* * *
Люблю осенний лес
Под музыку Джорджа Харрисона из "Тройного альбома".
Вот сойка, словно дух осени, скачет по ветке,
Покажет в полете нижнее оперение белую сорочку и скроется в лесу.
Ни души. Только лужи.
Или солнце ударит в зрачок,
И остатки дождя висят на концах еловых ветвей.
Нравится мне и Щучье озеро с грустным видом на воду,
Когда с девушкой сидишь на сосновой скамейке,
Вынимает из волос сосновые шишки.
Но больше мне нравится идти за ней по осеннему лесу,
Наступая на листья
Прорезиненным сапогом.
Словно на привязи, взгляд прикасается к пяткам,
К шапочке волос в освещении гладком.
Свет из-под ног.
Земля оделась в кожу листьев,
Какой-нибудь зверек
Из норки не свистнет.
Мы останавливаемся перед муравейником в человеческий рост.
Грудой там свалены маленькие животные.
Мы рисуем руками осенний воздух,
Рисуем корзинку в руке.
А невдалеке
Дышат на земле легкие-листья.
Лес осенью вовсе не грустный.
Из уст листьев вырывается пар дыханья.
Здесь легко потерять человеческое сознанье.
Картины детства возникают в хрупких ветках.
На них не хватает белок.
Мы пробуем вино осени в пустынном погребе леса.
Стоят бутылки-деревья.
Впечатления сжались до листа с зазубренными краями,
Внутри тельца бушует шуршанье.
Овал лица с прической, бьющейся в истерике по лесу.
Зрачок изображает негритянку-поэтессу.
На складочку возле губ нападает птица разговора.
И время торопится: "Скоро ты увидишь лесную сестру".
Мы так далеки друг от друга в этом блужданьи,
Словно две статуи, поставленные в разных концах сада.
Ресницы мои оплели твои ноги плющом винограда.
Мы замечаем каждое дрожащее письмо-листик.
В осеннем лесу только земля
Шуршит листьями об уши.
Девушка наклоняется и срывает серушку.
Огромные дачи вырастают из отогнутого века,
Которые забыли о присутствии человека.
Девушка-льдинка тает под моими ногтями.
Стала прозрачной бело-грязная кожа березы.
Осенний лес делает нам наркозы
Ветвями-шприцами.
Засыпаем в лесу в обнимку с прической и лукошком
До новой весны.
* * *
Отчаянье.
С трудом раздвигаю лица́ виноградник.
В зыбких гранях лица сверкает улыбки алмаз.
Сколько глаз
Смотрит с мостовой, с ночных огней,
И лицо тоже неоновая лампа.
В венах девушки бурлит нефть
На краю пропасти-ночи.
Мы идем. И шаги все короче.
Обнявши ее, лечь,
Растекаясь по лужам.
Ее речь.
Переливается губная помада.
Ты рада
Лицом эту ночь растолочь.
Лицо уходит ввысь к крышам.
Мы друг друга слышим.
Разговариваем о быте кино.
А если было, то было давно.
Вот машинами город заволокло.
Вот хлопнуло и закрылось окно.
Мы идем по проспекту.
"Вот здесь меня душили", ты мне сказала.
Голова твоя была тогда из металла.
И влажные губы ветерком языка облизала.
Я смотрел и все было мне мало.
Я провожал девушку домой,
Уходя в разветвление древесных улиц
По мостовой.
И лицо ее было подобно кристаллу.
Как будто на типографской печати редкой картины
Краски немного сместились, выступили за грани
Лица́.
Пламя улыбки.
Ты наклонилась над младенческой зыбкой,
Собрала в кулак монеты пальцев
И ушла в подъезд.
Лицо твое осталось со мною,
С памятью полуостровной
Головы и пульса.
Я шел домой.
Облик твой не обернулся.
"Беги", ты сказала мне при разлуке.
Но лица кристалл
И походки ступня в горле моем
Живут.
* * *
Хрупкое тело
Обнимаю ладонью несмело.
Ладонью ладонь.
Пульсирует кровь-ящерица.
Расцветают на руке ноготки
Покрашены ногти.
Убирает руку, ведет ладонь к морю,
Где поет об Юлиане Отступнике
Лебединую песнь Богослов Григорий.
