летает жестяной диван
пылает дровяной сарай.
Пришел шутник и пошутил
потом за чаем задремал
к нему подходит Пушкин дикий
и говорит: айда в леса!
Прилетел орел и сник
прибежала цапля
булка
топчет козий переулок.
Пушкин едет в Ереван.
Грибоедов съел медведя
написал стихотворенье
и уехал в Ереван.
В лес пошел печальный конь
позади кричит огонь
светят звезды вдалеке
и мужик сидит на кулаке.
Он теперь мужик уехал
он теперь туда приехал
и уехал в Ереван.
ВЕРШИНА ХВОСТЕНКО
Поэма к 26-летнему юбилею
Глава третья
Какой был Хвостенко
1) Мертвый
2) живой
3) больной
4) здоровый
5) простуженный
6) неграмотный
7) грамотный
8) умелый
9) сладкий
10) кислый
11) горький
12) вкусный
13) несъедобный
14) разный
15) красивый
16) костлявый
17) деревянный
18) стеклянный
19) оловянный
20) железный
21) каменный
22) настольный
23) двадцать третий
24) сильный
25) веселый
26) яхонтовый
27) брульянтовый
28) коричневый
29) синий
30) зеленый
31) серо-буро-малиновый
32) разноцветный
33) в крапинку
34) полосатый
35) волосатый
36) рябой
37) осипший
38) бесцветный
39) прозрачный
40) задвинутый
41) выдвинутый
42) отодвинутый
43) летающий
44) сонный
45) мудрый
46) бодрый
47) расколотый
48) целый
49) полый
50) гуттаперчевый
51) твердый
52) прямой
53) круглый
54) продолговатый
55) малокалиберный
56) изрядный
57) нарядный
58) русско-народный
59) горящий
60) свистящий
61) столующийся
62) едящий
63) пьющий
64) &ущий
65) словарный
66) пивной
67) внучатый
68) старший
69) младший
70) вольный
71) странный
72) страшный
73) шахматный
74) шашечный
75) акварельный
76) нарисованный
77) сфотографированный
78) наклееный
79) лишний
80) нужный
81) хороший
82) особенный
83) какой-то
ГАНЫМЭД
Твой шпрыц орлыный крючковат
ы ржав. Но судорожно сжав
его в руках, урчыт рэбёнок.
В кылу ударыл кыловатт
ы, скорбным жэрэбцом заржав,
дытя восстало ыз пэлёнок.
Шпрыц ыстэкал струэй нэзрымой.
Дытя, в пэрыну скрыв лыцо,
молчало. Топором паря,
прышла благая вэсть ыз Рыма
о том, что Лэдыно яйцо
об лоб разбыто трупаря.
Кадавр воспрял. Его орэл,
паря над мыром проызвола,
по наущэнью тыхаря
дытя на врэмя проызвэл
путём нэсложного укола
в промэжность крыл нэтопыря.
Грызя сухую пуповыну,
спуская в тэмя костный мозг,
орэл ызнэмогал от ласк.
Дытя дытю сосало спыну
ы, шпрыц орлом шлыфуя в лоск,
прослушывало крыльэв лязг,
вводя вампыра армяныну.
* * *
Где были сумраки горбаты,
на невесомых сосен ветках
смеялись птицы, словно даты,
благие будни исковеркав.
Там, где зеленый шар расцвел,
струились ивы, словно тени,
и быстрокрылые олени
скакали вспять со всех сторон.
ГОЛКИПЕР
Мистерия
Шитик:
Город Кишинев:
Гурман из Кишинева:
Лавочник из Кишинева:
Марафон в Кишиневе: |
спотыкается в стихах.
поэма.
сонет.
речитатив и дуэт.
стихотворный сюжет. |
* * *
Мне нравится мужчина
в зеленом пиджаке.
Вот, не боясь пучина,
подходит он к реке.
Стоит парнишка в кепке
вдали, невдалеке,
его умишко крепкий
витает налегке.
ОБУЗДАТЬ БЗДУНОВ И ОБМАНЩИКОВ!
Прошло немало времени с тех пор, как мы впервые выступили в печати с мнением о производителях. Сейчас настало время высказаться и о некоторых неурядицах, усердно затеваемых целым полчищем безобразных бздунов. Они, эти двояковыпуклые гниды, и впрямь решили затеять склоки в малонаселенных районах. Жалкое огородничество! Они думают, что это им удастся.
Но давайте трезво осмыслим происходящее. Современное общество в свете последних достижений электротехники, ботаники и химии представляют собой довольно заурядную картину. На смену арендаторам пришли производители, за ними хлынули целые толпы коротконогих бздунов и обманщиков...
Они успокоятся только тогда, когда им укажут двери бани. Это шелудивое отребье нуждается в мочалке и мыле. И это они рассуждают о справедливости! Подобно клопам бегают они по стенам наших городов и пачкают наши жилища... Видно, нравы современного общества вполне их удовлетворяют.
Но помните: мы положим предел зарвавшимся!
* * *
Первые пули дули
смело в ухо дохнули
с улыбкой румяной на влажном лице
верные други туги
на разного рода услуги
как дети укрылись в курином яйце
цепи упали на пол
пот словно яблок капал
и мир словно бык под ножом мясника
вырвал язык бывалый
когда-то праздный и лукавый
лениво бегущий по дюнам песка
радуйся синий петел
мир наш как будто светел
голубкой заснул на усталом бойце
будьте как мы упруги
на разного рода услуги
с улыбкой румяной на влажном лице.
* * *
Прелестная дева смотрела в окно,
как будто со мною хотела одно,
а я
совсем другое...
ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ, НАПИСАННЫХ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ
1. Что мы сейчас сделаем
сейчас
мы ударим кактусом по щеке
ближайшего соседа
сделаем надрез на коже его живота
и вставим туда чайник
сами же
сядем вокруг самовара и будем пить сладкий кофей
когда напьемся
пойдем на луг
и там
поймав кобылу
нальем под хвост ей земляничного варенья
пусть будет ей приятно
прогулка наша
будет длиться
на свежем воздухе
а
чайник в животе
уже поспел наверно
теперь гостям предложим чаю
и сняв с петель ворота
ударим их по голове
да так
чтобы носы не сплющить
потом пойдем в театр смотреть на мавра
а может в зоопарк
там тоже хорошо
там открывается простора много
для новых наших действий
2. Отношение к современнику
если
нечаянно столкнуть со стола стакан
вместе с прилипшей к нему дохлой мухой
то наверное нельзя рассчитать траекторию его падения
если
плюнуть в сторону вытянутых ушей современника
то можно ожидать происхождения
какого да нибудь эффекта
если не осязательного
то хотя бы слухового или зрительного
если муха
упавшая вместе со стаканом
погибнет
то есть если она была еще жива в момент
нечаянного столкновения стакана
тогда можно ожидать одно
а если нет
то
совсем другое
3. Поэт на лошади
стреножа пылкий нрав субъекта
Поэт не сознаёт объекта
а траектория его
на ораторию похожа
а может быть похожа на Ничто
пе*ит Пегас вздымаясь в гору
его Поэт торопит каблуком
украшенным коровьею лепешкой
позволю вам заметить
он наступил в нее когда в коня садился
Поэт с Пегасом вместе напоминают нам кентавра
который часто маврам угрожал
трагедией Геракла
а также
навоз коровий
на правой стороне его ботинка
напоминает нам картину
ту самую что некогда была
украшена лягушкой из Миноса
какой бы грек еще
припомнился к изрядности великой
но нет
никак не вспомнить никого
ну разве что Ахилла и Париса
которые предась содомскому греху
напоминают
ускользнувшего за поворот
Поэта на Пегасе
4. Стихи под эпиграфом
Где клизму ставят невпопад... *
железный патентованный каркас
предохранит от пули глупого китайца
но от цитаты не спасет
тем временем
на ипподроме
производились скачки трех газетных кизяков
и бард воспел их лирой звонкой
сия состроена была игрушка мастером известным
известным недугом своим
не ел он мяса никогда но лишь картофель
поэт печальный
из папиросы выковыривал начинку
затем убил бутылкой молока
квадратный кактус
толпа вскричала браво
а он опять сокрылся
в ноздре горы
поросшей густо
кустарником синюшным
* из Дм.М.
5. Стихи под другим эпиграфом
Вокруг валялися дубы... *
вытерев пыль на морду поганца положим птенца
пусть лапками глаз расцарапает
и клювом могучим отрубим ему
и щеки и веки и дуб
затем
сумеем мы наверное присниться
тому кто Бармалея не боится
но медленно стреляет арбалетом
по направлению к ягодице нашего критика
критик совершая болезненные прыжки
мечется по долине пытаясь
стрелу торчащую из геморроя
изъять
но это
труд напрасный
ах почему
он мечется так быстро
а не присядет чтоб размыслить о событии ужасном
ах почему
клюет он птицу острым задом
а не пытается понять ее строенье
ах почему
наш дорогой читатель
не вытер сопли перед чтеньем
сего спокойного рассказа
не знаем мы
и дуб из геморроя извлеченный
не знает тоже
* из него же
РОНДО
На Альтшулеровы брюки
Явились брюки посреди стола,
к блюдам и чашам винным подползая
и яства ртом кровавым лобызая,
явились брюки посреди стола.
Вскричала в страхе шумная толпа,
свои глазницы ширше отверзая,
явились брюки посреди стола,
к блюдам и чашам винным подползая.
* * *
Ругалась гневная старуха,
глазами мрачными скорбя,
кричала громко: "Есть проруха
и на меня, и на тебя!"
И жук, крыла сложив гармошкой,
накинув на плечи ватин,
понесся в поле за картошкой,
сравнявшись с тысячью скотин.
Так сказал и был таков
Лысенкову Лысенков.
* * *
Сидела женщина на стуле,
младенец ветхий у груди.
Неподалеку, впереди,
прошла коза, обкусывая ветки.
Вскричала шумная соседка:
"Дождешься ты, мерзавка, пули!
Все расскажу я нынче мужу!
Мы сад растим так, значит, нужно,
а ты его, негодная, грызешь!.."
Коза, смутясь, рога склонила,
в словах предчувствуя могилу,
и молвила: "Когда еще придешь
ко мне, о дивное мгновенье,
со сладкой веткой на зубах?
Тогда мое успокоенье
улыбкой отразится на губах..."
И так закончив свои речи,
она пошла заре навстречу
вперед, товарищи, в борьбе!
СЦЕНА ИЗ "ФАУСТА"
Поднимается занавес. Взору зрителя представляется убогая, мощеная кирпичом улица, Фауст, суетясь, вбегает.
Фауст. Эй, Мефистофель!
Мефистофель. Чего, хозяин?
Фауст. По&ать бы где, а? Что ты скажешь?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
* * *
Экая туча зловредная злонравная черноцветная черноземная
на небо выпорхнула
эка как она летает меж высоких облаков
на небо выпорхнула губами присвистнула
туча зловредная яма зловонная
пальцами прищелкнула каблуками
притопнула
туча високосная с добавлениями туча ядовитая беременная
туча язвенная туберкулезная
на небо выпорхнула
словно птица юная
словно птица юная молодой орел
ПРИМЕЧАНИЕ
Ввиду изощренных цензурных соображений лигатура сц обозначается знаком &; по этим же соображениям лигатура рд заменена символом *.