Кожа сброшенная лягушечья шкурка дышит в руке.
И царевна на холме.
Убирает руку. Бьются крыльями тонкие пальмы,
Вьются ужи и вены-скитальцы.
Если бы твою руку поднести к глазам,
Словно мотылька к огню,
И сказать слово-ню.
Ты играешь пальцами на тростнике коленей,
И взгляд полон благорасположения и лени.
Дышат яблоки и сливы горла,
И щека арбузная корка.
"Я хочу арбуза", ты мне сказала,
Поскользнулась, и в руку упало
Семечко-глаз.
Здесь, на пыльной тахте, ты страницу за страницей удавом глотала.
Лунный серп головы срезал прядь волос.
Ты, словно слепая, рукою по книге читала,
И зрачок бежал по радужной оболочке, словно школьник по льду.
Вчера мы были в Ботаническом саду,
Где листва ступни обнимала.
А потом, упираясь острыми, теплыми коленями
В мое дышащее, вынутое из воды ребро,
Ты ехала в автобусе.
А потом мы сидели одни в комнате
И слушали Листа
Среди змеиного свиста заезженной пластинки.
Мы сидели, и кровь переливалась в скифский горшок,
Испеченный до нашей эры
Руками степной женщины-химеры.
Я поймал твою руку в мышеловку своей руки,
Ты напрягла позвонки и погрузила губы в краски Боттичелли.
Сколько воздуха!
Вот портрет молодого человека в красной шапочке
Так негритянка несет на голове свою кровь-ребенка.
Вот ангелы. "Сильный", ты сказала про одного из них.
Другой, словно лотос, поник над Христом.
Мы глазами образовали Млечный путь над картинами Боттичелли.
И обоих нас руки, точно свечи, горели.
Волосы-звезды темя грели,
И сжимали сердце слоеные пирожки-позвонки.
Кровь твоя дышала в горле, в теле
Бабочкой-кофточкой.
* * *
Выхожу из храма в прообраз невидимого мира.
Стены храма прообраз невидимого мира.
Зрачки погружены в череп.
Вхожу в ледяной город атеистов.
За спиной никого.
Дитя совершает первое причастие
Ест волчью ягоду.
Мать кричит: "Выплюнь сейчас же".
А дома ждет быт. Хаос предметов.
Дух Святый, помилуй.
Кружка крепкого чая своей тяжестью
Обнаруживает мою зависимость от тела.
В храме каждая икона ренессансная картина,
Когда Бог скрывался за горизонт с горами и городами в прозрачном воздухе
И оставалось искать его в красках.
Где Бог? Он не здесь и не здесь.
Но опустелый взгляд почему-то восходит к иконе,
К отличию православия от ислама.
Теперь я дома.
Но лучше, когда все полно света,
И вещи поют о своем ничтожестве.
"Помилуй мя, Господи", молятся старухи.
А я молюсь о другом
Терновому кусту, который через столетья обовьет чело Христа,
Облаку Моисея,
Чтобы мои зрачки не расширились, когда выйду на воздух,
При виде природы.
* * *
Просыпаюсь поздно
С Григорием Богословом у изголовья
И думаю: "Сегодня поздно
Ехать устраиваться на работу".
Курю все тот же "Интер",
Пью все тот же чай,
Но листва облетела. Голо.
Взгляд-ланцет препарирует листья.
Они шуршат, свиваясь в кисейные платья.
Листья лежат в объятьях
Друг у друга.
Осень, наверное, то же, что подруга.
А я забавляюсь с дымом "Интера",
Выкуриваю до зубов сигарету
И призываю глаза к осеннему свету.
Григорий Богослов раскрыл том
И водит гусиным пером.
Девушка исчезла на работе.
Ее глаза по-египетски расширились среди канцелярских кнопок.
Ее рука
Застыла над мышью-авторучкой.
Издалека
Слежу за ее движениями
В помещении.
Я отрезан от нее телефонным проводом.
Никто не позвонит. Голодно.
Дышит, наверное, осенними листьями,
А дома картинами Альтдорфера и Кранаха.
Кровь каплет из руки раны.
Кровь приливает с работы и на работу,
Словно к голове многоногого тела.
Человек пузырь земли
Работает в учреждении.
Как она там одна справляется с авторучкой швейной иглой,
Сидит за ткацким станком,
Распускает пряжу.
Как она ходит домой,
Туфельками разбивая асфальт на брызги луж.
Девушка Иона внутри кита.
Слепота
Моя мешает созерцать уродливый город-ледник,
Где хранятся мужчины-боеприпасы
И женщины морские раковины-японки
С шумом моря в прическе.
Город спит, положив голову на стол учреждения,
Закусив лепестками губ прядь волос.
Слышен шум.
А я спасаюсь от города в комнате.
Григорий Богослов уже дописал страницу
И теперь просит подвести его, слепого, к голубю-кринице.
* * *
Читаю сладчайшие слова Григория Богослова
О плаче и о Троице.
Наше дело покоиться.
Плач плоти, побиение камнями-еретиками,
Все проплывает перед глазами.
Напасти от Велиара и всюду желание умереть,
Но смерть не приходит в дверь.
Я лежу на кровати и, вцепившись в плавник дельфина одеяло,
Думаю о том, как, затворив зренье, странствовал по жизни старец,
Составленный из двух чуждых элементов плоти и души,
Поднявший горе́ глаза в воздухе каппадокийском.
Какую тень бросают между собой прославление Слова и плач о себе.
В его жизни была одна пристань храм Анастасии в Константинополе.
Там ангелы-воробьи клевали пищу из его рук
И с купола-сна доносился звук.
Ни с кем не связанный пастырь проходил по церкви,
Еретики закрывали двери и поджигали словами храм:
"Бейте его, бейте".
Труден путь к Богу.
Надо сосредоточиться на треугольнике, на глазе, на Троице,
Чтобы не сглазил Велиар,
Выступающий с улыбкой из-за колонн.
В храме горит одна лампада.
Лик Богоматери оплеван временем и поцелуями,
Играет в неводе-чреве рыба-ребенок.
Из чрева исходит свет,
Прижимает живот к сердцу.
Ребенок родник в жизнь временную
С убийствами и смертью на пустырях городских окраин.
Пьют кровь из стекла прихожане.
Краска ребенка волнуется под устами.
Овал щеки Девы говорит о кротости плоти.
Где вы сейчас, знакомая девушка? на работе
Или спите, устав от ежа-дня.
Из расширенного зрачка Девы льется лютней стена за иконой.
Проходит старушка, голосом-колокольчиком звеня:
"Храм закрывается".
Выхожу и вижу улица сейчас обвалится
На меня.
А Богоматерь осталась в храме.
Знакомая девушка спит на диване.
Я один в городе-ванне
Среди голых машин.
* * *
Проснулся не рано.
На улице клочья тумана.
Пью крепкий чай нарцисс наклонился,
Льет лепестки в мою глотку,
Цветок-горожанин.
Я проснулся для чтения Григория Богослова, для посещения церкви,
Где нищие иконы горят.
Взгляд
Струится рекой по алым складкам одежды Богоматери,
Стучится в зрачки-дверцу.
Икона отводит взгляд.
На ее языке, на греческом, в церкви не говорят.
Ребенок свесил ступню, давит ею ладонь-виноград.
Богоматерь девушка с улицы.
Щеки ее горят от мороза.
Прихожанин ставит свечку-розу.
Бледные тени молящихся птиц
Отражаются в стекле иконы.
Майя жизни.
Алый румянец разлился по плащу Богоматери,
Закат земного солнца.
В губах Девы лепет,
В губах Христа молчание,
Язычка о зубки трепет.
Оба молчат, подставляя плащ поцелуям.
Красной кровью к Богоматери ревнуем.
В поцелуе сливается кровь и кровь,
Кровь уставшая прихожан
С кровью Богоматери, восшедшей на Престол.
Ствол
Тела колеблется под огнями лампадки.
Будущее в колыбели сладко.
Шуршат шаги, подходя, целуют плащ.
Читает акафист дьякон палач
Своего голоса в гулких переходах церкви:
"Богородица, Дева, радуйся!"
Молчит и смотрит, прижала к плечу котенка,
Как прихожан затягивает к Кресту в водоворота воронку.
Сколько взглядов отдано Ею,
Чтобы ступни ступали быстро по булыжной мостовой-винограду,
Когда выходят из церкви.
Перед ней свечки человеческие смерти
Догорают.
А она немая.
Тянутся ручонки к Лицу спелой сливе
Под платком,
Где мысль-голубица.
Вот построим дом,
Разведем на болоте чернику,
Чтоб губам впиваться,
Чтоб людям сниться.
Молятся стены церкви
О всех присутствующих здесь,
Молятся краски икон, глаза, положенные на грудь.
Обнять, прежде чем глубоко вздохнуть.
Богоматерь молится с открытым лицом,
Прячет в плащ руку-Стыдливость.
Пред Ней темнота глаз прихожан поклонилась.
Гаснут свечи. Гаснут человеческие жизни.
Акафист окончен.
Остался каменный пол под ногами,
Туда-сюда кто-то ушел.
Пред иконой горит последняя свеча,
Трепеща
За то, что она согревает своим светом.
Когда все уйдут,
Божья Матерь все так же будет молиться,
И из глазницы
Клубком паутины выкатится слеза.
Девушка на ладони
Ты вся поместилась на ладони
Вместе с туфельками и уздечкой коня.
Ты шла по ладони.
Между опухших нецелованных губ
Сияло серебро зубов, мелочь.
Ты перепархивала мотыльком через лужи и линии судьбы,
Ты.
Ты взобралась на разбросанную поленницу волос,
Достигла монастыря-лба.
А потом ты стала спускаться
Пузырьком воздуха по моей вене.
Было больно так, что я был готов
Упасть перед тобой на колени,
Если бы ты проснулась.
Ты в фонари окунулась,
Выполоскала в них зубочистку-пальто.
Ты схватила меня за руку
И тряхнула так,
Что фаланги пальцев встали деревьями.
Ты обернулась ланью, а я обернулся павлином,
А потом мы стали людьми.
Но глаз лани остался в памяти,
В памяти осталась метаморфоза оленьей кожи.
Ты наступала туфельками на ножи
Моей руки,
Которая текла параллельно Неве.
Ты обернулась во сне,
Где фонарей ангельские рожи,
И соскользнул с ладони на траву твой башмачок,
Чтобы от мармелада дрожал язычок.
Ноги твои целовали меня в суставы пальцев,
В ветви ночных деревьев,
Которые шумят: "Поверь ее шагам, поверь им".
Ты удержалась на моей ладони чудом бабочки,
Которая собирает пыльцу с кожи-лепестка.
Твои губы и твоя рука,
Отделенные от меня кожей,
Все принадлежит тебе.
А не принадлежит тебе
Походка, муравьи, озноб по спине.
И когда ты раскрываешь очи вовне,
Ты смотришь в глаза ночной тьме.
Ищешь на игральной карте моей ладони
Переулок, названье разлуки,
Розу, оброненную в мусорный ящик.
Голос твой настоящий
Настоян на розах учреждения,
В котором ты работаешь днем.
А ночью ты водоем.
Куда мы идем?
К картинам Фра Анджелико в дом.
Куда ты идешь по моей ладони,
Спутав кожу с гравием?
Ты касалась меня
Так водоросли касаются течения.
И платье шуршало, и губы пели
Слова полуприкрытые веки.
Ты наступила на Венерино кольцо,
Шарила рукой под моей кожей
В поисках выключателя.
Ты показалась в моих ногах птицей-тенью,
Отделилась от стены, воскресла.
Я пододвинул к огню свое кресло
И стал смотреть сквозь пальцы на твои ноги,
На дороги,
Которыми мы шли.
Ты поселилась в моей грудной клетке,
В горле,
До боли раздираемым чучелом канарейки
Моим голосом.
Мы прошли облаком над Невой,
А потом ты ушла, чтобы быть одной,
Снять туфельки,
Разбинтовать китайские ножки,
Которые издавали в флейте моих рук
Режущий бритвой вену звук.
Ты ушла. Ты ушла. Ты ушла,
Словно сосна из поля зрения или зеркала.
Но осталась родинка на плече
И губы сухие листья.
О чем они шептали, прижимаясь к ладони,
Впиваясь в яблоко в агонии?
Я в огне, в вагоне я.
Ты в окне, я на дне.
Держась за руки, мы не тонем. |